» » » Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд


Авторские права

Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд

Здесь можно купить и скачать "Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд
Рейтинг:
Название:
Байкал. Край солнца и легенд
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-7714-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Байкал. Край солнца и легенд"

Описание и краткое содержание "Байкал. Край солнца и легенд" читать бесплатно онлайн.



Байкал – один из самых прославленных символов России! А также обширный регион, включающий Прибайкалье с Иркутской областью и Забайкалье с Республикой Бурятией. Озеро Байкал поражает воображение – оно глубочайшее на нашей планете, в нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. С давних времен люди испытывали к нему колоссальный интерес. Уже тысячелетия назад его называли морем, наделяли мистическими свойствами, обожествляли и поклонялись ему, слагали легенды, сказания и мифы.

В новой книге известного географа и писателя Ю.П. Супруненко простым и увлекательным языком рассказано о главных местах живописной байкальской земли, включая природные, исторические и культовые достопримечательности, а также великих сибирских городах – Иркутске и Улан-Удэ.






Часовня на месте разрушенного Казанского собора


Казанский собор на ул. Баррикад


Но имя архитектора В. Кудельского не забыто иркутянами, о нём напоминает горожанам и гостям другое строение, к счастью, сохранившееся. Хотя и оно попало под каток антирелигиозной пропаганды – эта обитель была закрыта в 1922 г., на территории размещался полк НКВД, детский дом и лаборатория геологического управления.

Речь идёт о Князе-Владимирском храме (1888) (предместье Марата, ул. Каштаковская, 58). Он был поставлен в честь 900-летия крещения Руси князем Владимиром, что следует из самого названия. Во время Русско-японской войны 1904–1905 гг. в монастыре размещался госпиталь Красного Креста – уже одно это говорило о необходимости в советское время бережного отношения к памяти участников той войны; далее при монастыре устроили мужскую богадельню, церковно-учительскую семинарию и мужскую школу. В конце 1990-х гг. постройки монастыря переданы Иркутской епархии и обитель восстановлена.


Фреска с изображением хранителей Богоявленского собора


Верующие, да и почитатели архитектуры, утешаются тем, что в честь той же Казанской иконы Божией Матери сохранился храм более поздней постройки (1892) (предместье Рабочее, ул. Баррикад, 34). Монументальный объем и живописный образ многокупольной церкви доминирует над окружающей застройкой. Русско-византийский облик (такой же, как и у разрушенного Казанского собора) следует уже из декоративной пластики фасадов с их колонками и кокошниками. Храм оформляли искусные резчики, позолотчики, серебряных дел мастера, иконописцы; кстати, в главном иконостасе находится уникальное произведение – резное посеребренное изображение святого Луки.


Площадью трех церквей называют окраину сквера Кирова, где расположен собор Богоявления, Спасская церковь, католический польский костёл.

Собор Богоявления (ул. Сухэ-Батора, 1а – бывшая Тихвинская), заложенный в 1718 г., был главным храмом города, сюда собирались в дни торжеств и бед народных. Пряничное здание явилось первым, которое впоследствии искусствоведы отнесут к «сибирскому барокко»; многоцветная декоративная роспись, поливные изразцы с сюжетами полузабытых языческих преданий, вычурный и бросающийся в глаза фасад – таковы характерные элементы этого стиля. Бесконечно варьируются мотивы растительного орнамента на фасадах: полыхающие цветы, наполненные травами и растениями вазы, виноградная лоза – как символ рая. Нарядный декор эффектно смотрится на фоне белых стен.


Римско-католическая церковь


Но как это – в православном храме языческие сюжеты? Дело в том, что корни ведь одни и те же. На древних языческих шедеврах учились и иконописцы. И не стоит удивляться, если очередная бронзовая Дева Мария или иконописный лик будут похожи на богиню Афину или других древнегреческих идолов…


Каким же образом этот храм стал главной обителью Иркутска? Русские миссионеры видели свою задачу в крещении инородцев и в обращении их в христианство. Таким образом, культу явления Бога и обращению в христианство придавалось особое значение. И Богоявленский собор со времени своего основания играл особую роль в духовной жизни города, вплоть до XIX в. Для местной епархии это было основное место службы; в стенах храма отмечались наиболее важные церковные и исторические события края.


Римско-католическая церковь (ул. Сухэ-Батора, 1) построена в 1884 г. (архитектор Я. Томулевич) в стиле неоготики, с явными художественными достоинствами, на пожертвования католических приходов Российской империи; ссыльных поляков в Сибири, в частности Приангарье, было немало. Как известно, в большинстве своём они были католиками, – вот и истоки появления их молельного дома. В 1978 г. в костёле открыли органный зал, с этого времени началась новая история католической обители, которую искусствоведы назвали «последним оплотом органного искусства на востоке России». Главный алтарь дал официальное наименование и всему храму: Иркутский римско-католический костёл во имя Успения Пресвятой Девы Марии.

