Николай Петров - Святой апостол Андрей Первозванный: путешествие «по Днепру горе». Историко-археологические разыскания

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Святой апостол Андрей Первозванный: путешествие «по Днепру горе». Историко-археологические разыскания"
Описание и краткое содержание "Святой апостол Андрей Первозванный: путешествие «по Днепру горе». Историко-археологические разыскания" читать бесплатно онлайн.
Книга Николая Игоревича Петрова, доцента Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, кандидата исторических наук посвящена сохраненному в Повести временных лет преданию о путешествии святого апостола Андрея Первозванного по Восточной Европе. Особенностью настоящей работы является изначальное доверие исследователя к этому летописному сообщению. Автор считает возможным сохранение данного предания в Византии от апостольских времен и приходит к выводу о практической возможности подобного путешествия в I в. по Р. Х.
Книга адресована историкам, археологам, религиоведам, а также – всем читателям, интересующимся историей Христианства на Руси.
Историческая достоверность приводимого Евсевием Кесарийским известия Оригена наиболее убедительно была аргументирована Ф. Дворником.[143] Однако, это лаконичное сообщение первой половины III столетия принципиально отличается от летописного повествования XI–XII вв. Пока мы можем утверждать лишь то, что св. Андрей, согласно выпавшему ему жребию, направился проповедовать Святое Евангелие в Скифию. И даже само наименование области миссионерской деятельности апостола оказывается весьма неопределенным.[144] Что же касается различных деталей летописного рассказа (путешествие апостола вверх по Днепру, благословение киевских гор, посещение Приильменья, знакомство с северными банями, прибытие в Рим), то, очевидно, что они никоим образом не восходят к отраженному Евсевием церковному преданию и имеют какое-то иное происхождение. Только отмеченное выше упоминание Понта в числе провинций, ставших уделом св. Петра, ассоциируется с началом летописного странствия св. Андрея путешествием из Синопы (административного центра Понта) в Херсонес, что впрочем лишь еще раз косвенно подтверждает историческую реальность скифской миссии апостола (см. ниже). Истоки же прочих компонентов известия Повести временных лет скорее всего следует искать в греческих преданиях о проповеди св. Андрея в Причерноморье.
* * *Необходимо обратить внимание на любопытные случаи совпадения некоторых элементов летописного рассказа с отдельными эпизодами «Деяний апостола Андрея» – апокрифических сказаний о первозванном ученике Христовом, восходящих ко II столетию и являющихся первичными по отношению к рассмотренному выше известию Оригена.[145] Прежде всего, особый интерес вызывает содержащееся в «Похвальном слове славному и всехвальному апостолу Христову Андрею Первозванному и повести о его хождении на божественную проповедь и о совершенных им чудесах» (7) указание на то, что св. Андрей приходит в Синопу вместе со своим братом апостолом Петром: «И вот пришли они в город Синопу, лежащий при море Эвксинского Понта, как и сам Петр в своем соборном послании пишет, что прошел “Понт и Галатию”».[146] Таким образом, отраженные в сочинении Евсевия Кесарийского сведения первого соборного послания св. апостола Петра оказываются здесь дополненными упоминанием Синопы в сочетании с именем св. Андрея. При этом скифский удел апостола Андрея отмечен в другом тексте «Деяний…» «Об остальных хождениях и чудесах святого и всехвального апостола Андрея, о его крестной, христоподражательной и славной кончине и о перенесении его честных мощей» (15) – в Эфесе (юго-восток Малой Азии) «Спаситель и Господь Иисус Христос является в видении дивному Андрею, побуждая его поскорее достичь Вифинии: “С тобою Я, – сказав ему, – куда бы ты не отправился, ведь Скифия ждет тебя”».[147] Показательно, что еще Ф. Дворник полагал, что «Андрей достиг Скифии через Малую Азию и целью его путешествия в Малой Азии было северное побережье Понта и Пафлагонии, где он собирался сесть на корабль до Скифии».[148] Но ведь именно с этого известия начинается летописный рассказ – «Оньдрею учащю въ Синопии и пришедшю ему в Корсунь, уведе, яко ис Корсуня близь устье Днепрьское»!
