» » » » Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)


Авторские права

Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)

Здесь можно купить и скачать "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-903715-44-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории формирования и развития мусульманских общин в 11 городах и промышленных поселках на территории современной Челябинской области в XVIII – начале XX века: Троицке, Верхнеуральске, Челябинске, Миассе, Златоусте, Кыштыме, Сатке, Кусе, Бакале, Пласте и Карабаше. Издание адресовано историкам, исламоведам, а также всем, кто интересуется прошлым Южного Урала.






Во время отъезда Бабаджанова в Бухару троицкие торговцы обратились за помощью к арскому купцу 2-й гильдии, владельцу писчебумажных и кумачных фабрик Мукмину Тагирову князю Хозясеитову, который был широко известен своей благотворительностью и только что построил за собственный счет первую соборную мечеть при резиденции ОМДС в Уфе. 6 сентября 1832 г. он отправил через Нижегородскую ярмарку письмо, где выразил желание принять на себя все расходы по возведению в Троицке большой каменной мечети по образцу уфимской. Благотворитель поручил своему приказчику, находившемуся в городе арскому купцу Галиасгару Баязитову выдать строителям потребную сумму. В ответе на просьбу Искандера Бабаджанова от 18 ноября 1832 г. оренбургский военный губернатор подтвердил свое согласие на сооружение в Троицке 2-й соборной мечети. Однако, считая уфимскую мечеть «безобразной», он предписал архитектору Уральского казачьего войска Г. Гопиусу разработать новый архитектурный проект храма на 250–300 молящихся по лучшим восточным образцам с примерной сметой в 20–25 тыс. руб. Для этого он послал принадлежащие ему изображения знаменитой адрианапольской (Эдирне) и одной из стамбульских мечетей. В приложении к рапорту от 6 января 1833 г. № 2 архитектор Г. Гопиус, побывавший в свое время в Стамбуле и Египте, представил план изящной мечети в османском стиле и строительную смету на 20 855 руб.[28] Но в погоне за внешней привлекательностью он не учел климатические условия Оренбургского края. Толщина стен, большие внутренние объемы не были рассчитаны на суровые местные зимы, кроме того, в проекте отсутствовали печи для обогрева молельного зала. Поэтому доверенный троицких мусульман бухарский купец Гафурбай Сафарбаев по настоянию благотворителя 21 марта 1833 г. вновь обратился с просьбой дозволить постройку на основе плана и фасада уфимской соборной мечети, но из-за смерти губернатора П.П. Сухтелена 20 марта ходатайство осталось без ответа. На обращение самого Мукмина Тагирова Департамент духовных дел иностранных исповеданий МВД вместе с отношением от 8 августа 1833 г. № 1424 прислал 3 высочайше утвержденных проекта строительства мечетей, из которых он выбрал один подходящий. Наконец, 21 января 1833 г. новый военный губернатор, В.А. Перовский, разрешил ему постройку храма по образцовому плану и фасаду[29]. Надзор за проведением работ был доверен заведующему Троицкой дистанции по строительной части майору Яновскому.

