» » » » Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов


Авторские права

Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов

Здесь можно купить и скачать "Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Культурология. Учебное пособие для вузов
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Культурология. Учебное пособие для вузов"

Описание и краткое содержание "Культурология. Учебное пособие для вузов" читать бесплатно онлайн.



Данное пособие предназначено для студентов гуманитарных специальностей.

Подробно рассматриваются структура, состав и методы культурологического знания, взаимосвязь культурологии с другими науками, различные подходы к изучению культурного наследия. Пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала при подготовке к экзамену по дисциплинам «Теория культуры», «История культуры», «Культурология», «Культура России». Рассчитано на широкий круг читателей.






2) установление, накопление и упорядочение фактов (с использованием методов сбора информации: наблюдения, опроса, полевого исследования, анализа письменных и неписьменных источников);

3) обработка фактов (при помощи методов обработки или систематизации информации: семантический анализ или контент-анализ, сравнительный или компаративный анализ, статистический анализ, системный анализ, картографирование, моделирование, генетический метод). Формирование теории;

4) выводы. Проверка результатов исследования.

Возникающая в процессе исследования теория – это не только система обобщенного знания, но и метод познания, поэтому теоретический объект каждой науки выступает также и в виде определенного способа описания действительности, обоснование которого является делом не только данной теории.

Каждая наука имеет свой объект исследования. В соответствии с природой этого объекта теория отражает мир в системе научных абстракций, суждений и методов исследования данной области явлений. Эти системы взаимосвязаны, они налагаются друг на друга. Важным принципом здесь является принцип соответствия, который выражает отношение тождества, совпадения различных теоретических систем в области пересечения объектов их исследования.

В процессе образования абстрактных объектов и понятий происходят мысленное расчленение действительности на определенные части и сознательный отказ от некоторых несущественных в данной ситуации связей. Если такое расчленение и выбор существенного для данных условий произведены правильно, т. е. соответствуют объективно существующим связям и расчлененности, то полученный в результате этого абстрактный объект будет иметь научное значение и выражать собой сущность вещей. В таком случае можно говорить, что в абстракциях науки концентрируется ее основное содержание и что они глубже, полнее, чем это возможно на эмпирическом уровне, отражают объективный мир, таким образом, абстрактные объекты формируются на теоретическом уровне и затем сверяются с данными опыта.

В социально-культурных исследованиях как нигде, важна взаимосвязь теоретического и эмпирического материалов, общенаучной и специализированной методологий.

Тема 6. Основные составляющие науки «культурология»

1. Многообразие определений культуры

Практически все определения культуры едины в одном – это характеристика или способ жизнедеятельности человека. Культура – основное понятие для обозначения особой формы организации жизни людей.

Структурно культура включает: особенности способов поддержания жизнедеятельности общности (экономика); специфику способов поведения; модели взаимодействия людей; организационные формы (культурные институты), обеспечивающие единство общности; формирование человека как культурного существа; часть или подразделение, связанные с созданием и функционированием идей, символов, идеальных сущностей, придающих смысл мировосприятию, существующему в культуре.

Культура как явление общественной жизни является объектом изучения для многих наук. Ее исследуют история и эстетика, психология и социология, археология, этнография.

Этнографию интересует культура этноса, т. е. конкретной народности, нации или всего народа.

Эстетика изучает художественную культуру, которая создается в рамках различных видов искусства.

Философия также изучает культуру, но не ее единичные проявления. Она рассматривает культуру как целостное и многомерное явление общественной жизни. Философия стремится ответить на вопросы о том, что такое культура, какое место она занимает в историческом процессе и какую роль играет в социализации человека. Философию интересуют самые общие проблемы, касающиеся сущности культуры и ее роли в общественной жизни.

Впервые термин «культура» был применен оратором и философом Цицероном. Под культурой он понимал позитивное воздействие философии на ум человека. По его мнению, философия есть «культура ума», тонкий инструмент для познания мира и человека в нем.

Первое же значение этого термина – это возделывание, обработка, уход. Конечно, в первую очередь – обработка земли, поэтому культура – это и возделывание поля, обработка сада и уход за растениями и животными, т. е. земледелие и садоводство, сельское хозяйство.

