» » » Александра Арестова - Музыкальное развитие леворукого ребенка


Авторские права

Александра Арестова - Музыкальное развитие леворукого ребенка

Здесь можно купить и скачать "Александра Арестова - Музыкальное развитие леворукого ребенка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Александра Арестова - Музыкальное развитие леворукого ребенка
Рейтинг:
Название:
Музыкальное развитие леворукого ребенка
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2275-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Музыкальное развитие леворукого ребенка"

Описание и краткое содержание "Музыкальное развитие леворукого ребенка" читать бесплатно онлайн.



Монография представляет собой методическое пособие, в котором впервые в музыкальной педагогике рассмотрена специфика музыкального развития леворуких детей. При этом музыкальное обучение рассматривается как оптимальное средство художественного развития левшей и универсальное условие их щадящей адаптации к окружающему миру. Автор показывает динамику музыкального развития этой группы детей, содержание их обучения, дает инструментально-технологические и репертуарные рекомендации.

Монография предназначена для педагогов и психологов, занимающихся музыкальным обучением детей, как помощь в индивидуализации педагогических методов и приемов в музыкальном воспитании и обучении детей с любой ведущей рукой, в том числе учеников со скрытой леворукостью.






На примере судьбы великого французского композитора Мориса Равеля можно проследить, как повреждение связей между двумя полушариями мозга сказывается на восприятии музыки. В возрасте 57 лет Морис Равель получил серьезную травму левого полушария при автомобильной катастрофе. Из описания его дальнейшего состояния следует, что, хотя он и мог «по-прежнему слушать музыку, посещать концерты, высказывать критические замечания или описывать полученное им удовольствие, он больше так никогда и не смог заниматься композицией – записывать то, что звучало в голове» (Alajouanini, 1948). Равель страдал афазией Вернике; он не был в состоянии играть на фортепиано, правильно петь, записывать музыку или читать нотную запись.

Возможно, правое полушарие тоже играет какую-то роль в процессе музыкального восприятия. В случаях, подобных тому, что произошло с Равелем, повреждение левого полушария не мешало пострадавшему оценивать услышанную музыку или улавливать фальшивые ноты и нарушение ритма. Авторы обзоров на эту тему (Ф. Блум, А. Лейзерсон, Л. Хофсгедтер) в большинстве своем приходят к выводу, что невозможно приписать главенствующую роль в осуществлении музыкальных функций тому или другому полушарию [14].

В возникновении и происхождении леворукости так много тайн, неизвестного, что говорить о леворукости как об однородной, однотипной группе с какими-то определенными и характерными чертами довольно трудно.

У левшей связи между полушариями мозга не столь жесткие, как у «правого» большинства. Поэтому информация в коре головного мозга может обрабатываться медленнее, но это не болезнь, а особенность. Среди левшей много тугодумов, хотя результаты этих длительных размышлений часто бывают оригинальными. В литературе часто упоминается «некоторая туповатость», которой отличался Эйнштейн в школьные годы.

Будущего отца теории относительности считали «умеренно способным», так как он очень медленно усваивал и переваривал новую информацию. Известному рок музыканту Полу Маккартни музыкальное обучение далось не сразу. Первый в своей жизни музыкальный инструмент (трубу) Пол получил в подарок от дяди, когда ему было двенадцать лет, но так его и не освоил. В четырнадцать лет он попросил отца купить ему гитару. Первое время и с ней у него не ладилось, пока он не догадался перетянуть струны так, чтобы аккорды брать правой рукой. По словам самого Пола, по-настоящему он осознал себя левшой исключительно через гитару, и с того момента «все остальное для него потеряло значение» [11].

Левши мыслят образами, вникают в проблему мгновенно, а не изучают ее последовательно. У многих леворуких людей с детства видна художественная направленность личности – литературная, музыкальная одаренность, склонность к портретным зарисовкам. Леворуким близко все, что относится к категории прекрасного, а музыка (в отличие от поэзии или живописи) наиболее чистым образом воплощает прекрасное.

В биографии Роберта Шумана отчетливо видны самые яркие черты леворуких людей. Это наследственный литературный талант: в восьмилетнем возрасте он уже пишет стихи, позже – драмы, романы. В детстве композитор легко овладел игрой на фортепиано, сочинял танцы, песни, импровизировал. Но, в тоже время, характерное для левшей сомнение в своих силах и способностях было присуще Шуману с ранней юности. Сам Шуман об этом писал так: «Что я, собственно, такое – мне не очень ясно. Фантазия, думается, у меня есть. Я не глубокий мыслитель, мне никогда не удается логически развернуть мысль, которую я, быть может, удачно начал. Поэт ли я (ведь сделаться им никогда нельзя) или музыкант – я не знаю…». Такова характерная запись в дневнике, который вел юный композитор [24].

Исследователи, изучающие особенности роста, развития, состояния здоровья леворуких детей, подчеркивают, что леворукие дети требуют особого подхода, особого внимания, тем более при поступлении в школу. Многие рассматривают их как группу риска – риска школьной дезадаптации, школьного стресса, риска трудностей в процессе обучения.

