» » » Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия


Авторские права

Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия

Здесь можно купить и скачать "Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «АСТ»c9a05514-1ce6-11e2-86b3-b737ee03444a, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия
Рейтинг:
Название:
Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-17-057496-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Описание и краткое содержание "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" читать бесплатно онлайн.



В этой книге рассказывается о способах профилактики и путях преодоления нарушений устной и письменной речи.






При более легких нарушениях в работе двигательных отделов коры головного мозга, имеющих функциональный характер, движения языка возможны в полном объеме, но они могут быть замедленными и недостаточно точными. Это приводит к значительно менее выраженным нарушениям в произношении звуков, чем при параличах и парезах.

Парезы мышц губ и языка можно обнаружить при попытке выполнения этими органами простейших движений. Здесь может наблюдаться следующее:

1. Невозможность вытянуть губы вперед «хоботком» – вместо этого они остаются почти неподвижными или совершают какие-то хаотичные движения.

2. Асимметричность улыбки («оскала») при растягивании губ в стороны. Одна сторона рта при этом остается неподвижной или совершает минимальное движение (рис. 8).


Рис. 8


3. Невозможность распластать язык во рту, сделать его широким, то есть склонность языка к постоянному сужению (рис. 9).


Рис. 9


4. Уклонение языка в одну сторону при высовывании его изо рта – ребенок не может удержать его по средней линии (рис. 10).


Рис. 10


5. Непроизвольное загибание кончика языка на нижнюю губу при высовывании его изо рта – ребенок не может удержать язык горизонтально (рис. 11).


Рис. 11


6. Невозможность поднять кончик языка к верхней губе без помощи нижней. При выполнении этого движения ребенок как бы поддерживает, подталкивает язык нижней губой.

7. Невозможность свободного отведения языка в правый и левый углы рта. Язык при этом перемещается напряженно, всей своей массой («как бревно»); кончик языка не выражен.

8. Невозможность спокойно удерживать высунутый изо рта язык – наблюдаются его дрожание, хаотичное подергивание мышц, свидетельствующие об их слабости, то есть паретичности.

9. Склонность к удерживанию языка во рту в состоянии покоя «комком» (спазм мышц языка). Этот «комок» будет хорошо виден, если попросить ребенка широко открыть рот.

При выявлении перечисленных особенностей движений губ и языка необходима консультация не только логопеда, но и невролога.

При наличии любой из четырех рассмотренных здесь причин, вызвавших у ребенка нарушение звукопроизношения (снижение слуха, неразличение звуков на слух, дефекты в строении органов артикуляции и их недостаточная подвижность) он нуждается в специальной помощи, характер которой зависит от самой причины, приведшей к дефектному произношению звуков. Об этом речь пойдет ниже.

Неправильная речь окружающих или недостаточное их внимание к речи ребенка

Неправильная речь окружающих ребенка взрослых людей, равно как и их невнимание к его речи, – частые причины дефектного звукопроизношения. Если ребенок в качестве образца для подражания имеет неправильно произносимые взрослыми звуки (например, картавое Р), то он и следует этому образцу за неимением другого. Именно этим чаще всего и объясняются нередко встречающиеся случаи «семейной картавости».

Отрицательную роль в этом плане играет и двуязычие в семье, когда в период становления звукопроизношения ребенок постоянно слышит совершенно по-разному артикулируемые звуки, – какому образцу при этом он должен следовать? Особенно же нелепы те нередкие случаи, когда правильно говорящие взрослые начинают сознательно подстраиваться под речь ребенка и копировать его неправильное произношение. Из-за этого ребенок не только лишается правильного образца для подражания, но даже утрачивает и стимул для совершенствования своей речи – ведь она так нравится взрослым! Это обычно приводит к длительной задержке у детей возрастных своеобразий звукопроизношения, для устранения которых потребуется логопедическая помощь.

Что касается невнимательного, безразличного отношения со стороны взрослых к речи ребенка, когда они не обращают внимания на его неправильное произношение, то это отрицательно сказывается на формировании не только звукопроизношения, но и всей речи в целом. В таких случаях приходится говорить о семейно-педагогической запущенности, которая нередко встречается даже при наличии у родителей высшего образования.

С этой точки зрения вредно и длительное пребывание ребенка среди неправильно говорящих сверстников, поскольку здесь также отсутствует образец правильного произношения звуков речи.

Эту последнюю группу причин (неправильная речь окружающих взрослых людей, двуязычие в семье, «подстраивание» под детскую речь, безразличное отношение взрослых к речи ребенка, длительное пребывание его в среде неправильно говорящих сверстников) принято относить к социальным причинам.

