» » » Сборник статей - Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт


Авторские права

Сборник статей - Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт

Здесь можно купить и скачать " Сборник статей - Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психотерапия, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Сборник статей - Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт
Рейтинг:
Название:
Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-89353-354-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт"

Описание и краткое содержание "Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт" читать бесплатно онлайн.



В данном сборнике отражен высокий интерес зарубежных и отечественных практических психологов и психотерапевтов к методам арт-терапии, используемым в работе с детьми и подростками.

Сборник является первым русскоязычным изданием, обобщающим опыт применения арт-терапии с несовершеннолетними в образовательных и лечебно-реабилитационных учреждениях. Представлен широкий набор различных форм и приемов арт-терапевтической работы, учитывающих как возрастные и клинические особенности несовершеннолетних клиентов и конкретной группы детей и подростков, так и условия проведения арт-терапевтических занятий (школа, детский дом, дом ребенка, детская поликлиника, психолого-медико-педагогический консультативный центр и др.).

Сборник не только отражает многообразие современных методов арт-терапии детей и подростков, но и содержит многочисленные примеры работы с ними. Авторы сборника являются либо профессиональными арт-терапевтами, либо психологами и врачами-психотерапевтами, прошедшими специальную постдипломную подготовку по арт-терапии. Ценным является также то, что значительную часть материалов сборника составляют статьи, написанные отечественными специалистами, адаптирующими зарубежный опыт либо использующими оригинальные формы и техники арт-терапевтической работы.

Книга содержит иллюстрации.






– создать <…> ощущение психологического комфорта и доверия к психотерапевту, а также повысить мотивацию ребенка и других членов семьи к прохождению оценки и психотерапии в целом;

– увидеть и оценить особенности взаимодействия между членами семьи <…>, способы защиты и обращения родителей с ребенком, распределение ролей и властных функций;

– создать дополнительные возможности для осуществления коррекционных вмешательств <…>» (Копытин, 2001, с. 10).

В последние годы быстро развивается такая форма психологической помощи детям и семьям, как семейная арт-терапия (семейная арт-психотерапия) (Ландгартен, 2001; Никольская, 2005; Landgarten, 1987). Семейная арт-терапия ориентирована на решение следующих диагностических и коррекционных (реконструктивных) задач: исследование детского опыта, связанного с отношениями с родителями и сибсами, изучение родительского влияния, изучение прошлого и текущего опыта семьи, выражение и осознание неосознанных переживаний членов семьи, осознание причинно-следственных связей в отношениях и реакциях членов семьи, определение транзакционных конфигураций, выявление и коррекция дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия, диагностика актуальных семейных конфликтов, коррекция родительского поведения, развитие у членов семьи способности к независимому функционированию.

Диагностика в семейной арт-терапии основана на индивидуальном и совместном выполнении членами семьи различных заданий, в основном изобразительного характера. Эти задания могут быть дополнены игровой и постановочной деятельностью, совместным музицированием, а также техниками повествовательного подхода, связанного с сочинением историй.

Коррекция семейной системы в условиях семейной арт-терапии основана на следующих факторах: осознании дисфункциональных вариантов семейного взаимодействия, отреагировании и принятии чувств, получении нового опыта совместной деятельности и сопереживания, освоении и реализации новых позиций и способов взаимодействия, обучении адекватным и конструктивным способам выражения чувств и разрешения конфликтов (в частности, путем поиска компромиссов, согласования действий, выражения интересов и ожиданий и др.) (Ландгартен, 2001).

К сожалению, имеются лишь единичные публикации, отражающие проведение семейной арт-терапии с участием маленьких детей (1–3 года). Особый интерес представляет статья Л. Пролкс, в которой описывается оригинальная модель детско-родительской групповой диадической арт-терапии с участием детей, начиная с полуторагодовалого возраста. Автор показывает возможность проведения арт-терапевтических занятий с детьми, не способными к созданию оформленной изобразительной продукции. Она также убеждает в том, что творческое взаимодействие между ребенком и родителем, обеспечивающее укрепление и коррекцию детско-родительских отношений, возможно, даже если изобразительные навыки ребенка весьма ограниченны (Пролкс, 2006).

Программа

На основе анализа современных публикаций, отражающих практику семейной арт-терапии и семейной игровой психотерапии, и с учетом ведущих направлений деятельности Консультативного пункта ГОУ детского сада компенсирующего вида Восточного окружного управления Департамента образования г. Москвы нами была разработана и апробирована программа коррекционно-развивающей направленности с использованием методов арт-терапии. При разработке программы учитывались, с одной стороны, отсутствие в работе центра специализированных развивающих и коррекционных программ для маленьких детей (в том числе не имеющих опыта пребывания в ДОУ), и, с другой стороны, возросшая потребность в таких программах на рынке психологических услуг. Так как Консультативный пункт для родителей (законных представителей) и детей, воспитывающихся в условиях семьи, существует сравнительно недавно, то и общее направление реализации психологической помощи, учитывающей такую специфику клиентов, только начинает складываться.

