» » » » Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов


Авторские права

Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов

Здесь можно купить и скачать "Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Культурология. Учебное пособие для вузов
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология. Учебное пособие для вузов"

Описание и краткое содержание "Культурология. Учебное пособие для вузов" читать бесплатно онлайн.



Данное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей.

Подробно рассматриваются структура, состав и методы культурологического знания, взаимосвязь культурологии с другими науками, различные подходы к изучению культурного наследия. Пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала при подготовке к экзамену по дисциплинам «Теория культуры», «История культуры», «Культурология», «Культура России». Рассчитано на широкий круг читателей.






Абстракции классифицируют и по уровню. Так, абстракции реальных предметов называют абстракциями первого порядка, абстракции от первого порядка называют абстракциями второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстрагирования характеризуются философские категории.

Идеализация – мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. В результате идеализации образуется такая теоретическая модель, в которой характеристики и стороны познаваемого предмета или явления отвлечены от конкретного эмпирического материала и при помощи мыслительного конструирования становятся более резко и полно представленными, чем в реальной действительности. Идеализированный объект становится отражением реальных предметов и процессов, которым можно оперировать в теоретических построениях как реальной вещью, выстраивая абстрактные схемы реальных процессов. Это своего рода упрощенный и схематизированный образ реального предмета, который служит для наиболее глубокого понимания сущности исследуемых процессов.

Обобщение – процесс установления общих свойств и признаков предметов и явлений. В научном познании различают два вида общего: абстрактно-общий признак – простую одинаковость, внешнее сходство, поверхностное подобие ряда единичных предметов; конкретно-общее – отражение закономерности существования и развития нескольких единичных явлений в составе целого. Существуют и два вида обобщения, соответствующих видам общего: выделение любых общих признаков, и выделение существенных общих признаков.

Индукция (от лат. – «наведение») – логический прием исследования, переносящий, «наводящий» последовательность рассуждений от частного к общему.

Дедукция (от лат. – «выведение») – процесс логического перехода в процессе познания от общего к частному, от некоторых данных посылок к их следствиям.

Аналогия (от греч. – «соответствие, сходство») – метод переноса найденного свойства одного предмета на другой на основании сходства предметов по каким-либо другим свойствам. Метод аналогии не всегда бывает достоверным, поэтому нужно стремиться при использовании этого метода соблюдать следующие правила:

1) нужно схватывать внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов.

2) объекты должны быть подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

3) количество совпадающих признаков должно быть как можно большим;

4) нужно учитывать не только сходство, но и различия, чтобы не перенести их (различия) на другой предмет исследования. Моделирование – метод исследования объектов на их моделях.

В основании этого метода лежат приемы абстрагирования, аналогии. Модель (от лат. – «мера, образец, норма») – аналог определенного фрагмента реальности, порождения человеческой культуры, т. е. оригинала модели, заменяющий оригинал в познании и практике. Моделирование используется для хранения и расширения знания об оригинале, конструирования оригинала, преобразования и управления им. При этом необходимо, чтобы между моделью и оригиналом существовало сходство. По характеру моделей выделяют материальное (предметное) моделирование и идеальное, выраженное в знаковой форме.

Примером применения метода моделирования в культурологии может служить исследование творчества Ф. М. Достоевского, произведенное А. П. Великом в его работе «Художественные образы Ф. М. Достоевского»[15].

Автор занимается моделированием эстетических феноменов, в частности понятия «красота». В своей книге он представляет эстетические воззрения писателя как завершенную систему, которая имеет определенное методологическое значение в эстетическом освоении действительности. Анализируя «красоту» в творчестве писателя, автор строит исследование по следующей схеме.

В части «Объективное и субъективное» в содержании категории «красота» он конструирует предмет исследования: наполняет содержанием категорию красоты. Это реализуется исходя из логики произведений писателя, фактов его творчества, теоретических высказываний самого писателя.

В части «Мировоззренческие аспекты в трактовке красоты человека» воссозданная «модель красоты» воспроизводится на уровне социально-общественных взглядов писателя, утверждается значимость красоты и рассматривается ее судьба в современном писателю реальном мире.

Системный подход – методологический подход, основанный на рассмотрении исследуемого явления или предмета как системы, т. е. совокупности элементов, взаимосвязанных друг с другом и средой. Типы систем разнообразны: материальные, духовные, биологические и социальные, открытые и замкнутые и др. Множество разнообразных элементов какой-либо системы определенным образом организованы и подчинены определенной структуре. Структурой системы называют относительно устойчивые закономерности связи элементов сложного целого, обеспечивающие его единство и тождественность самому себе. Следовательно, системный подход применяется в случае необходимости раскрытия механизмов, обеспечивающих целостность исследуемого явления; выявления типов связей сложного объекта.

Основные требования системной методологии таковы:

1) «выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого не сводимы к сумме свойств его элементов;

2) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенностями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структуры;

3) исследование механизма взаимозависимости, взаимодействия системы и среды;

4) изучение характера иерархичности, присущего данной системе;

5) обеспечение множественности описаний с целью многоаспектного охвата системы;

6) рассмотрение динамизма системы, представление ее как развивающейся целостности»[16].

Системный подход органично взаимосвязан с генетическим (историческим подходом), который характерен для исследования историко-культурных явлений в социальных и гуманитарных науках.

Вероятностные (статистические) методы – основанные на положении о необходимом существовании вероятности и случайности методы учета действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой.

Статистические методы предполагают фиксирование большого количества случайных фактов, на основании обработки которых возможно выявление определенных закономерностей динамического либо статистического типа.

Первый тип закономерностей позволяет определенно и однозначно характеризовать поведение относительно изолированных и не очень сложных по структуре предметов, явлений. Второй тип (статистические законы) позволяет высказывать лишь возможные варианты дальнейшего развития процесса.

Статистические методы особенно часто применяются для исследования массовых явлений случайного характера.

3. Методы теоретического исследования

1. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Формализация может происходить с помощью естественного или искусственного языков. Естественные языки есть первая степень формализации мышления.

Они характеризуются многозначностью, гибкостью, неточностью, образностью и иными характеристиками, которые показывают открытость системы языка, возможность постоянного приобретения новых смыслов. Искусственные языки представляют собой следующий этап формализации, возникающий при попытке более точного, строго выражения значения, исключения возможности неоднозначного понимания. Это достигается использованием специальной символики, где каждый символ строго однозначен. При формализации рассуждения о предметах и явлениях переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Однако «даже в наиболее точных, наиболее разработанных областях науки применение обычного языка остается наиболее ценным из вспомогательных средств выражения мысли»[17].

Формализация в научном познании выполняет ряд функций. Так, она «дает возможность анализировать, уточнять, определять и разъяснять понятия… Она приобретает особую роль при анализе доказательств, служит основой для процессов алгоритмизации и программирования»[18].

2. Аксиоматический метод – метод дедуктивного построения научных теорий, при котором:

  1) формулируется система основных терминов науки;

  2) из этих терминов образуется некоторое множество аксиом (исходных для выведения других утверждений положения, не требующих доказательств);

  3) формулируется система правил вывода, позволяющая преобразовывать исходные положения и переходить от одних положений к другим, вводить новые термины в теорию: осуществляется преобразование постулатов по правилам, дающим возможность из ограниченного числа аксиом получать множество доказуемых положений. «Аксиоматический метод может быть хорошим методом классификации или преподавания, но он не является методом открытия»[19].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология. Учебное пособие для вузов"

Книги похожие на "Культурология. Учебное пособие для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Шельнова

Н. Шельнова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов"

Отзывы читателей о книге "Культурология. Учебное пособие для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.