» » » Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд


Авторские права

Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд

Здесь можно купить и скачать "Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд
Рейтинг:
Название:
Байкал. Край солнца и легенд
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-7714-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Байкал. Край солнца и легенд"

Описание и краткое содержание "Байкал. Край солнца и легенд" читать бесплатно онлайн.



Байкал – один из самых прославленных символов России! А также обширный регион, включающий Прибайкалье с Иркутской областью и Забайкалье с Республикой Бурятией. Озеро Байкал поражает воображение – оно глубочайшее на нашей планете, в нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. С давних времен люди испытывали к нему колоссальный интерес. Уже тысячелетия назад его называли морем, наделяли мистическими свойствами, обожествляли и поклонялись ему, слагали легенды, сказания и мифы.

В новой книге известного географа и писателя Ю.П. Супруненко простым и увлекательным языком рассказано о главных местах живописной байкальской земли, включая природные, исторические и культовые достопримечательности, а также великих сибирских городах – Иркутске и Улан-Удэ.






Под стать мощному и решительному нраву реки памятник казакам-первопроходцам, воплощенный в бронзе; открытый и даже распахнутый всем ветрам облик казака ассоциируется с Яковом Похабовым, в своё время и поставившим острог на берегу Ангары напротив устья Иркута.


Недалеко отсюда проходит известная иркутская улица Декабрьских Событий. Кто самостоятельно знакомится с достопримечательностями на «зелёной линии», не проходит мимо Владимирской церкви (1775). Как и многие так называемые объекты религиозного культа этот тоже испытал надругательства при советской власти. До закрытия в 1938 г. церковь была кафедральным собором Иркутска. После закрытия в здании устраивали клуб мединститута, затем швейные мастерские, потом здесь располагалось Восточно-Сибирское аэрогеодезическое предприятие. Была снесена внушительная и зримая издалека колокольня, пятикуполье и малый купол. В 1989 г. здание (или, лучше сказать, то, что от него осталось) возвращено Иркутской епархии; в нем разместилась православная женская гимназия во имя Рождества Пресвятой Богородицы.


Оригинально в ряду близстоящих строений выглядит дом Файнберга, по улице Халтурина, 1. Это старинное здание с башенками и звездами Давида на фронтонах ныне представляет собой уникальный памятник архитектуры начала ХХ столетия (стиль эклектика, архитектор А. Кузнецов). Здесь в своё время размещался штаб Иркутского военного округа, затем картинная галерея, что более подходило для примечательного памятника архитектуры. Возведено оно на средства иркутского купца и мецената Исайя Файнберга; ныне в нем находятся отделы краеведения, литературы по искусству и истории культурного наследия областной библиотеки им. И.И. Молчанова-Сибирского.

Дом ещё одного купца-миллионера, Второва, расположен по переулку Пионерскому, 4 (1897). Богатые предприниматели из центра заводили себе торговые дома в крупных городах России, Второв из Москвы был одним из них. Псевдорусский стиль на переломе эпох был характерен для архитектуры каменных зданий Иркутска конца XIX в. Какое-то время в нем располагался Музей Революции, сегодня это здание отведено под Детский дворец творчества.


Памятник Якову Похабову – основателю иркутского острога


Дальше проходим по улице Пролетарской (Ивановской) и перед цирком выходим на площадь Труда (бывший Мелочный базар). Иркутский цирк – один из старейших в России, здесь же расположены Центральный телеграф (первая телеграмма ушла в 1864 г.) и областной суд (бывшая гостиница «Московское подворье»); все здания возведены в начале XIX в.

Круг почти замыкается с выходом на ул. К. Маркса. После одного из заметных старинных зданий в городе, бывшей гостиницы «Гранд-отель» (1902), подходим к музею природы (ул. К. Маркса, 11), находящемуся в строении, выполненном в 1902 г. в эклектичном стиле с мавританскими, древнерусскими, готическими элементами. Здесь имеются уникальные коллекции, прежде всего археологические, которым впору находиться в столичных собраниях – кости шерстистого носорога, мамонта, первобытного бизона.

Первое поступление естественно-научных экспонатов датируется 1879 г., когда начала комплектоваться палеонтологическая коллекция, основы которой заложил И.Д. Черский. Некоторые образцы были представлены ещё экспедицией Витуса Беринга и описаны его соратником Георгом Стеллером, как тот же скелет морской коровы; впоследствии это морское животное было полностью истреблено.

В геологической коллекции представлены все крупнейшие месторождения Иркутской области; наиболее интересная часть – собрание минералов известного российского геолога В.А. Обручева, добытых в 1890-х гг. в Забайкалье. Зоологическую коллекцию формировали видные исследователи Г.Н. Потанин, М.М. Березовский в экспедициях конца XIX в. в Китай, Монголию, Восточный Тибет; среди экспонатов немало экзотических: чучела гималайского монала, тибетского улара-индюка, золотого фазана, пегого зимородка. Интересна экспозиция «Природа Прибайкалья», привлекающая внимание к природной среде региона и разнообразию её ландшафтов.