Наиболее привычное значение слова «культура» – это воспитание и образование. В этом контексте культура воспринимается как нечто дополняющее, а иногда и исправляющее человеческую природу и даже противостоящее ей. Культурный человек всем обязан образованию и воспитанию; это и составляет содержание культуры всех народов, сохраняющих культурную преемственность и традиции как форму коллективного опыта во взаимоотношениях с природой.

Еще одно значение слова «культура» – поклонение, почитание, почет, культ. Прежде всего это религиозный культ. Неслучайно известный исследователь античности Макс Поленц отождествлял благочестие и полисный патриотизм. Полис в Древней Греции – это город со сравнительно небольшим числом жителей, которые, составляя ядро полиса, являлись его гражданами.

В таком городе культура была одновременно «воспитанием», «возделыванием» и «культом». Процесс подготовки детей к взрослой жизни греки обозначали словом «пайдейя».

Термин «пайдейя» обозначал непосредственно образование, обучение, образованность, просвещение, культуру. Греки создали уникальную систему образования, в которой формируется не профессионал в определенной области, а человек как личность с определившимися ценностными ориентациями.

В этой обращенности к человеку и состоит непреходящее гуманистическое значение античного понимания культуры, в основе которого лежит идеал человека, идеал, выступающий целью культурного процесса.

Конечной целью образовательной работы в афинской школы являлось прежде всего осознание себя как полноправного члена избранного состоятельного афинского общества. Ребенок обучался письму, литературе, музыке, занимался гимнастикой, стихосложением.

Это составляло гуманитарную практику античной «пайдейи», определявшую основное содержание античной культуры. Проблема состоит в том, что этот образовательный процесс не сводился к овладению суммой норм и требований, он был подготовкой к общественной жизни в соответствии с достаточно широким набором норм и требований. Цель культуры состояла в том, чтобы развить в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. Это позволяло ему обрести чувство меры и справедливости в делах гражданских и частных. При этом античный гражданин не терял своего единства с природой. Природа являлась главной неотъемлемой частью космоса, включавшего в себя также богов и людей. Античный человек не теряет своего единства с природой, и чувство сопричастности с ней перерастает в прямое соприкосновение и умозрение.

В Средние века культура ассоциировалась с личным совершенством человека. Культура – это богоподобие человека, самопознание, его служение Богу и самоукрощение.

Средневековая культура – это прежде всего культура христианская. В основе понимания культуры лежало стремление к самосовершенствованию путем избавления от греховности. Оказавшись перед лицом Бога в необозримом мире, человек увидел, что здесь действуют законы и нормы, неподвластные человеческому разуму. Но вместе с тем у него появилась надежда на Высший Разум и Высшую Справедливость.

Культура сознания и самосознания приобретает книжный характер. Появляется, осознается и культивируется интерес к книжной учености и начитанности как основному показателю культуры. Прислушиваясь к строчкам Библии, человек наполнял моральным смыслом свою жизнь, свои поступки и помыслы.

Культура вновь приобрела смысл «возделывания» собственных способностей, в т. ч. и разума, но разума «естественного», от природы, не испорченного и дополненного верой.

Человеку открылся неведомый ранее мир. Открылась любовь как любовь к ближнему. Открыл для себя человек и понятия «вера», «надежда», «любовь».

Новое место человека в окружающем мире в том, что он – существо слабое, беспомощное, достойное жалости и участия. Но в своей слабости он обнаруживает огромную силу. Ведь вера в Бога давала власть над страшным миром.

Человек учится преодолевать себя, достигать недостижимое. Культура осознается не как воспитание меры, гармонии, порядка, а как преодоление ограниченности, культивирование неисчерпаемости, бездонности личности, как ее постоянное духовное совершенствование.

В эпоху Возрождения под культурой стало пониматься соответствие человека высокому гуманистическому идеалу. Культурным считался универсально развитый человек, разумный и деятельный.

Эпоха Просвещения смотрела на культуру как на воплощение разумного. Соответственно, культурность нации противопоставлялась варварскому состоянию народов, их дикости. Культура измерялась достижениями наук и ремесел, а ее целью считалось сделать всех людей счастливыми.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Культурология. Учебное пособие для вузов"

Книги похожие на "Культурология. Учебное пособие для вузов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Н. Шельнова

Н. Шельнова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Н. Шельнова - Культурология. Учебное пособие для вузов"

Отзывы читателей о книге "Культурология. Учебное пособие для вузов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.