При разработке программы нами также учитывался имеющийся отечественный опыт, связанный с внедрением инновационных форм работы с данной клиентской группой. Так, в частности, мы учли то, что в Москве и других городах Российской Федерации в настоящее время реализуется ряд проектов по подготовке детей к условиям детского сада. Один из проектов такого рода – «Зеленая дверца» – первая в нашей стране попытка оказания помощи в адаптации ребенка к условиям ДОУ. В отличие от данного проекта наша программа рассчитана на более короткие сроки и направлена не только на оптимизацию отношений родителей и детей и подготовку ребенка к условиям детского сада, но и на его комплексное развитие.

В настоящее время в детских садах Москвы также начинает осуществляться индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая программа «Лекотека» (авторы А. М. Казьмин, Е. А. Петрусенко и др.). Однако она рассчитана на работу с детьми, воспитывающимися в условиях семьи и имеющими нарушения в развитии или психогенные расстройства, в то время как наша программа рассчитана на детей с нормальным или минимально нарушенным развитием.

Наша программа разработана для детей в возрасте 2–3 лет и их родителей и имеет преимущественно развивающую направленность. Она ориентирована на развитие сенсомоторных, коммуникативных, творческих навыков детей, а также речи, образного мышления и способности к самостоятельному выбору. В то же время она предполагает и коррекционную направленность, связанную с гармонизацией и перестройкой детско-родительских отношений, устранением имеющихся у некоторых детей эмоциональных и поведенческих нарушений.

Программа построена с учетом стимулирования трех взаимосвязанных процессов:

• психических функций ребенка (благодаря выполнению различных упражнений и заданий – рисование, манипуляция с различными материалами и предметами, развивающие игры);

• социального взаимодействия ребенка с участниками занятий (благодаря интерактивным изобразительным и игровым практикам);

• отношений родитель – ребенок в процессе их совместной деятельности.


В качестве основы для создания программы была взята программа Л. Пролкс (Пролкс, 2006). Наша программа включает десять групповых занятий, проводимых два раза в неделю, с числом участников не более десяти (пять диад родитель – ребенок). Каждое занятие рассчитано на 1,5 часа и имеет характерную структуру, включающую: (1) приветствие и арт-терапевтические занятия за столом; (2) свободную игру детей с одновременным обсуждением процесса и результатов арт-терапевтического занятия с родителями; (3) пение, чтение книг, двигательные упражнения; (4) совместное чаепитие, завершение занятия.

Разработанная программа отвечает требованиям современной системы образования, заключающимся в том, чтобы процесс воспитания и развития ребенка проходил в условиях, наиболее для него комфортных, создающих благоприятную атмосферу для раскрытия его потенциальных возможностей. Программа построена с учетом того, чтобы затронуть как можно больше сфер психического, физического и социального опыта ребенка, а также выявить необходимость обращения к специалистам или педагогам дополнительного образования для коррекции нарушений в его развитии.

Программа предполагает поэтапное освоение ребенком различных действий с предметами и изобразительными материалами, причем использование этих предметов и изобразительных материалов в ходе занятий тесно связано с коммуникативными процессами разного уровня (в детско-родительских диадах и группе в целом) и подчинено задачам взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Развитию речи также способствует прослушивание в ходе занятий сказок с их наглядным представлением и обсуждением.

Большое значение для успешной реализации программы имеет инструктирование родителей, с тем чтобы помочь им в осознании важности свободы творческих проявлений ребенка и его самостоятельности. Ведущая группы ориентирует родителей на то, чтобы они выступали в ходе игрового и творческого взаимодействия с ребенком в качестве его партнеров и не навязывали ему своего мнения, а, скорее, поддерживали его инициативы. В то же время определенные моменты занятия предполагают структурирующие действия родителей, помогающие организовать активность детей и включить их в определенный коммуникативный контекст. Инструктирование родителей также направлено на то, чтобы помочь им перестроить привычные схемы взаимодействия с детьми и отказаться от дисфункциональных коммуникативных паттернов.

В процессе занятий также предполагается использование так называемой функциональной музыки, способствующей созданию позитивного эмоционального фона, выражению чувств и воображению.

На завершающем занятии, проводимом с опорой на свободный выбор участниками форм деятельности и состава творческого коллектива (сотрудничество в диаде или с кем-то из участников группы) и на групповые упражнения, определялась сформированность навыков сотрудничества, после чего производились опрос и анкетирование участников занятия для определения общих итогов работы и пожеланий на будущее.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт"

Книги похожие на "Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сборник статей

Сборник статей - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Сборник статей - Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт"

Отзывы читателей о книге "Методы арт-терапевтической помощи детям и подросткам. Отечественный и зарубежный опыт", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.