Декор Крестовоздвиженской церкви


Следующей достопримечательностью на зеленой экскурсионной линии представляется здание в стиле модерн, характерном для конца XIX в. – гостиница «Централь» (архитектор А.Е. Разгильдеев). С 1926 г. гостиница передана под Дворец труда (ул. Ленина, 13), здесь же разместился и Театр юного зрителя имени драматурга Александра Вампилова; ныне это заметное театральное учреждение в России. Недалеко, по той же улице (дом 23), находится Концертный зал филармонии (бывшее здание Общественного собрания) с примыкающим строением, где проходят спектакли театра Вампилова.

И последний объект на городском ознакомительном маршруте – Крестовоздвиженская церковь (1760), расположенная по адресу ул. Седова, 1. Она была построена на Крестовском холме к десятилетию Полтавской битвы, в стиле сибирского барокко. Обильные и богатые орнаменты заполняют все стены фасада, это сложнейшие и красочные геометрические фигуры; в композиции некоторые усматривают ступенчатый субурган (ступа) – культовое сооружение буддийской архитектуры, увенчанное шпилем; кажется, что здесь присутствуют элементы декоративно-прикладного искусства бурят. И всё здание выглядит словно разукрашенная юрта в степи или, скорее, в музейном зале – так она игрушечно смотрится. Ограда и кресты – прекрасные образцы старой кузнечной работы, выполненные иркутскими мастерами. Изысканные каменные кружева делают церковь характерным объектом XVIII в. Прихожанами церкви были многие декабристы.

Городская память о декабристах

В целом же в городе многое связано с этими «первенцами свободы». Целые страницы истории Иркутска заполнены общественной и созидательной деятельностью декабристов. Несмотря на жестокий надзор полиции, их дома были «оазисом дружеского участия» для многих горожан и близких по духу людей. На городских церковных кладбищах нашли последнее упокоение многие видные декабристы.

Вышедшие на Сенатскую площадь Петербурга в 1825 г. молодые офицеры требовали коренного переустройства страны и общества. Восстание было подавлено и декабристам вынесен суровый приговор – кому каторга, кому вечное поселение. В Сибири судьба государственных преступников оказалась связанной с губернским городом Иркутском.

30-летняя ссылка декабристов оставила свой заметный след – в усадьбах, где жили, в церквях, которые посещали, в присутственных местах, куда регулярно наведывались. Это усадьбы князей Волконского и Трубецкого, церковь Преображения Господня (1811), ставшая для семьи Волконских домашней: здесь венчались дети декабристов, отпевали многих умерших товарищей, какое-то время в этих стенах проживали и опальные семейства Волконских и Трубецких.


Через дорогу от церкви находится здание Сиропитательного дома; основанный в 1838 г., он предназначался для воспитания девочек из бедного сословия и стал первым женским учебным заведением Восточной Сибири. Здесь также обучались дочери декабристов, и, находясь в среде детей из не слишком обеспеченных семей, они впитывали демократические и разночинские традиции. От столичного высокомерия не оставалось и следа. Это нашло своё отражение в характере и умонастроении потомков декабристов, вернувшихся спустя полвека в Европейскую Россию. Этот дом продолжил свою жизнь в качестве сельскохозяйственной академии (ул. Тимирязева, 59).


Декабристы были довольно энергичными людьми, как бы мы сейчас сказали, с гражданской сознательностью. И неудивительно, что многие городские, а тем более государственные начинания не прошли мимо них. Так, немало декабристов были участниками американских программ, побывали в Русской Америке. Всеми этими делами занималась Российско-американская компания со своей конторой, находившейся в здании на нынешней улице Сурикова, 24. Сейчас об этом напоминает примечательная мемориальная табличка с заметным свитком карты. Компании принадлежит первенство в освоении русскими Американского континента, в налаживании контактов с коренным населением, организации исследовательских экспедиций; результатом этих инициатив стало описание и начало колонизации русскими Алеутских и Курильских островов, а также Тихоокеанского Севера. Память о тех героических временах не забывается иркутянами, с успехом много лет идёт в городском Музыкальном театре рок-опера композитора Н. Рыбникова «“Юнона” и “Авось”», главным действующим лицом которой выступает Н. Резанов, продолжатель дела Российско-американской компании.

Неудивительно, что и места последнего упокоения декабристов и американских мореплавателей и землепроходцев оказались рядом. Это некрополь Знаменского женского монастыря (1689), расположенного ниже по течению Ангары, при впадении в неё речки Ушаковка (ул. Ангарская, 1). Петр I проводил ускоренную христианизацию нерусского населения Сибири и поэтому придавал большое значение открытию монастыря в Иркутске, пожаловав этой обители Евангелие с собственноручной подписью. Архитектура церкви ещё близка к древнерусскому зодчеству, что подтверждается наличием декоративных фасадов, спаренных колонок, лепных кудрей на окнах; это хорошо видно на фотографиях, которые были сделаны при беглом осмотре собора; цифровой фотодокумент ныне – это как дневниковые записи в былые времена… Вместе с тем памятник несет элементы сибирского барокко – геометрические рельефные композиции ромбов, квадратов, окружностей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Байкал. Край солнца и легенд"

Книги похожие на "Байкал. Край солнца и легенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Супруненко

Юрий Супруненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд"

Отзывы читателей о книге "Байкал. Край солнца и легенд", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.