» » » » Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)


Авторские права

Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)

Здесь можно купить и скачать "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Марджани»f7b6f960-e1f0-11e4-afed-0025905a0812, год 2011. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Рейтинг:
Название:
Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2011
ISBN:
978-5-903715-44-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Описание и краткое содержание "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать бесплатно онлайн.



Книга посвящена истории формирования и развития мусульманских общин в 11 городах и промышленных поселках на территории современной Челябинской области в XVIII – начале XX века: Троицке, Верхнеуральске, Челябинске, Миассе, Златоусте, Кыштыме, Сатке, Кусе, Бакале, Пласте и Карабаше. Издание адресовано историкам, исламоведам, а также всем, кто интересуется прошлым Южного Урала.






На протяжении своей истории приход находился под покровительством трех поколений богатейших троицких купцов Яушевых. 18 мая 1899 г. один из них, Мухаметшариф Ахмеджанович, завещал 35 тыс. руб. для образования вакуфного фонда на содержание 2-й соборной мечети, медресе и учителей. После его смерти в 1907 г. компаньоны Торгового дома братьев Яушевых сначала держали эти деньги в обороте, отчисляя 8 % годовых, а в 1910 г. по требованию Духовного собрания вложили их в 4-процентные государственные ценные бумаги[60]. Всего за 1907–1917 гг. доходы с этого капитала составили 19 281 руб., которые были полностью потрачены на нужды 2-го прихода: заработную плату учителям и пособие бедным шакирдам, ремонт мечети и медресе, уборку помещений, возку воды, покупку дров, свечей и другие хозяйственные цели. Помимо этого, Яушевы продолжали оказывать помощь и за счет собственных средств. Так, в 1915 г. их Торговый дом дополнительно пожертвовал на содержание мечети и медресе «Мухаммадия» 6400 руб., а в 1916 г. – 8405 руб.[61]


Фото 7. Преподаватели троицкого медресе «Мухаммадия». 1911–1912 гг.


К началу 60-х годов XIX столетия численность мусульман в Троицке увеличилась до 4320 человек (38,4 % населения)[62], поэтому в 1863 г. на средства купца 1-й гильдии Гайсы Юсуповича Яушева была засыпана болотистая местность с небольшим озером, а на образовавшемся участке площадью 80 кв. саженей построена 3-я соборная мечеть города по Оренбургской ул. (ныне Октябрьской)[63]. Она представляла собой каменное 1-этажное здание, имевшее две главы, с 2-ярусным минаретом высотой 46 м, примыкавшим к нему с восточной стороны[64].

Указом ОГП от 14 июня 1864 г. на должность азанчея 3-й соборной мечети был назначен Галиулла Абдулхасанов, а указом от 15 июня за № 4125 в званиях имам-хатыба и мударриса утвержден Шарафутдин Магадиев. Благодаря этому стало возможным открытие в том же году приходского медресе. В 1869 г. оно насчитывало 40 учеников, а к 1881 г. их число сократилось до 25[65].


Фото 8. 3-я соборная мечеть г. Троицка. 1911 г.