Для расширения участка мусульманская община Троицка выкупила 2 соседних обывательских дома. Весной 1834 г. на место прибыл подрядчик с бригадой строителей, были завезены необходимые материалы и заложен фундамент. В качестве представителя заказчика всеми финансово-хозяйственными вопросами заведовал эконом, вятский татарин Габбас Якупов. Приготовления вызвали беспокойство священнослужителей расположенного на расстоянии 80 саженей православного СвятоТроицкого собора. Через коменданта крепости в июне 1834 г. протоиерей Петр Бирюков добился у городничего временного запрета на производство строительных работ. Христианское духовенство высказало опасение «соблазна греховного и отвращения ревностным поклонникам провозглашения азана» для своей паствы из-за близкого соседства с мечетью. Кроме того, оно полагало, что в случае ее возведения все ближайшие дома перейдут в руки богатых татар, и со временем православный собор окажется в окружении одних мусульман. Доверенный мусульманской общины г. Троицка, бухарский караванный начальник Искандер Бабаджанов 31 июня 1834 г. обратился к оренбургскому военному губернатору В.А. Перовскому с просьбой возобновить строительство разрешенной на законном основании мечети, поскольку вынужденный простой мог повлечь до 5 тыс. руб. убытков за один строительный сезон. После рассмотрения обстоятельств дела Оренбургское губернское правление констатировало, что российское законодательство устанавливает ограничения на возведение мечетей лишь в местах жительства новообращенных в православие, но не распространяет их на города, в которых мусульмане проживают совместно со «старорусскими» людьми, «непоколебимыми в христианстве». Строго следуя букве и духу высочайшего указа императрицы Екатерины II от 17 июня 1773 г. о терпимости всех вероисповеданий и о запрещении православным архиереям вмешиваться в дела других конфессий, отношением от 25 августа 1834 г. оно высказалось в поддержку возобновления строительства мечети. Тем не менее из-за бюрократической волокиты соответствующее предписание было доведено до сведения коменданта и городничего Троицка только в ноябре 1834 г., когда первый строительный сезон был уже сорван[30]. 2-я соборная мечеть г. Троицка была сооружена в 1835–1838 гг. поблизости от первого мусульманского храма, в соседнем, 37-м квартале, на дворовом месте № 13 по Татарскому пер.[31] (ныне ул. им. 30-летия ВЛКСМ). В ее проекте использовано редкое для Южноуральского региона архитектурное решение, когда два наземных минарета, квадратных в сечении и украшенных круговыми коваными балконами, поставлены по углам молитвенного здания и таким образом обрамляют вход. По своему месту расположения в верхней части города и сама мечеть получила название Верхней, а с 60-х гг. XIX в. она также стала именоваться Яушевской[32] – по фамилии попечителей.


Фото 5. 2-я соборная мечеть г. Троицка. 1911 г.


Ее первым имамом был избран Мухамедша Мирасов, высоко ценившийся современниками за мастерство в чтении Корана, которому он научился в Каире. Совершая третье паломничество (хадж), в конце 1850 г. он скончался и был похоронен в Медине, на почитаемом кладбище Джаннат аль-Баки, где покоятся жены пророка Мухаммада, его дочь Фатима, внук аль-Хасан, дядя аль-Аббас и халиф Усман[33].

Указом Оренбургского губернского правления от 14 февраля 1842 г. в званиях азанчея и мугаллима-сабиана 2-й соборной мечети г. Троицка был утвержден служилый татарин деревни Янчиковой Балтасинской волости Казанской губернии Абдулхалик Ибрагимов[34], а по указу от 5 июня 1846 г. № 4687 на должность 2-го муллы назначен Ахмед Халитов (Ахмед бин Халид бин Габид бин Габдулла бин Муслим бин Бикбулад бин Ишкиня бин Ишбулад бин Шахфулад аль-Менгери)[35]. Его предки были выходцами из деревни Менгер Казанского уезда и губернии (ныне Атнинского района Республики Татарстан). Дед начал торговать в Троицке, а отец значительно расширил семейное дело. Ахмед Халитов родился в 1810 г. и с юных лет избрал для себя духовную стезю. Обучался грамматике и логике в медресе своего родственника Баймурада бин Мухарряма аль-Менгери, а в 1832 г. уехал в Бухару и Ташкент, чтобы получить более глубокие знания. Здесь на протяжении 13 лет он постигал исламские науки, окончив знаменитое ташкентское медресе Кукельдаш под руководством Мухаммадшарифа бин Хади. По возвращении Ахмед Халитов был избран муллой соборной мечети г. Чистополя, 15 марта 1845 г. сдал в Уфе экзамен на духовные звания и был официально утвержден в должности[36]. Однако уже в следующем году по приглашению прихожан перевелся на место 2-го имама 2-й соборной мечети г. Троицка. Сразу после приезда в 1846 г. Ахмед Халитов организовал при ней авторитетное мусульманское училище. Каменное здание медресе было построено троицким купцом Мунасыпом Уразаевым на земельном участке, приобретенном по свидетельству Троицкой городской думы от 22 мая 1845 г. В 1869 г. здесь обучались 25 человек, а к 1881 г. их число возросло до 35[37]. Среди учеников Ахмеда бин Халида аль-Мен-гери, окончивших это медресе, были такие крупные религиозные деятели, как троицкие имамы и мударрисы Зайнулла Расули, Ахметхази и Мухамеджан Рахманкуловы, имам-хатыб и мудар-рис 1-й соборной мечети г. Верхнеуральска Муса Фаткуллович Расулев, имам-хатыб и мударрис 2-й (Апанаевской) соборной мечети г. Казани Салахетдин Исхакович Сагитов, Шарафутдин бин Ахмед аль-Булати и др.