В этих случаях ребенок имеет нормальный речевой аппарат, вполне позволяющий ему самостоятельно овладеть правильным звукопроизношением, однако этому мешает окружающая социальная среда.

Нам представляется, что существование данной группы причин просто недопустимо. Ведь даже само наличие дефектов звукопроизношения у родителей в подавляющем большинстве случаев есть результат все той же небрежности взрослых, допущенной по отношению к теперешним родителям в их детские годы! Нередко у одного и того же ребенка наблюдается взаимодействие сразу нескольких рассмотренных здесь причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им правильным звукопроизношением. И в этих сложных случаях особенно благотворной бывает роль правильно организованной социальной среды – именно на нее здесь и нужно возлагать основные надежды!

Основные виды дефектного звукопроизношения

Дефекты в произношении звуков речи внешне могут проявляться в следующих вариантах.

1. В полном отсутствии звука (например, Р или Л) в речи ребенка. В этом случае он говорит УКА вместо РУКА или ОЖКА вместо ЛОЖКА. Этот вид нарушений звукопроизношения, как и два следующих (см. п. 2, 3), внешне полностью совпадает с возрастными своеобразиями произношения звуков, но, в отличие от них, встречается в более позднем возрасте (после 5–6 лет).

2. В полной и устойчивой замене одного звука речи другим, обычно более простым по артикуляции. Например, звук Р может заменяться звуком Л или звук Ш – звуком С. В этом случае, как и при возрастных своеобразиях в произношении звуков, ребенок говорит ТЛАВА вместо ТРАВА и САПКА вместо ШАПКА, однако эти замены наблюдаются уже в более позднем возрасте.

3. В смешении в речи двух правильно произносимых звуков. В этом случае ребенок, уже вышедший из периода становления звукопроизношения и умеющий правильно (без замен) произносить оба звука, продолжает не всегда уместно употреблять их в речи (говорит то РЫБА, то ЛЫБА, то ШУБА, то СУБА).

4. В искаженном произношении звука, классическим примером чего является «картавое» Р. В этом случае звук не отсутствует в речи и не заменяется другим звуком, ребенок произносит именно звук Р, но произносит его дефектно. Сюда же относится и «хлюпающее», «межзубное», «воздушное» и прочее неправильное произношение чаще всего шипящих и свистящих звуков.

Очень важно до конца понять, что этот последний вид нарушений звукопроизношения, в отличие от первых трех, ни в каком возрасте не может быть отнесен к возрастным своеобразиям, поскольку он уже с самого начала бывает вызван указанными выше патологическими или социальными причинами, а не возрастным несовершенством речевого аппарата ребенка. Именно эти два вида причин и не позволяют исчезнуть с годами имеющимся у него особенностям в произношении звуков.

Иными словами, возрастной «нормой» звукопроизношения до определенного возраста (до 5–6 лет) можно считать только полное отсутствие звука, его замену другим полноценным звуком и непродолжительное смешение в речи какой-то пары правильно произносимых звуков. Но после 5–6 лет и эта «норма» уже перестает быть нормой и переходит в разряд патологии, поскольку в основе неисчезновения возрастных своеобразий звукопроизношения здесь лежат не связанные с чисто возрастным несовершенством речевого аппарата ребенка причины. Если бы этих других причин не существовало, то ребенок обязательно овладел бы правильным произношением всех звуков в положенный срок.

Дефекты звукопроизношения на фоне общего недоразвития речи

Говоря о дефектах звукопроизношения, нельзя не обратить внимание родителей еще на одно очень важное обстоятельство, о котором вскользь уже упоминалось.

Нарушения звукопроизношения у детей могут выступать либо как самостоятельный дефект речи, либо как лишь один из симптомов какого-то гораздо более сложного речевого расстройства.

О дефектах звукопроизношения как о самостоятельном нарушении речи говорят тогда, когда эти дефекты являются единственным отклонением от нормы в речи ребенка. Если же наряду с этим у него отмечаются также бедный запас слов и неправильное построение фраз, то это говорит об общем отставании в его речевом развитии. К сожалению, в настоящее время встречается преимущественно второй вариант, о чем родители мало осведомлены. Поскольку в этом случае нельзя ограничиваться коррекцией одного только звукопроизношения, мы коротко расскажем о том, что такое общее недоразвитие речи, каковы его основные причины и в чем оно проявляется.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Книги похожие на "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Людмила Парамонова

Людмила Парамонова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Людмила Парамонова - Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия"

Отзывы читателей о книге "Легкий способ научиться правильно говорить и писать. Дефекты произношения. Дислексия. Дисграфия", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.