» » » » Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара


Авторские права

Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара

Здесь можно купить и скачать "Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Благовест»32e5da99-0af4-11e3-99cb-002590591dd6, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара
Рейтинг:
Название:
Святые великомученицы Екатерина и Варвара
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-9968-0278-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святые великомученицы Екатерина и Варвара"

Описание и краткое содержание "Святые великомученицы Екатерина и Варвара" читать бесплатно онлайн.



Представленная книга-сборник содержит жизнеописание святых великомучениц Екатерины и Варвары, историю их почитания, рассказ об их иконографии, даны и акафисты святым. Также в данный сборник входит несколько приложений: свидетельства о чудесах великомучениц Екатерины и Варвары, рассказ о храмах и обителях, посвященных святым, и похвала великомученицам.






Изображения великомученицы Екатерины в рост, с пальмовой ветвью и опирающейся на колесо, известны в иконописи (икона «Избранные святые» из Епископского дворца в городе Тузла, Босния и Герцеговина, XVIII в.) и в росписи храмов в соборах монастырей Хурези (Румыния, 1694) и Святой Троицы в Метеорах (нач. XVIII в.).

В поствизантийской живописи образ великомученицы Екатерины встречается очень часто – на иконах в составе избранных святых, в рукописях, в храмовых декорациях, как, например, на фреске в церкви святого Антония в Палеохоре на острове Китира (кон. XV в.); в соборе Нямецкого монастыря (Румыния, 1497); в церкви святой Марии монастыря Хумор (Румыния, 1530–1535); на иконе «Большой Деисус со святыми» (2-я пол. XV в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае) среди избранных святых. В числе праведных жен изображение святой Екатерины включали в состав многофигурных композиций: «О Тебе радуется», например, икона «О Тебе радуется» (XVI в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае). Образ святой Екатерины или сцена открытия ее мощей есть на иконах и гравюрах с видом Синайского монастыря: икона мастера Кесаревуса «Богоматерь Неопалимая Купина» (1691–1708 гг., монастырь великомученицы Екатерины на Синае); икона мастера Иакова Мосхоса «Синай» (1-я четверть XVIII в., монастырь великомученицы Екатерины на Синае).

В XVII–XIX веках великомученицу Екатерину изображали вместе с великомучеником Меркурием, память которого отмечают одновременно или накануне дня памяти святой Екатерины: роспись собора монастыря Святой Троицы в Метеорах (XVIII в.); икона «Великомученики Меркурий и Екатерина» (2-я пол. XVIII в., музей монастыря Лимонос на острове Лесбос); «Великомученики Екатерина и Меркурий поражают царей» (Крит, нач. XVII или XIX в.). Иконография святой Екатерины, поражающей нечестивого царя, редко встречается в греческой живописи и, вероятно, была заимствована из западноевропейского искусства, где она известна со времени позднего Средневековья (например, «Великомученица Екатерина Александрийская», картина нидерландского мастера последней четверти XV в., Метрополитен-музей, Нью-Йорк).

Изображения великомученицы Екатерины много кратно воспроизводились на предметах мелкой пластики (крестах, иконках), в шитье, на гравюрах. Многие из образцов были вложены в Синайский монастырь или созданы в нем: серебряная митра (1636) – дар жителей города Янина; орарь – вклад Никифора Марталиса, архиепископа Синайского (1648 г., критская мастерская); шитый образ святой Екатерины с житийными сценами (1770 г., мастерская в Вене); плащаница с образом великомученицы Екатерины и сценами ее жития (1805 г., мастерская в Вене).

На Руси изображения великомученицы Екатерины известны с домонгольского времени. Как святая Екатерина идентифицируется одно из безы мянных изображений святой жены в богатом платье и с венцом на голове в соборе Святой Софии в Киеве (40-е гг. XI в.). В ранних памятниках великомученица Екатерина изображалась по византийским образцам: в царских лоратных одеяниях с венцом на голове и крестом в правой руке, левая рука поднята в жесте моления; иногда на ее плечи накинут плащ (нередко киноварного цвета). Образ святой Екатерины был включен в декорацию Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (рубеж 30–40-х гг. XII в.), церквей Спаса Преображения на Нередице (1199), Спаса Преображения на Ковалеве в Великом Новгороде (1380), Рождества Христова в Довмонтовом городе во Пскове (конец XIV в.). Святая Екатерина представлена на уникальной миниатюре Новгородского Евангелия Тошинича (кон. XII – нач. XIII в.). Большое число ранних русских изображений великомученицы Екатерины может свидетельствовать о значительном влиянии, которое оказали на развитие почитания святой Екатерины культурные связи Руси с Византией, Синаем и Западной Европой.

Среди избранных святых, часто рядом с другими женами-великомученицами, святая Екатерина представлена на иконах: на поле иконы «Богоматерь Владимирская» (XV в.); «Святитель Никола Чудотворец, преподобный Сергий Радонежский и великомученица Екатерина» (кон. XV – нач. XVI в., Ростов) и других. В большинстве случаев великомученица Екатерина представлена как царственная мученица в роскошных одеждах и в венце, иногда – как дева с распущенными волосами и без короны. В более поздних памятниках над нимбом святой Екатерины иногда изображают мученический венец, который на нее возлагают Ангелы. Святая представлена в группе праведных жен в композициях «О Тебе радуется», «Суббота всех святых», «Страшный Суд».