В августе 1862 г. Ахмед Халитов сообщил Духовному собранию, что «по совершенно расстроенному здоровью… не может далее отправлять обязанности муллы» и просил дать ему отставку, но уже в ноябре он был восстановлен в должности «за получением от болезни облегчения»[38]. В 1864 г. из 1-го во 2-й приход перешел основатель знаменитого рода татарских предпринимателей, троицкий купец 1-й гильдии Гайса Юсупович Яушев[39], который постепенно стал утверждать здесь свое влияние. По его инициативе 12 июня 1866 г. прихожане 2-й соборной мечети в количестве 93 глав семейств «по предварительном обсуждении» вынесли решение, в котором указывалось: «при развитии с каждым годом торговой промышленности в Троицке стечение людей из магометан увеличивается в такой степени, что состоящий при этой мечети мулла Халитов не в состоянии бывает удовлетворять в свое время треб прихожан. Сверх того, требуют Халитова в присутственные места и к должностным лицам для привода к присяге и увещевания людей по делам, и даже отлучается в уезд по той же надобности в недальние места, где нет духовных лиц магометанского закона, и подобные отсутствия затрудняют Халитова своевременно отправлять в мечети духовные требы. А потому прихожане признали необходимым и полезным иметь при мечети» 2-го муллу, на должность которого избрали башкира деревни Аджитаровой Челябинского уезда (ныне Сафакулевского района Курганской области) Мухаммеда Мухаметзарифовича Бикматова, родившегося 16 февраля 1838 г. и «известного всем прихожанам за человека религиозного, доброй нравственности и способного к занятию сего звания». Его высокой репутации способствовало и то, что он был сыном 1-го муллы 1-й соборной мечети г. Троицка Мухаметзарифа Абдулджамилева. Вместе с прошением от 28 июня 1866 г. уполномоченный, троицкий купец Мунасып Уразаев, подал в Духовное собрание приговор об избрании, свидетельство Аджитаровского волостного старшины и приговор односельчан. Они были согласны на увольнение Бикматова из сельской общины при условии, что он будет своевременно высылать в Волостное правление все казенные, мирские и другие сборы. Его земельные угодья поступали в общее пользование, а после увольнения от должности возвращались ему обратно. По результатам экзамена в Уфе Мухаммеду Бикматову было выдано «свидетельство ОМДС от 25 июля 1866 г. № 3560 на звания» имам-замига, хатыба и мударриса.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Книги похожие на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Денис Денисов

Денис Денисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Рустем Ахунов28.06.2019, 19:17
    Эл.вариант книги в пдф не соответствует оригиналу. Выполнен как обычный говно-формат fb2, не поддерживающий аутентичности издательского оригинала.
    Нормальные эл.книги в формате пдф, плюс к тому что сохраняют верстку страниц, как правило содержат обложку, титул изданий, т.е. сделаны с полными выходными данными. Это особо важно для изданий научного характера, раритетов и др. книг представляющих научную и библиографическую ценность. К каковой категории относится и эта книга.
    Именно в таком виде эл. версии книг представлены и в федеральном проекте НЭБ.
    А говноформаты для тупого чтения, типа бестселлеров Дарьи Донцовой можно хоть в формате txt выкладывать.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.