» » » » Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам


Авторские права

Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам

Здесь можно купить и скачать "Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам
Рейтинг:
Название:
Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
978-5-903715-30-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам"

Описание и краткое содержание "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам" читать бесплатно онлайн.



Первый специализированный библиографический указатель по мусульманскому и обычному праву мусульманских народов на русском языке. Указатель охватывает монографии, статьи и авторефераты кандидатских и докторских диссертаций, опубликованные в период с конца XVIII в. по 2009 г. включительно. Значительный временной и тематический охват указателя позволяет использовать его максимально широко при проведении научных изысканий по различным аспектам мусульманского права. Большое число названий содержат краткие аннотации. Каждый раздел предваряет вводная глава, в конце указателя приведен глоссарий основных терминов мусульманского и обычного права, встречающихся в библиографии.






Тленшева Р.М. Источники мусульманского права как элемента российской правовой системы в период присоединения народов Северного Кавказа к России // «Черные дыры» в Российском законодательстве. Юрид. журн. – 2008. – № 3. – С. 294–296.

Тривус М. Изложение основных институтов «Хидаи» // Журн. гражд. и уголовного права. – 1893. – Кн. 9. – С. 105–128.

Туманян Т.Г. Средневековый мусульманский законовед Абу-л-Хасан ал-Маварди и его теоретическое наследие // Этносоциум и межнациональная культура. – 2008. – № 5. – С. 54–65.

Федорко С.Н. Основные направления мусульманской правовой мысли // Вестн. Нижегород. ун-та им. Н.И. Лобачевского. Сер.: Междунар. отношения, Политология, Регионоведение. – Н. Новгород, 2006. – Вып. 2. – С. 206–211.

Правовые основы мусульманского фундаментализма. Мазхабы.

Хайдарова М.С. Основные направления и школы мусульманского права // Мусульманское право: Структура и основные институты. – М., 1984. – С. 38–48.

Хайретдинов Д. Абу-Ханифа – аль-Имам аль-Азам // Минарет. – 2009. – № 3–4 (21–22). – С. 73–78.

Юлдашева О. К вопросу о сути источников мусульманского права // Актуальные вопросы теории и истории права и применения советского законодательства. – Душанбе, 1975. – С. 24–32.

Ярлыкапов А.А. Мазхабы (религиозно-правовые толки) и этническая идентификация мусульман: пример Ногайской степи // Ислам и право в России: Материалы науч. – практ. семинара «Мусульманское право в мире и России (Северный Кавказ,

Поволжье)» / Сост. и ред. И.Л. Бабич, Л.Т. Соловьева. – М., 2004. – Вып. 2. – С. 103–113.

Разногласия между последователями ханафитского и шафи‘итского мазхабов в Ногайской степи, в т. ч. по правовым вопросам (брак).

Авторефераты

Камел Ясин. Источники мусульманского права: Автореф. дис. канд. юрид. наук / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб., 1999. – 18 с.

Муромцев Г.И. Источники права в развивающихся странах Азии и Африки: (Теоретическо-правовые проблемы): Автореф. дис. д-ра юрид. наук / Ун-т дружбы народов им. Патриса Лумумбы. – М., 1990. – 31 с.

Нидаль Гадаллах Мох’д Аль-Сулейман. Источники права в правовых системах арабских стран (на примере Иордании): Автореф. дис. канд. юрид. наук / Азерб. гос. ун-т им. С.М. Кирова. – Баку, 1987. – 24 с.

В т. ч. мусульманское право в Иордании (в области семейного права).

Обидов Д.С. Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направлении исламского права (мавераннахрское течение): Автореф. дис. канд. юрид. наук / Тадж. гос. ун-т. – Душанбе, 2008. – 24 с.

Хайруллоев Ф.С. Принцип справедливости в мусульманском праве: Автореф. дис. канд. юрид. наук / Акад. упр. МВД России. – М., 2007. – 22 с.

Халиков А.Г. Хадис как источник мусульманского права (суннитское направление): Автореф. дис. канд. юрид. наук / Тадж. гос. ун-т. – Душанбе., 1996. – 22 с.

Хидр Мухаммед Джафар Эль-Зефири. Источники мусульманского права и критика их толкования современными мусульманскими юристами (историко-правовое исследование): Автореф. дис. канд. юрид. наук / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – М., 1976. – 24 с.

3. История мусульманского права

В настоящий раздел мы включили не только те немногочисленные работы, в которых затрагивается история зарождения и развития мусульманского права, но и исследования, посвященные вопросам применения фикха и отдельных его положений в разных частях мусульманского мира вплоть до второй половины XX столетия.

Для удобства читателя нами были выделены такие подразделы, как: «Арабский халифат», «Делийский султанат и империя Великих Моголов», «Османская империя», куда вошли труды, в которых рассматривается опыт применения мусульманского права в этих крупнейших мусульманских государствах Средневековья и Нового времени. В особые подразделы помещены также работы, в которых анализируются отношения, регулируемые нормами фикха в Центральной Азии и Закавказье в обозначенный период. Все, что касается вопросов применения мусульманского права на территории современной России, как в прошлом, так и в наши дни, можно найти в специальном разделе «Мусульманское право в России».

