» » » Сергей Капустин - Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании


Авторские права

Сергей Капустин - Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании

Здесь можно купить и скачать "Сергей Капустин - Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Сергей Капустин - Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании
Рейтинг:
Название:
Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-89353-419-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании"

Описание и краткое содержание "Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании" читать бесплатно онлайн.



На основе анализа работ Э. Фромма в книге предложено описание экзистенциального критерия нормальной и аномальной личности. Показано, что этот критерий имеет достаточно высокую степень теоретической обоснованности, поскольку в более частных вариантах в неявном виде он содержится в классических теориях личности З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга, К. Роджерса и В. Франкла.

Использование экзистенциального критерия в исследовании клиентов психологической консультации с детско-родительскими, супружескими и личными проблемами, а также семей, никогда не обращавшихся в психологическую консультацию, позволило получить результаты, которые можно рассматривать как эмпирическое подкрепление классической точки зрения о том, что важнейшим психологическим фактором, влияющим на возникновение у человека многих жизненных проблем, является аномальность его личности, заключающаяся в несоответствии ее позиции природе человеческой жизни.

Книга адресована психологам-исследователям, интересующимся проблемой нормальной и аномальной личности, психологам-практикам, работающим в сфере психологического консультирования и психотерапии, и студентам психологических факультетов вузов.






Важнейшей характеристикой личности человека является наличие мотивационного конфликта между Сверх-Я и Оно. Этот конфликт обозначается З. Фрейдом в самом общем виде как конфликт между природным и культурным началами в человеке, а в более узком смысле – как конфликт между его инстинктивными сексуальными влечениями и морально-эстетическими ограничениями на объекты этих влечений и способы их удовлетворения, которые накладывает на них общество. Данный конфликт является объективно неизбежным и неустранимым, поскольку, с одной стороны, человек является биологическим организмом, наделенным от рождения инстинктивными влечениями, а с другой – членом общества, и его поведение регулируется общественными нормами и правилами. З. Фрейд придает важное значение этому конфликту, поскольку считает, что человеческое общество и человек как его представитель могут существовать только в том случае, если люди смогут в какой-то степени ограничить и обуздать свои биологические влечения. Как он пишет: «К числу своих самых важных задач воспитания общество должно отнести укрощение, ограничение, подчинение сексуального влечения, когда оно внезапно появляется в виде стремления к продолжению рода, индивидуальной воле, идентичной социальному требованию. Общество заинтересовано также в том, чтобы отодвинуть его полное развитие до тех пор, пока ребенок не достигнет определенной ступени интеллектуальной зрелости, потому что с полным прорывом сексуального влечения практически приходит конец влиянию воспитания. В противном случае влечение прорвало бы все преграды и смело бы возведенное с таким трудом здание культуры. А его укрощение никогда не будет легким, оно удается то слишком плохо, то слишком хорошо. Мотив человеческого общества оказывается, в конечном счете, экономическим; так как у него нет достаточно жизненных средств, чтобы содержать своих членов без их труда, то оно должно ограничивать число своих членов, а их энергию отвлекать от сексуальной деятельности и направлять на труд. Вечная, исконная, существующая до настоящего времени жизненная необходимость» (Фрейд, 1989а, с. 198).

Экзистенциальный критерий различения нормальной и аномальной личности содержится в неявном виде в теоретических представлениях З. Фрейда о личности, соответственно не предрасположенной и предрасположенной к возникновению неврозов, которые характеризуются дополнительными особенностями трех рассмотренных инстанций и взаимоотношений между ними.

Специфика нормальной и аномальной (не предрасположенной и предрасположенной к возникновению неврозов) личности определяется, по меньшей мере, тремя главными их особенностями: степенью напряженности конфликта между Сверх-Я и Оно, позицией инстанции Я, занимаемой ею по отношению к этому конфликту, и особенностями формирования этой позиции.

Для аномальной (предрасположенной к возникновению неврозов) личности характерна высокая степень напряженности конфликта между Сверх-Я и Оно, которая определяется, с одной стороны, силой сексуальных влечений, зависящих от природных особенностей человека, а с другой – степенью морально-эстетических ограничений, которые накладывает Сверх-Я на возможности удовлетворения этих влечений.

Позиция Я аномальной личности состоит в том, что Я сознательно признает справедливыми только требования Сверх-Я, поэтому объективный конфликт между Сверх-Я и Оно субъективно разрешается для Я односторонне – в пользу Сверх-Я. Такой способ разрешения конфликта между Сверх-Я и Оно З. Фрейд назвал вытеснением, в результате которого конфликт перестает существовать лишь в сознании человека. Но, будучи объективным, он продолжает существовать независимо от сознательной позиции Я в другой, по мнению З. Фрейда, структурной области психики – в области бессознательного.