В 1872 г. мусульмане 3-го прихода постановили приговор, в котором отметили, что «состоящий при мечети мулла Магадиев при всем усердии к службе не успевает в исполнении духовных треб, которые за отлучками своими из города поручает одному из учеников состоящей при той мечети школы, что не согласно с правилами магометанской религии», почему они решили избрать 2-м имамом Мухамеджана Абдулзагировича Рахманкулова (Мухаммеджана бин Абдуззахира бин Абдулкарима бин Рахманкули бин Ярмака бин Телакая бин Джантугана бин Джанкилде бин Джанбика бин Ядкар-шейха аль-Берескеви). Несмотря на деликатность формулировки общественного приговора, мулла Магадиев «ввиду получения им одним доходов при большом числе и зажиточности прихожан подстрекнул через купца Тулпанова» часть из них к подаче протеста. В свою очередь, они указали, что якобы с трудом содержат одного имама, да и он «при безукоризненном поведении и ревностном исполнении своей обязанности помощника себе иметь не желает». Это обидело сторонников избрания Рахманкулова, которые сочли, что «такое действие муллы Магадиева рекомендует его с самой дурной стороны в глазах прихожан, и что он… показывает совершенное неуважение» к ним. Они повторно просили Губернское правление утвердить их выбор, «несмотря ни на какие заявления», особо подчеркнув, что полностью берут на себя содержание нового духовного лица. При сравнении подписей под приговорами с именным списком прихожан, составленным муллой Магадиевым, выяснилось, что в поддержку избрания 2-го имама высказались более 2/ 3 старших домохозяев, имеющих право голоса, а против него выступили всего 16 человек. Поэтому журнальным постановлением ОГП на 29 сентября 1872 г. № 1781 Мухамеджан Абдулзагирович Рахманкулов был утвержден 2-м муллой в званиях имам-замига, хатыба и мударриса (указ от 4 октября 1872 г. № 3208)[66]. Таким образом, после двух безуспешных попыток в 1866 и 1868 годах поступить на ту же должность сначала во 2-й, а затем и в 1-й приход, он наконец добился места при 3-й соборной мечети г. Троицка, а со временем и возглавил ее. Он родился в 1836 г. в семье крестьян деревни Верхняя Береске Казанского уезда и губернии, а религиозное образование получил в медресе Ахмеда бин Халида аль-Мен-гери при 2-й соборной мечети г. Троицка. Был женат на дочери имама деревни Сабабаш Казанского уезда и губернии Мустафы Габдулкаримовича Учарова Фарзане (?-29.01.1925), имел троих сыновей – Габдрахмана, Ахмеда, Зиятдина и дочь Зияию, которая вышла замуж за ахуна г. Петропавловска Абдулвагапа Абдулбарыевича Яушева (1859-06.1924). С 1872 по 1874 гг. в медресе при 3-й троицкой мечети под руководством М.А. Рахманкулова обучался известный татарский историк, богослов, общественный деятель, шейх братства накшбандийа Мурад Рамзи (1855–1934)[67]. В конце XIX – начале XX в. здесь также получил религиозное образование имам-хатыб и мударрис 3-й соборной мечети г. Уфы, депутат 2-й Государственной думы, редактор официального журнала ОМДС «Маглюмат махкамаяи шаргияи ырымбургияи» Мухаметсабир Мухаметзянович Хасанов (1866–1922)[68].

Должности приходского мусульманского духовенства нередко передавались по наследству. Муллы и азанчеи заранее готовили своих сыновей в преемники, давая им религиозное образование и привлекая в качестве помощников. Да и для самих прихожан принадлежность кандидата к такого рода династии была лучшей гарантией его глубоких знаний и высоких нравственных качеств.

Так, после смерти муэдзина 3-й соборной мечети прихожане избрали на его место сына – троицкого мещанина Валиуллу Абдулхасанова (1856–1922). Вместе с прошением от 14 августа 1891 г. он сам представил на рассмотрение Губернского правления общественный приговор, свидетельство Духовного собрания № 2274 о сдаче экзамена и метрическую справку о смерти отца. По журналу ОГП на 15 ноября 1891 г. № 1055 Валиулла Галиуллович Абдулхасанов был утвержден в звании муэдзина, способного исполнять должность имама в отсутствие такового, и в звании мугаллима-сабиана (указ от 2 декабря 1891 г.)[69].