Развитие почитания великомученицы Екатерины в XV–XVI веках, выразившееся в увеличении числа изображений святой как на отдельных иконах, так и в составе избранных святых, в том числе в минейных циклах, было определено рядом факторов. Одна из причин – интенсивность контактов с монастырем великомученицы Екатерины на Синае; в конце XV – начале XVI века в Москву были перенесены частицы мощей святой. По сведениям, выявленным В. А. Меняйло, крест с мощами великомученицы Екатерины был вложен в Архангельский собор Московского Кремля Иоанном IV Грозным; несколько мощевиков с частицами мощей хранились в Благовещенском соборе. Особо почиталась святая Екатерина в семье московских великих князей, так как являлась небесной покровительницей матери жены Иоанна III, Софии Палеолог. Известно, что складень с мощами великомученицы Екатерины был выполнен по заказу Иоанна III перед его походом на Великий Новгород (1471). В 1-й трети XVI века в мастерской великой княгини Соломонии Сабуровой была создана подвесная пелена «Великомученица Екатерина», где великомученица изображена в рост со свитком в руке. Такие фронтальные – поясные и ростовые – изображения преобладали в живописи Москвы и Средней Руси. На свитке обычно воспроизводится текст ее молитвенного обращения к Господу: «Господи Боже мой, услыши мя, елико аще Тебе ся молю. Аще кто воспомянет имя мое, Екатерину, при исходе души его, проводи его миром».

В XVI веке в русской иконописи, очевидно, появились первые изображения святой Екатерины с орудием мучения – колесом.

С XVI века в русском искусстве складывался иконографический вариант, не встречающийся в византийском или балканском искусстве, – «Моление великомученицы Екатерины о народе»: святая со свитком в руке в молении к Спасителю, за фигурой великомученицы – палач, вынимающий меч из ножен; иногда рядом изображается колесо и крепостные сооружения, воспроизводящие, как считается, стены монастыря великомученицы Екатерины на Синае или города Александрии, где святая пострадала. На формирование этой иконографии оказало влияние почитание великомученицы как заступницы при исходе души: согласно тексту жития, перед казнью она молила Господа простить все грехи тем, кто помянет ее перед смертью. Литературной основой этого сюжета послужил текст жития, известный на Руси по сборнику Миней-Четьих, составленному митрополитом, святителем Макарием в середине XVI века.

Варианты композиции «Моление великомученицы Екатерины перед Спасителем» встречаются в шитье и в иконописи (в XVI веке преимущественно в памятниках Великого Новгорода и Пскова); среди наиболее ранних: «Усекновение главы великомученицы Екатерины, с житием»; шитая пелена с клеймами жития из Хутынского монастыря (1-я треть XVI в.). На развернутом свитке святой Екатерины в большинстве случаев воспроизводится текст ее молитвы к Господу, иногда читаются слова из Символа веры. В развернутом варианте композиции у ног великомученицы Екатерины изображают коленопреклоненные фигуры. В некоторых произведениях в ответ на моление святой Екатерины Христос протягивает ей свиток.

В XVIII веке под влиянием западноевропейских образцов сложилась иконография «Обручение великомученицы Екатерины». Святая Екатерина сидит на коленях Богоматери, Младенец Христос надевает кольцо святой Екатерине, что символизирует ее обручение с Церковью и Христом; у ее ног – орудия мучений (сломанное колесо и меч), в руках – пальмовая ветвь (знак грядущей победы над смертью). Это изображение представлено на иконе мастера Василия Афанасьева Аленева (1778 г., Великий Устюг). С XIX века эта композиция встречается в гравюрах, лито– и хромолитографиях. Сохранился рисунок с изображением этой сцены ярославского иконописца Константина Серебренникова (1-я пол. XIX в.).

Широкое распространение почитания великомученицы отражает появление ее деревянных скульптур: «Великомученица Екатерина» (Подвинье, XVII в.); «Святая Параскева Пятница, с предстоящими великомученицами Екатериной и Варварой».

В XVIII веке прославление великомученицы Екатерины как небесной покровительницы двух царствующих императриц и дома Романовых способствовало расширению ее почитания и созданию изображений святой Екатерины на иконах, в храмовых декорациях, в шитье, в прикладном искусстве. Образы великомученицы Екатерины создавались для новых храмов Санкт-Петербурга и для частных лиц. Распространению изображений святой Екатерины способствовало ее почитание как покровительницы наук.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святые великомученицы Екатерина и Варвара"

Книги похожие на "Святые великомученицы Екатерина и Варвара" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анна Маркова

Анна Маркова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анна Маркова - Святые великомученицы Екатерина и Варвара"

Отзывы читателей о книге "Святые великомученицы Екатерина и Варвара", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.