Эта односторонняя позиция Я аномальной личности формируется у человека в раннем детстве при активном участии других людей, прежде всего – его родителей, которые, как члены общества, могут быть заинтересованы в формировании у своего ребенка именно такой позиции. Поскольку в период раннего детства ребенок находится в очень сильной физической и психологической зависимости от родителей, а его Я еще недостаточно развито для принятия самостоятельных и разумных решений, родители, пользуясь своей властью и беспомощностью ребенка, навязывают ему свои морально-эстетические идеалы, опираясь на поощрение или наказание, в результате чего эта позиция Я присваивается ребенком в большей степени иррационально под влиянием авторитета родителей.

Указанные особенности аномальной личности рассматриваются З. Фрейдом в качестве важнейших внутренних предпосылок для возникновения неврозов. Невроз возникает в тех случаях, когда человек с аномальной личностью оказывается в таких жизненных условиях, которые препятствуют реальному удовлетворению его сексуальных влечений. В этих условиях к внутренним препятствиям на пути реализации сексуальных влечений, какими являются особенности аномальной личности, добавляются также внешние препятствия, в результате чего энергия сексуальных влечений оказывается зажатой и стесненной со всех сторон так, что у человека нет никаких возможностей для ее разрядки. Эта накопленная и нерасходуемая энергия либидо и является, по мнению З. Фрейда, основным источником формирования невротических симптомов.

Теоретические представления З. Фрейда о нормальной (не предрасположенной к возникновению неврозов) личности содержатся, прежде всего, в его описаниях цели и процесса психоаналитической терапии, которая в целом направлена на изменение аномальной личности пациентов в сторону нормы. В этих описаниях нормальная личность по своим характеристикам представляет собой полную противоположность аномальной.

Главная характеристика нормальной личности, на которой базируются все остальные, заключается в том, что инстанция Я сознает конфликт между Сверх-Я и Оно и признает требования этих инстанций в качестве жизненно необходимых, поэтому они должны быть реализованы в жизни человека оба, а не одно за счет другого. Осознание данного конфликта является именно тем основным изменением в личности пациента, благодаря которому только и возможно устранение его симптомов: «Мы, должно быть, приносим пользу тем, что заменяем бессознательное сознательным, переводя бессознательное в сознательное. Действительно, так оно и есть. Приближая бессознательное к сознательному, мы уничтожаем вытеснение, устраняем условия для образования симптомов, превращаем патогенный конфликт в нормальный, который каким-то образом должен найти разрешение. Мы вызываем у больного не что иное, как одно это психическое изменение: насколько оно достигнуто, настолько оказана помощь» (Фрейд, 1989а, с. 278).

Осознавая конфликт между Сверх-Я и Оно и признавая правомерность требований обеих этих инстанций, Я нормальной личности занимает тем самым компромиссную позицию по отношению к этим требованиям. З. Фрейду приходится специально разъяснять эту важную характеристику нормальной личности, так как у многих оппонентов психоанализа сложилось неверное представление о том, что психоанализ выступает против моральных ограничений сексуальных влечений человека и призывает к безудержному их удовлетворению во имя достижения психического здоровья: «Но, уважаемые дамы и господа, кто вас так неправильно информировал? Не может быть и речи о том, чтобы совет дать волю своей сексуальности мог сыграть какую-то роль в аналитической терапии. Уже потому это не так, что мы сами объявили, что у больного имеется упорный конфликт между либидозным побуждением и сексуальным вытеснением, между чувственной и аскетической направленностями. Этот конфликт не устраняется с помощью того, что одной из направленностей помогают одержать победу над противоположной. Мы видим, что у нервнобольного аскетизм одержал верх. Следствием этого является как раз то, что подавленное сексуальное стремление находит себе выход в симптомах. Если бы мы теперь, наоборот, добились победы чувственности, то отодвинутое в сторону сексуальное вытеснение должно было бы найти себе замещение в симптомах. Ни одно из обоих решений не может уничтожить внутренний конфликт, всякий раз какая-либо одна сторона оставалась бы неудовлетворенной» (Фрейд, 1989а, с. 276). В другом месте, рассуждая о задачах воспитания нормальной личности, З. Фрейд пишет, что «воспитание должно искать свой путь между Сциллой предоставления полной свободы действий и Харибдой запрета… Речь идет о том, чтобы решить, сколько можно запрещать, в какое время и какими средствами» (Фрейд, 1989а, с. 394).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании"

Книги похожие на "Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Сергей Капустин

Сергей Капустин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Сергей Капустин - Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании"

Отзывы читателей о книге "Критерии нормальной и аномальной личности в психотерапии и психологическом консультировании", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.