» » » Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия


Авторские права

Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия

Здесь можно купить и скачать "Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия
Рейтинг:
Название:
Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-17-057496-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Описание и краткое содержание "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" читать бесплатно онлайн.



В этой книге рассказывается о способах профилактики и путях преодоления нарушений устной и письменной речи.






Поскольку у очень многих детей дефекты в произношении звуков сочетаются с бедностью словарного запаса и с отставанием в усвоении грамматических норм языка, то тексты для упражнений в правильном звукопроизношении одновременно рассчитаны и на обогащение словарного запаса детей, и на приучение их к правильному употреблению грамматических форм. Родителям необходимо постоянно учитывать это в процессе работы с приводимым в книге речевым материалом.

Поясним на конкретных примерах.

Многие дети неправильно согласуют существительные с числительными (говорят «шесть ухов» или «шесть ух» вместо «шесть ушей»; «пять гусёв» вместо «пять гусей» и т. п.). С учетом этого многие тексты специально зарифмованы для более легкого усвоения детьми правильных окончаний слов. Например, один из текстов на дифференциацию звуков С и Ш (прямое назначение текста) выглядит так:

У трёх мышЕЙ шесть ушЕЙ,
А сколько ушЕК у шести лягушЕК?

Понятно, что «шесть ухов» просто не будут рифмоваться и поэтому ребенок невольно привыкнет правильно употреблять окончание существительного в сочетании с числительным. Родители должны видеть и понимать такое «попутное», но исключительно важное назначение текста.

Неправильно (неуместно) употребляют многие дети и суффиксы имен существительных, причем это наблюдается не только у дошкольников, но и у учащихся младших классов. Например, на вопрос о том, кто пишет книги, они отвечают «писальНИК» (вместо «писаТЕЛЬ») или говорят, что часы чинит «часовНИК» (вместо «часовЩИК»). Поэтому мы и приводим тексты с учетом названных трудностей. Вот пример одного из них, рассчитанный прежде всего на автоматизацию звука Ч:

Часовой сменился Через Час.
Кто поЧинит Часики для нас?

Ребенок должен ответить, что их починит часовЩИК, правильно произнеся при этом не только автоматизируемый звук Ч, но и суффикс – ЩИК-.

Большое внимание уделено однокоренным словам – специально подобранный материал нужен для приучения ребенка чувствовать их родство. Такое умение необходимо для овладения большинством правил русской грамматики. С этой целью для автоматизации звука С подобраны, например, такие словосочетания и фразы:

МАСЛОМ МАСЛЯТ;
СОЛЬ СОЛЁНАЯ, СОЛЬЮ СОЛЯТ;
НАСТИЛ НАСТИЛАЮТ;
ПОДСТИЛКУ ПОДСТИЛАЮТ;
ПОДСТАВКУ ПОДСТАВЛЯЮТ.

Для более легкого и прочного запоминания детьми образцов родственных слов во многих случаях использована рифма, например:

МАСЛО – В МАСЛЁНКЕ,
А СОЛЬ – В СОЛОНКЕ.

То же самое относится и к вышеприведенному примеру (автоматизация звука Ч), где также присутствуют однокоренные родственные слова (ЧАСОВОЙ, ЧАС, ЧАСИКИ, а сам ребенок добавит еще и слово ЧАСОВЩИК).

На подобные тексты нужно обращать особенно большое внимание, добиваясь понимания ребенком именно «внутреннего», смыслового, родства однокоренных слов и умения отличать эти слова от сходных с ними чисто внешне. Например, даже школьники часто не чувствуют глубокого смыслового различия в словах типа ЧАСОВОЙ и ЧЕСТНЫЙ, в связи с чем неправильно подбирают проверочные слова. Отсюда и нередко встречающиеся написания «чЕсовой» вместо «чАсовой». И примеров подобных ошибочных написаний самых разных слов бесчисленное множество.

Что касается содержательной стороны речевого материала, то он рассчитан на детей разного возраста. Поэтому слова и фразы для автоматизации и дифференциации звуков должны выбираться самими родителями с учетом доступности их для каждого конкретного ребенка.

И последнее. В книге приведено большое количество текстов, предназначенных для автоматизации правильного звукопроизношения и дифференциации заменяемых ребенком звуков, которые необходимо «отработать». Это важно по трем причинам.

Во-первых, для достижения полного и, главное, прочного результата требуется достаточно большое количество упражнений в правильном произнесении ребенком (или даже взрослым) ранее дефектно произносившегося им звука. Это правильное произнесение должно быть доведено буквально до автоматизма, чего можно добиться лишь путем большого количества повторений.