25 ноября 1900 г. скончался старший мулла Мухамеджан Абдулзагирович Рахманкулов. Следуя той же традиции, в 1900 г. прихожане выбрали его преемником сына Габдрахмана, который родился 22 апреля 1879 г. По результатам испытания в знании правил мусульманской религии Духовное собрание признало его способным быть имам-хатыбом и мударрисом. Кроме того, кандидат представил свидетельство Троицкого городского 2-классного училища от 18 мая 1894 г. № 5/ 6 о достаточном владении русским языком. Журнальным постановлением ОГП на 18 января 1901 г. № 29 он был утвержден в духовных званиях (указ от 6 февраля 1901 г.)[70]. Габдрахман Рахманкулов был хорошо знаком с великим татарским поэтом Габдуллой Тукаем (18861913). По его приглашению тяжело больной туберкулезом Тукай в мае-июле 1912 г. приезжал в Оренбургскую губернию лечиться кумысом: сначала несколько дней гостил в городском доме самого муллы, а затем два с половиной месяца жил в 25 верстах от Троицка, на степной кочевке, где казахи пасли многочисленные табуны лошадей, принадлежавших имаму. Габдрахман-хазрат и сам писал стихи морально-этической тематики, которые публиковались в городских газетах. В 1937 г. он был арестован и сослан в Сибирь, где сгинул в сталинских лагерях[71].

В 1906 г. его помощником был избран брат Зиятдин Мухамед-жанович Рахманкулов. Он родился 2 мая 1881 г., в 1899 г. совершил хадж, в 1905 г. окончил одно из троицких медресе, владел русским, татарским, арабским, персидским, турецким языками, хуже знал английский и немецкий. Имея тот же пакет документов, что и брат, Зиятдин Рахманкулов был определен в должности 2-го муллы, а также в званиях имам-хатыба и мударриса по журналу Губернского правления на 16 августа 1906 г. № 410 (указ от 24 августа 1906 г. № 3168)[72]. Женился на купеческой дочери Магианвар Шакиржановне

Бакировой, родившей ему 5 детей: Тимуча, Сабира, Хамзу, Абде и Асхада. После закрытия мечети при советской власти он перебрался в Ташкент, где 2 года работал переводчиком в государственных органах. С 1934 по 1937 годы находился на иждивении сына, после чего снова вернулся на государственную службу в качестве канцелярского и торгового работника. Во время Великой Отечественной войны трое его сыновей погибли на фронте, а жена умерла от горя. 7 апреля 1945 г. Зиятдин Мухамеджанович Рахманкулов был утвержден имам-хаты-бом Чкаловской (Оренбургской) соборной мечети, а с 1946 г. назначен мухтасибом Чкаловской области. В 1947 г. он женился на вдове своего двоюродного брата Мухаметвали Ахметхазиевича Бибифатиме и взял на воспитание их многочисленных детей. В октябре 1948 г. на IV Всероссийском съезде мусульманского духовенства и представителей верующих (улемов и мутаваллиев) Зиятдин Рахманкулов был избран казыем и заместителем муфтия Духовного управления мусульман европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), а с конца 1948 г. работал на посту мухтасиба Чкаловской и Куйбышевской областей. Зия-хазрат сыграл важную роль в возрождении ислама на территории Оренбургского края в послевоенный период, пользовался огромным уважением среди верующих города и области. Он скончался 25 декабря 1952 г. от рака пищевода. Несмотря на то, что его похороны 26 декабря пришлись на рабочий день, проводить муллу на кладбище собралось более тысячи человек. Авторитет мухтасиба среди верующих был настолько высок, что после его смерти посещаемость Оренбургской соборной мечети снизилась более чем вдвое[73].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Книги похожие на "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Денис Денисов

Денис Денисов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Денис Денисов - Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)"

Отзывы читателей о книге "Очерки по истории мусульманских общин Челябинского края (XVIII – начало ХХ в.)", комментарии и мнения людей о произведении.

  1. Рустем Ахунов28.06.2019, 19:17
    Эл.вариант книги в пдф не соответствует оригиналу. Выполнен как обычный говно-формат fb2, не поддерживающий аутентичности издательского оригинала.
    Нормальные эл.книги в формате пдф, плюс к тому что сохраняют верстку страниц, как правило содержат обложку, титул изданий, т.е. сделаны с полными выходными данными. Это особо важно для изданий научного характера, раритетов и др. книг представляющих научную и библиографическую ценность. К каковой категории относится и эта книга.
    Именно в таком виде эл. версии книг представлены и в федеральном проекте НЭБ.
    А говноформаты для тупого чтения, типа бестселлеров Дарьи Донцовой можно хоть в формате txt выкладывать.
А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.