» » » » Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара


Авторские права

Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара

Здесь можно купить и скачать "Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Благовест»32e5da99-0af4-11e3-99cb-002590591dd6, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара
Рейтинг:
Название:
Святые великомученицы Екатерина и Варвара
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-9968-0278-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святые великомученицы Екатерина и Варвара"

Описание и краткое содержание "Святые великомученицы Екатерина и Варвара" читать бесплатно онлайн.



Представленная книга-сборник содержит жизнеописание святых великомучениц Екатерины и Варвары, историю их почитания, рассказ об их иконографии, даны и акафисты святым. Также в данный сборник входит несколько приложений: свидетельства о чудесах великомучениц Екатерины и Варвары, рассказ о храмах и обителях, посвященных святым, и похвала великомученицам.






Об истории почитания великомученицы в Болгарии и Сербии сохранилось очень мало сведений. Ее имя не входит в царский ономастикон, возможно, потому, что воспринималось, прежде всего, как монашеское, а в Сербии отчасти и как «латинское» (из-за широкого распространения в Италии и католической Далмации).

Сходная ситуация наблюдается на Руси, по крайней мере, до XV века. В домонгольское время известен только один случай наречения именем Екатерина в княжеской семье – дочери великого князя Всеволода Ярославича. С XV века (очевидно, во 2-й половине) наблюдается достаточно широкое распространение изображений святой Екатерины в русской иконописи, в том числе житийной. Только в XVII веке имя Екатерины вошло в царский ономастикон – его носила родившаяся в 1658 году дочь царя Алексея Михайловича. С этим связан новый перевод «Мученичества» святой Екатерины, выполненный иеромонахом Арсением Греком и опубликованный в 1660 году в составе Анфологиона, а также упоминание святой Екатерины (наряду с носящей ее имя царевной) в эпиграмматическом цикле «Еленхос», написанном в 1675 году иеромонахом Епифанием (Славинецким). На месте явления царю во сне великомученицы Екатерины, возвестившей о рождении дочери, в 1660 году был основан Екатерининский монастырь (пустынь), «что в Ермолинской роще» близ Подольска. Расцвет популярности имени в аристократической среде относится к XVIII–XIX векам и, несомненно, связан с тем, что его носили две императрицы.

В России посвящение великомученице Екатерине монастырей сравнительно редки и известны не ранее XVI века. Посвящения святой Екатерине церквей (в основном придельных) до XVIII века были только в больших городах. В Новгороде церковь во имя святой Екатерины на Торгу («на Козьей Бородке») перечислена среди деревянных церквей, сгоревших в 1310 году, позднее (по крайней мере с рубежа XIV и XV веков) она фигурирует как каменный придел церкви Успения на Торгу. Приделы во имя святой Екатерины известны в Новгороде также при храмах Космы и Дамиана на Козмодемьянской и Холопьей улицах. В псковском монастыре Пятницы в Бродах в 1534 году была освящена каменная церковь преподобной Параскевы с приделом во имя великомученицы Екатерины. В Москве церковь великомученицы Екатерины на Всполье (ул. Большая Ордынка) упоминается в «Новом летописце» в связи с освобождением Москвы Вторым ополчением от поляков в октябре 1612 года. Придел во имя святой Екатерины существовал в кремлевской церкви Рождества Богородицы на Сенях. Великомученице Екатерине была посвящена также походная церковь, сопровождавшая русское войско во время победоносного похода на Казань в 1552 году. В Твери церковь во имя святой Екатерины (каменная с 1781 г.) находилась в Затверецком посаде.

Частицы мощей святой Екатерины содержались в двух реликвариях из Благовещенского собора Московского Кремля: наперсном крестемощевике 70-х годов XV века и в резной иконескладне «Похвала Богоматери» с избранными святыми на обороте – 3-й четверти XV века. Появление частиц мощей и распространение почитания святой Екатерины в Москве в это время исследователи связывают с приездом на Русь Софии Палеолог.

Иконография великомученицы Екатерины

Образ великомученицы Екатерины в византийском, поствизантийском и русском искусстве

Первые сохранившиеся изображения великомученицы Екатерины относятся к VIII–IX векам, если допустить наиболее раннюю датировку живописи катакомб святого Себастьяна в Риме (VIII–XI вв.) и священномученика Ианнуария в Неаполе (VIII–XII вв.). В X–XI веках образ святой известен в рукописи Минология Василия II и во фресках каппадокийских храмов в Гереме, Чанлы-Килисе в Акхисаре (кон. XI в.) и других. Изображения великомученицы Екатерины в этих памятниках свидетельствуют о том, что иконографическая традиция изображения великомученицы уже сложилась к этому времени. Великомученица Екатерина представлена в богато орнаментированном царском одеянии, с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытых волосах – венец, в правой руке, как правило, – крест. В Каппадокии, где великомученица Екатерина была весьма почитаема, в том числе, как целительница, она нередко изображается в восточной части храма или в нартексе. В лондонской, так называемой Феодоровской, Псалтири представлен диспут святой Екатерины с александрийскими философами.