В упомянутом тексте «Об остальных хождениях и чудесах святого и всехвального апостола Андрея…» (18–19) чрезвычайно интересными являются описания двух проишествий, относящихся ко времени пребывания св. Андрея в Вифинии, на северозападном побережье Малой Азии.[149] В первом эпизоде речь идет о том, что близ Никеи находилась «могучая скала, называвшаяся по тому месту Кацап… где жило большое множество нечистых духов, которые насылали призраков, домогаясь жертв, ведь на ней было водружено и идольское изваяние эллинской богини Артемиды». «Придя туда со следовавшими за ним учениками (здесь и далее выделено мною, Н. П.), препоясанный божественным мужеством и соименный ему апостол остановился тогда на этом месте… Блаженный Андрей, низвергнув и сокрушив этот мерзостнейший истукан, водрузил там животворящее изображение спасительного креста. Итак, с той поры очистилась эта скала от вредоносного жительства бесов, и место это полностью освятилось». Далее же рассказывается о том, что св. Андрей «все дни проводил в селе, уча приходящих и исцеляя немощных, а ночами отправлялся на восток, к горе под названием Клид, подражая и в этом, как и во всем, своему Учителю, часто удалявшемуся и уединявшемуся на горе, и там со своими учениками молился, прося у Бога содействовать ему в деле проповеди… Случилось наутро, что бесы вошли в людей и ввергли весь народ в такое безумие, что те стали беспощадно поедать свою плоть… Спустившись к ним с горы, блаженный стал посреди них, и они тотчас прекратили поедать свою плоть, так как он запечатлел их знамением спасительного креста. Взойдя же на высокий уступ, он провозгласил им слово богопознания…»
Наконец, необходимо отметить присутствие банной тематики в еще одном тексте «Деяний…», сохранившемся в латинской «Книге о чудесах блаженного апостола Андрея» франского историка VI в. Григория Турского (27): в Коринфе св. Андрей «приказал приготовить себе баню и, когда он пошел туда помыться, увидел там старика, одержимого бесом и сильно трясущегося. Пока он ему дивился, другой молодой мальчик, выйдя из бассейна, припал к ногам апостола с такими словами: “Что тебе и нам Андрей? Пришел ты сюда, чтобы согнать нас с наших мест?”. Поднявшись, апостол в присутствии народа сказал: “Не бойтесь, но верьте в Иисуса, нашего Спасителя”. Когда же все воскликнули: “Верим тому, что ты проповедуешь”, он прикрикнул на обоих бесов, и те вышли из тел одержимых, оставив и старца, и юношу, а они вернулись восвояси. И блаженный апостол, моясь, рассуждал так: “Враг рода человеческого устраивает засады повсюду, в купальнях ли, в реках ли. И поэтому пусть будет постоянно призываться имя Господне, чтобы тот, что хочет поймать в засаду, не имел власти”».[150]
Таким образом, целый ряд эпизодов апокрифических «Деяний апостола Андрея» вызывает устойчивые ассоциации с летописным рассказом, аналогии летописному сообщению (безусловно не абсолютные) представляются очевидными: провозвестник Христовой веры направляется в Скифию через Синопу; в ходе своей миссионерской деятельности в Греции и Малой Азии св. Андрей вместе со своими учениками посещает горы, молится на них и устанавливает на них кресты, тем самым освящая их; даже в банях апостол изгоняет бесов и проповедует. Наконец, стоит заметить, что обращавший внимание на близость текста Повести временных лет мотивам «Деяний…» А. Д. Седельников, полагал, что о ней же свидетельствует и летописное упоминание исключительно имени апостола после слов «якоже реша», «наименование апостола без эпитета (“святыи” и др.) – в агиографической манере “деяний”, как поздних, так и древнейших (апокрифических)…»[151]
Как можно объяснить подобное сходство? Следует ли считать сделанные выше наблюдения основанием для предположения о компиляции апокрифических известий, предпринятой св. прп. Нестором? Вряд ли. Ведь процесс такого компилирования чрезвычайно сложно представить практически. Как это могло происходить на самом деле? Как бы то ни было – инок Киево-Печерской обители едва ли подходит на роль циничного фальсификатора, отыскивающего в источниках наиболее выразительные эпизоды для фабрикуемого им предания. Скорее отмеченные черты сходства летописного сообщения с древними апокрифическими текстами уместно рассматривать (пока что – лишь в самом первом приближении) в качестве свидетельств исторической правдивости рассказа Повести временных лет: практические особенности миссионерской деятельности апостола древнерусской хроники ничем не отличаются от того, как служение св. Андрея представлено в «Деяниях…» Более того – коринфский «банный» эпизод, сохраненный для нас Григорием Турским, возможно, отчасти объясняет интерес апостола к северному «мовенью».
Насколько уместно утверждать историчность подобных апокрифических рассказов об апостольских деяниях? Как указывал И. И. Малышевский, отвергая в такого рода повествованиях «еретические мысли и явные вымыслы суеверной фантазии, учители церкви находили, что истинное может стоять в том, что говорится здесь о делах и чудесах апостольской проповеди…»[152] Сходным образом высказывался в конце XIX в. и протоиерей Сергий Петровский – начальная редакция данных еретических текстов, полагал о. Сергий, «появилась впервые в кругах, близко соприкосновенных с Апостолами и, конечно, это можно понимать так, что составитель апокрифов был отступник, близко знавший Апостолов, сопровождавший некоторых из них, и так, что он (составитель) воспользовался в своих целях краткими записями, заметками, принадлежавшими истиным ученикам, действительным спутникам Апостолов».[153] Особенно существенным представляется замечание о. Сергия о стабильности фактического содержания таких текстов: «Основной стержень этих “хождений” – факты, (выдуманные, или действительные безразлично), из жизни Апостолов; – при популярности, какую апокрифы имели среди еретиков, не легко было бы менять факты прежние, издревле по еретическому преданию шедшие, на новые, неизвестные простому народу… А изменения, если и были, то только там, где удобно было их допустить, напр.<имер> в молитвах, в речах, которые вложены в уста Апостолов, в различных терминах, определениях и т. п.»[154]
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Святой апостол Андрей Первозванный: путешествие «по Днепру горе». Историко-археологические разыскания"
Книги похожие на "Святой апостол Андрей Первозванный: путешествие «по Днепру горе». Историко-археологические разыскания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Петров - Святой апостол Андрей Первозванный: путешествие «по Днепру горе». Историко-археологические разыскания"
Отзывы читателей о книге "Святой апостол Андрей Первозванный: путешествие «по Днепру горе». Историко-археологические разыскания", комментарии и мнения людей о произведении.