Согласно когнитивной теории психологического стресса и совладания с ним, стресс наступает в том случае, когда человек считает, что обстоятельства предъявляют ему слишком высокие, значительно превышающие его ресурсы требования и ставят под угрозу его благополучие. Учитель может предотвратить стрессовую тревожность. Во-первых, можно сместить акцент обучающих и оценивающих стратегий на ожидание положительного результата. Во-вторых, можно увеличить время выполнения задания с целью избавиться от эффекта давления. В-третьих, изменить уровень сложности в соответствии с реальными возможностями учеников [33]. Учитывая даже эти рекомендации можно значительно снизить стрессовую тревожность леворуких детей.

В то же время нельзя не отметить некоторый конформизм, характерный для личных качеств у многих левшей. Внешний конформизм проявляется в постоянном и вынужденном приспособлении к миру праворуких людей – поведение левши изменяется под влиянием окружающих. Часто позиция внешнего приспособления ведет и к внутреннему конформизму: изменение первоначальных позиций индивида в пользу определенной группы. Так, легендарная леворукая кинозвезда Мэрилин Монро поддерживала легенду о себе как о красивой, наивной блондинке в угоду своим поклонникам и продюсерам. Мэрилин показывала людям то, что они от нее ждали, глубоко пряча в себе внутренние переживания.

Одним из лучших качеств многих леворуких людей можно считать любовь, привязанность к своей семье, которая дает им силы на творчество, труд, проявление воли. Роберт Шуман страдал душевной болезнью, которая в основном проявляется в склонности к безумным реакциям, экзальтации. У Шумана болезнь сопровождалась меланхолией, которая являлась выражением моральной и интеллектуальной силы, проявлением заботы о спокойствии своей семьи. В воспоминаниях семьи композитор предстает любящим мужем и отцом [2]. Ожесточенность, с которой в юности Пол Маккартни осваивал гитару, была реакцией его психики на смерть матери. Огромная любовь родителей Альберта Эйнштейна к нему в детстве, несмотря на то, что в три года великий физик еще не говорил, вызывало огромную благодарность и восхищение великого физика всю жизнь [30]. Часто леворукие люди имеют крепкие семьи, основанные на любви и поддержке друг друга.

Музыкальное искусство и исполнительство, как часть художественного образования, должно быть доступным и удобным по форме усвоения леворуким детям.

Показательно музыкальное развитие гениального леворукого физика Альберта Эйнштейна, которое он сам считал неудачным. Возможно, человечество потеряло артиста мирового уровня, который остался обычным музыкантом-любителем. В детстве Эйнштейн учился игре на скрипке. Впоследствии известные музыканты высоко оценивали его игру. Кто знает, быть может, знаменитый физик мог стать таким же известным исполнителем, если бы учился музыке у более чутких педагогов. По общему мнению и признанию самого Эйнштейна, ему не везло с учителями. Вот что он сам писал об этом: «Я брал уроки игры на скрипке с 6 до 14 лет, но мне не везло с учителями, для которых занятия музыкой ограничивались механическими упражнениями. По-настоящему я начал заниматься лишь в возрасте 13 лет, главным образом после того, как „влюбился“ в сонаты Моцарта. Пытаясь хоть в какой-то мере передать их художественное содержание и неповторимое изящество, я почувствовал необходимость совершенствовать технику – именно так, а не путем систематических упражнений, я добился успеха. Вообще я уверен, что любовь – лучший учитель, чем чувство долга – во всяком случае, в отношении меня это справедливо».

Игнорирование проблем, связанных с активизацией не ведущей руки, может пагубно сказаться на всей жизни человека. Биография А. Н. Скрябина дает уникальную возможность проследить, как может отразиться в данном случае вынужденная леворукость на психике праворукого музыканта, его инструментальном мастерстве и жизненных обстоятельствах. Пройденный Скрябиным жизненный путь – путь колоссальной напряженности. Психолого-педагогический этюд этого пути позволяет лучше представить, что испытывают левши в праворуком мире.

А. Н. Скрябин с большим упорством работал над овладением пианизмом. Известным стимулом к этому служило соревнование с рядом ярко одаренных товарищей – соучеников по классу Сафонова. Года за полтора до окончания консерватории Скрябин так усердно занялся технически очень трудными произведениями – «Исламеем» Балакирева и Фантазией Листа на темы оперы Моцарта «Дон Жуан», что переиграл правую руку. Заболевание оказалось настолько серьезным, что врачи думали, что дело непоправимо [10]. На протяжении всей оставшейся жизни композитор лечил и берег правую руку – писал левой рукой, сочинял музыку для исполнения ее здоровой левой рукой. Образы его мучительных переживаний, героических усилий воли к борьбе воплотились в Первой сонате, созданной в 1893 г. Полны лирического обаяния написанные в 1894 г. две пьесы для одной левой руки: Прелюдия и Ноктюрн. Некоторые критики особенно восхищались умением Скрябина владеть левой рукой. Так, один парижский критик писал: «Сильные эпизоды звучат у г. Скрябина необыкновенно мощно. Его левая рука поразительна, и самые трудные места он играет с редкой легкостью» [38].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Музыкальное развитие леворукого ребенка"

Книги похожие на "Музыкальное развитие леворукого ребенка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Александра Арестова

Александра Арестова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Александра Арестова - Музыкальное развитие леворукого ребенка"

Отзывы читателей о книге "Музыкальное развитие леворукого ребенка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.