В работах мусульманских и западных ученых встречаются различные варианты периодизации истории мусульманского права. Как правило, выделяются такие этапы, как: Зарождение (при жизни Пророка), Становление (сер. VII – нач. XI в.), Упадок (нач. XI – сер. XX в.) и Возрождение (с сер. XX в. до наших дней). Некоторые ученые считают нужным обозначить период вестернизации мусульманского права (сер. XIX – сер. XX в.). Поскольку данная работа является библиографическим указателем, а не научной монографией, то мы не хотели бы отдавать здесь предпочтение какой-либо из существующих периодизаций или же предлагать свое видение данного вопроса.

Вместе с тем, включая в указатель исследования, охватывающие хронологические рамки в период с XI по XX в., мы не могли игнорировать распространенную среди исследователей точку зрения о том, что с начала XI в. в суннитском исламе были закрыты врата иджтихада. На практике это означало, что период становления и экстенсивного развития мусульманского права закончен и наступила эпоха систематизации и интенсивного развития фикха. Некоторые исследователи называют данный этап в истории мусульманского права периодом таклида10, другие – периодом застоя, указывая на то, что он ознаменовался постепенным угасанием фикха, утратой им ключевых позиций при регулировании общественных отношений в мире ислама.

С приведенной точкой зрения можно согласиться лишь отчасти. Действительно, к середине XIX в. в большинстве регионов мусульманского Востока мусульманское право практически не играло никакой значимой роли – даже при регулировании брачно-семейных и наследственных отношений, где нормы фикха зачастую подменялись обычным правом народов, исповедовавших ислам. Однако вместе с тем не вполне справедливо характеризовать период с XI до середины XX в. как период деградации и застоя в развитии мусульманского права. В это время создавали свои фундаментальные труды такие выдающиеся ученые, как Ибн Таймийа (1263–1328), Ибн Халдун (1332–1406), ас-Суйути (1445–1505) и другие. На наш взгляд, более опасным для фикха оказался период с середины XIX до середины XX в., когда мусульманское право подверглось сильной вестернизации (прежде всего в попавших в зависимость от западных держав Османской империи и Индии) и было официально заменено нормативно-правовыми актами, в основе которых лежали взгляды представителей англо-саксонской и романо-германской правовых семей.

Несколько по-иному в Средние века и Новое время складывалась судьба мусульманского права в шиитском направлении ислама. Как уже было отмечено выше, особенности шиитской интерпретации шариата главным образом проявились в рамках джафаритской правовой школы.

Ученики и последователи Джа‘фара ас-Садика называют его автором особой богословской системы и разработчиком основ (усул) джафаритского мазхаба. Однако вопрос о роли имама в разработке правовых основ данного толка остается дискуссионным. В любом случае дальнейшее развитие джафаритского мазхаба было бы немыслимо без таких выдающихся правоведов последующих поколений, как ал-Кулини (ал-Кулайни), ал-Кумми, ат-Туси, ал-Хилли и других. [10]

Основные классические труды по мусульманскому праву, представлявшие собой сборники преданий (ахбарови) с комментариями, были подготовлены шиитскими учеными к середине XI в., т. е. примерно в тот же период, что и суннитские сборники «ас-Са-хих» ал-Бухари и Муслима. Однако и после создания данных канонических трудов шиитские правоведы продолжали работу по сбору и систематизации преданий. Но последующие исследования не пользуются таким же авторитетом, как сборники ал-Кулини, ат-Туси и ал-Кумми, более известного под именем Ибн Бабуйа.

На протяжении многих веков (вплоть до XIX в.) в среде шиитов-имамитов велись острые дискуссии между ахбаритами (традиционалистами) и усулитами (рационалистами). Борьба шла с переменным успехом, однако в итоге верх одержали рационалисты. Поэтому в определенном смысле можно утверждать, что джафаритский толк в его современном виде оформился лишь к концу XVIII в. При этом среди шиитов-имамитов и в настоящее время есть ахбариты, но их число незначительно по сравнению с числом усулитов.

Во второй половине XX в. пути развития мусульманского права в суннитской и шиитской ветвях ислама пересеклись. На рубеже 1970-80-х гг. в мусульманском мире наблюдался переход от теоретических работ, авторы которых ратовали за усиление роли мусульманского права в современном им мире, к практическим шагам по имплементации норм фикха в законодательство целого ряда государств. Данный прорыв был во многом обеспечен усилиями модернистов, интерпретировавших нормы классического мусульманского права применительно к условиям современности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам"

Книги похожие на "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Э. Урусова

Э. Урусова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Э. Урусова - Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам"

Отзывы читателей о книге "Мусульманское право. Библиографический указатель по мусульманскому праву и обычному праву народов, исповедующих ислам", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.