Во-вторых, важно не просто многократное правильное повторение одних и тех же текстов, а овладение умением правильно произносить вновь усвоенный звук в любых постоянно меняющихся словах и предложениях. (Нередко бывает так, что ребенок твердо заучивает 2–3 стихотворения, в которых усваивает правильное произношение нужного звука, тогда как на новом речевом материале этого уже не наблюдается.) К тому же скучно много раз читать одни и те же тексты.

В-третьих, в процессе выполнения упражнений нужно думать не только о звуках, но и о попутном обогащении словарного запаса ребенка и совершенствовании грамматического строя его речи, что также учитывалось при составлении текстов. Об этом мы уже говорили.

Хочется надеяться, что наша книга поможет родителям и работникам детских дошкольных учреждений понять всю важность своевременной помощи детям с речевыми нарушениями, а во многих случаях и самостоятельно оказать такую помощь.

Глава I

Состояние звукопроизношения у детей. Норма и патология

Особенности овладения детьми звуками речи при нормальном ходе речевого развития

Становление звукопроизношения у детей происходит в основном в возрасте от года до 5–6 лет. При этом звуки речи усваиваются не изолированно, а в составе слов. Сначала ребенок коверкает слова, искажая их звуковой и слоговой состав, но по мере овладения речевыми звуками произношение все более и более уточняется, постепенно приближаясь к норме.

В первые годы жизни из-за незрелости речевых органов ребенок может правильно произносить лишь самые простые по артикуляции звуки, к которым относятся гласные А, О, Э и согласные П, Б, М. Именно из этих звуков и состоят первые слова: ПАПА, БАБА, МАМА. Несколько позднее усваиваются и другие артикуляторно простые звуки, не требующие особенно тонких движений губ и языка (гласные И, Ы, У и согласные Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й). Всеми этими звуками ребенок, как правило, овладевает в период от года до трех лет.

Более сложные по артикуляции согласные звуки, к числу которых относятся свистящие (С, З, Ц) и шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ), появляются лишь в возрасте от 3 до 5 лет. До этого они или полностью отсутствуют в речи детей, или заменяются более простыми по артикуляции звуками. И наконец, такие наиболее артикуляторно сложные звуки, как Р и твердый Л, у большинства детей появляются лишь в период от 5 до 6 лет. Конечно, возможны и некоторые отклонения от этих сроков в ту или иную сторону.

Более наглядно ход становления звукопроизношения у детей в норме можно представить в виде таблицы, которая позволит родителям следить за своевременностью появления у их ребенка различных звуков.



Как видим, становление звукопроизношения при нормальном ходе речевого развития заканчивается к 5–6 годам. А это значит, что ни один нормально развивающийся ребенок не должен прийти в школу с дефектами в произношении звуков. Однако, как уже говорилось, таких детей у нас более 50 %! При этом уже сама по себе задержка в сроках становления звукопроизношения говорит о наличии речевой патологии.

Как же протекает овладение правильным звукопроизношением в норме? Каковы те основные признаки нормального становления звукопроизношения, которые не должны вызывать у родителей тревоги?

Во-первых, некоторые звуки в этот период могут полностью отсутствовать в речи. В этих случаях ребенок говорит, например, УКА вместо РУКА или УНА вместо ЛУНА, и до определенного возраста это вполне нормально!

Во-вторых, каждый артикуляторно сложный звук усваивается как бы в несколько этапов. Например, ребенок не сразу овладевает произношением звука Ш, а сначала заменяет его на ТЬ, на СЬ и на С. По этой причине в разные возрастные периоды слово ШУБА в его речи звучит последовательно как ТЮБА, СЮБА, СУБА и наконец ШУБА.

Вот самые распространенные звуки-заменители для сложных по артикуляции согласных звуков:

• для С: ТЬ—СЬ (тянки—сянки);

• для Ш: ТЬ—СЬ—С (тюба—сюба—суба);

• для Ц: ТЬ—СЬ—С (тяпля—сяпля—сапля);

• для Л: Й—Л (йампа—лямпа);

• для Р: Й—ЛЬ—Л (йиба—либа—лыба).


В-третьих, даже после овладения правильным произношением звука ребенок в течение некоторого времени неустойчиво использует его в своей речи. Вновь усвоенный звук нередко начинает употребляться гораздо чаще, чем следует, временно как бы вытесняя близкие к нему по артикуляции звуки. Например, научившись правильно произносить звук Ш, ребенок иногда употребляет его и вместо звука С, произнося слово СУМКА как ШУМКА или САХАР как ШАХАР. В норме такое неустойчивое использование звуков продолжается в течение двух-трех недель, после чего оно исчезает без специальной логопедической помощи, и далее ребенок использует вновь усвоенный звук всегда уместно. (В отличие от этого, в случаях патологии такое смешение звуков может продолжаться годами и затем отражаться на письме в виде буквенных замен.)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Книги похожие на "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Парамонова

Людмила Парамонова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Отзывы читателей о книге "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.