С XI века образы святой Екатерины получают широкое распространение; с каждым столетием их число многократно увеличивалось, что во многом было связано с почитанием ее мощей, обретенных на Синае, и возрастающей известностью Синайского монастыря. В монастыре великомученицы Екатерины на Синае хранится целый ряд икон с образом святой Екатерины, на некоторых она представлена с великомученицей Мариной (иконы XI, XIII вв.). Вероятно, совместные изображения этих святых объясняются, прежде всего, их почитанием как целительниц.

Образ великомученицы Екатерины включался в большинство церковных декораций средне– и поздневизантийского периода, если там изображались святые жены. В монументальной живописи великомученица Екатерина также нередко изображается со святыми женами, известными даром целительства.

На мозаике нартекса кафоликона монастыря Осиос Лукас (30-е гг. XI в.) великомученица Екатерина представлена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой.

Иконописные изображения святой Екатерины во многих случаях связаны по происхождению с монастырем великомученицы Екатерины на Синае: ранняя житийная икона – «Великомученица Екатерина с 12 клеймами жития» (начало XIII в.); с великомученицей Мариной Александрийской великомученица Екатерина представлена на иконе XI века; среди избранных святых – на иконе «Распятие» (ок. 1100); на нижнем поле диптиха «Великомученик Прокопий. Богоматерь «Киккская»» (посл. четверть XIII в.) (все находятся в монастыре великомученицы Екатерины на Синае).

Образ великомученицы Екатерины включали в состав минологиев. В мучении она представлена в минейном цикле из 6 икон 2-й половины XI – начала XII века (монастырь великомученицы Екатерины на Синае).

В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение святой Екатерины приобрело особенную роскошь (церковь Вознесения в Веррии (ок. 1315). По моде того времени ее волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах – продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове – высокая корона (икона XIV в. из монастыря великомученицы Екатерины на Синае). Иногда великомученицу Екатерину представляли с распущенными волосами: фреска из церкви Панагии Гуверниотиссы на острове Крит (XIV в.); предположительно на 2-сторонней иконе «Святая Екатерина и святые Зосима и Мария Египетская» (2-я пол. XIV в., Византийский музей в Афинах).

В поствизантийское время облик великомученицы с волосами, уложенными под сетчатый головной убор (обычно красного или синего цвета), и длинными серьгами был более распространен: в церкви Введения Пресвятой Богородицы во храм в Склаверохори на острове Крит (критские мастера, XV в.); на иконах из монастыря великомученицы Екатерины на Синае: «Богоматерь Одигитрия с избранными святыми» (мастерская Андреаса Рицоса, 2-я пол. XV в.); на иконе «Великомученица Екатерина» (кон. XV – нач. XVI в., монастырь Симонопетра на Афоне) святая Екатерина представлена с 8-конечным крестом на длинном древке в правой руке; на иконах из монастыря апостола Иоанна Богослова на Патмосе «Богоматерь и великомученица Екатерина» (мастер Ангелос, ок. 1600) и «Великомученица Екатерина» (XVII в.). На иконе XVI века (Византийский музей, Афины) святая изображена в рост с венцом на распущенных волосах, в правой руке у нее крест, левой она опирается на колесо, изображения которого наряду с другими атрибутами святой Екатерины, пальмовой ветвью и Распятием, появились в произведениях критских мастеров под влиянием западноевропейских живописцев в XVI веке.

Во 2-й половине XVI века в творчестве критского мастера Михаила Дамаскиноса (или мастера его уровня) складывается, как было доказано М. Хадзидакисом, новый иконографический тип, представляющий святую Екатерину на троне. Эта иконография получила известность в XVII веке, благодаря произведениям критского мастера Иере мии Палладаса, работавшего в XVI веке в Синайском монастыре и его подворье в Ираклионе (Ираклио) на острове Крит. Особенно известна икона 1612 года, написанная им для главного иконостаса кафедрального собора Синайского монастыря: великомученица Екатерина изображена сидящей в легком повороте, ее левая рука – на колесе, в этой же руке она держит Распятие, в правой – пальмовую ветвь, перед святой Екатериной на пюпитре лежит раскрытое Писание. Облачение составляют: императорское платье, плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов, корона, волосы уложены и покрыты сетчатым головным убором. В нижней части – астрономический глобус, чернильница, философские книги и другие символы мудрости. Иногда, как на иконе 2-й половины XVII века критского же мастера священника Виктора (Византийский музей, Афины), святая держит Распятие и пальмовую ветвь в одной левой руке. Отдельные элементы этой иконографии были заимствованы из произведений итальянских мастеров. Огромный авторитет Синайского монастыря оказал влияние на широкую популярность этой иконографии. Она повторялась в произведениях многих греческих мастеров XVII–XVIII веков: Георгиоса Клонцаса, Сильвестра Теохариса, Эммануила Ламбардоса, Филофея (икона 40-х гг. XVII в. из церкви Архангелов в Сараеве, круг Сильвестра Теохариса и др.)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святые великомученицы Екатерина и Варвара"

Книги похожие на "Святые великомученицы Екатерина и Варвара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Маркова

Анна Маркова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара"

Отзывы читателей о книге "Святые великомученицы Екатерина и Варвара", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.