Отвлекаясь от основного экскурсионного маршрута, упомянем ещё один большой кафедральный католический собор – Непорочного Сердца Божией Матери, который был возведен в 2000 г. на деньги католических общин России; здание костёла устремлено ввысь двумя башнями, но, присмотревшись, понимаешь, что они имеют сходство с папской латинской митрой. Алтарь храма выполнен из байкальского нефрита, что должно символизировать укорененность католичества на иркутской земле, единство с теми, кто в этом краю пострадал за веру. Особую ценность для паломников имеет часовня на территории храма – здесь хранится земля с мест ссылки поляков.

Храм во имя Спаса Нерукотворного (1706) – самая древняя из сохранившихся не только в городе (ул. Сухэ-Батора, 2), но и в Восточной Сибири каменных построек. Это редчайший памятник культового зодчества; именно здесь, как полагают историки, 300 лет назад казаки основали острог, а церковь была сооружена по типу посадского храма.

В старину русские православные храмы строили без колоколен, поэтому колокол Спасской церкви долгое время находился на одной из острожных башен. Спустя несколько лет в здание церкви была встроена колокольня, в таком виде культовое сооружение дошло до наших дней.

В начале XIX в. фасады Спасской церкви украсили фрески, главной среди которых была настенная роспись плащаницы с Нерукотворным Образом Христа, другие сюжеты навеяны иркутской историей. Уникальность церкви заключается также в немалой толщине стен, внутри которых находится лестница, ведущая наверх колокольни.

Строил церковь зодчий Моисей Долгих, для того времени единственный творец первых каменных строений Иркутска. Первоначально первый этаж использовался под кладовую «мягкой рухляди», как называли пушнину, и воеводской казны, позже это помещение было освящено под зимнюю церковь. В целом вид навевает мотивы древнерусских храмов; в декоре фасадов колокольни угадывается стиль сибирского барокко с вдавленными панно и многоступенчатыми наличниками. Колокольня Спасской церкви была увенчана технической достопримечательностью – боевыми часами с колокольным звоном.

На площади Кирова (бывш. Соборной площади) возле Спасской церкви – к 350-летию Иркутска – поставлена чугунная беседка, по сути, поминальный памятник над братской могилой останков первых 360 жителей города, найденных при археологических раскопках возле древней обители. На камне выбита надпись «Основателям города Иркутска от благодарных потомков»: барельефом выделяется былой то ли кремль, то ли острог. Край генерал-губернаторства от Енисея до Тихого океана богат не только природными ресурсами, но и предприимчивыми, удачливыми людьми.

Перед Спасской церковью находится Вечный огонь, мемориал памяти солдат, павших на полях Великой Отечественной войны. На гранитных плитах близ Спасской церкви всегда лежат цветы…

Далее выход на Нижнюю набережную Ангары – она отреставрирована к 350-летию города. Восстановлены Московские ворота – триумфальная арка, построенная к 1813 г., в честь 10-летия царствования Александра I. Именно тогда начали складываться современный облик и планировка города. Ворота стояли при выезде из Иркутска в сторону Московского тракта. Прежнее сооружение было разобрано в 1920-х гг. Стоишь под сводами этого внушительного сооружения и представляешь себя под триумфальной аркой, поставленной ни много ни мало в честь покорения русскими сибирских необъятных просторов. Как не подумать в таких местах на берегах неспокойных рек, что Сибирь – это как отдельный континент, страна, край – специфичный, богатый, ни на что не похожий.

Тех, кто привык к спокойным равнинным рекам, поражает быстрое течение реки, отчетливо видимое по бурунам и завихрениям; редкие лодки жмутся к берегам и не осмеливаются сразу выходить на середину. У гранитной набережной плещутся неугомонные темные воды, чувствуется сибирская сила и размах.


Чугунная беседка


Под стать мощному и решительному нраву реки памятник казакам-первопроходцам, воплощенный в бронзе; открытый и даже распахнутый всем ветрам облик казака ассоциируется с Яковом Похабовым, в своё время и поставившим острог на берегу Ангары напротив устья Иркута.


Недалеко отсюда проходит известная иркутская улица Декабрьских Событий. Кто самостоятельно знакомится с достопримечательностями на «зелёной линии», не проходит мимо Владимирской церкви (1775). Как и многие так называемые объекты религиозного культа этот тоже испытал надругательства при советской власти. До закрытия в 1938 г. церковь была кафедральным собором Иркутска. После закрытия в здании устраивали клуб мединститута, затем швейные мастерские, потом здесь располагалось Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие. Была снесена внушительная и зримая издалека колокольня, пятикуполье и малый купол. В 1989 г. здание (или, лучше сказать, то, что от него осталось) возвращено Иркутской епархии; в нем разместилась православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Байкал. Край солнца и легенд"

Книги похожие на "Байкал. Край солнца и легенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Супруненко

Юрий Супруненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд"

Отзывы читателей о книге "Байкал. Край солнца и легенд", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.