» » » Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд


Авторские права

Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд

Здесь можно купить и скачать "Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд
Рейтинг:
Название:
Байкал. Край солнца и легенд
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-7714-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Байкал. Край солнца и легенд"

Описание и краткое содержание "Байкал. Край солнца и легенд" читать бесплатно онлайн.



Байкал – один из самых прославленных символов России! А также обширный регион, включающий Прибайкалье с Иркутской областью и Забайкалье с Республикой Бурятией. Озеро Байкал поражает воображение – оно глубочайшее на нашей планете, в нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. С давних времен люди испытывали к нему колоссальный интерес. Уже тысячелетия назад его называли морем, наделяли мистическими свойствами, обожествляли и поклонялись ему, слагали легенды, сказания и мифы.

В новой книге известного географа и писателя Ю.П. Супруненко простым и увлекательным языком рассказано о главных местах живописной байкальской земли, включая природные, исторические и культовые достопримечательности, а также великих сибирских городах – Иркутске и Улан-Удэ.






С тех пор как русский посол Василий Старков вернулся в Москву с чайными подарками от алтынских ханов, прошло 300 лет. В XVII в. из Китая и Центральной Азии в Сибирь потянулись караваны первых торговцев. На карте России стали появляться новые торговые маршруты. Иркутск стал едва ли не основным пунктом на этом Великом торговом мировом пути. Чаепитие в Сибири обретало черты священнодействия. В XIX в. иркутские газеты писали: «Не так важен обед, как чай…»

Торговцы чаем всегда учитывали потребности разных слоев городского населения. Самым распространенным был представленный в музее «народный» – кирпичный чай. Его варили в котлах или чайниках, в крестьянском быту для питья широко использовали «чинаковки» – деревянные, из березового капа чашки с короткой ручкой. Купцы и мещане предпочитали более дорогие сорта чая, прежде всего байховые. Со временем это стал настолько популярный продукт, что его подносили в качестве подарка даже высокопоставленным особам.


В залах Музея городского быта


Чаепитие не обходилось без самоваров, разнообразных по форме, объёму и металлу (медь, латунь, серебро, чугун). На самоварах обычно ставились фабричные клейма и выбивались медали, полученные фабрикой на промышленных выставках; а в сельской местности самовары ценились ещё выше. Хорошие самовары давали дочерям в приданое.

Официально датой появления чая в Иркутске можно считать 1684 г., когда к стенам острога подошел первый торговый караван: на 170 верблюдах были доставлены чай, табак, китайские ткани. С тех пор на таможне с каждым приходом чайного каравана стоял невообразимый гул – чай разгружался, взвешивался и… разворовывался.

Основными транспортными магистралями в Сибири были реки, от Енисея и Лены на севере до Селенги и Амура на юге. Но благодаря чаеторговле развивался и извозный промысел; в Иркутск ежегодно приходили сотни чайных обозов.

Здесь же в музее хранится спасенная от разорения часть прославленной коллекции бывшей чаеразвесочной фабрики. Это предприятие было широко известно и снабжало своей продукцией весь регион; в военные годы здесь формировались поставки чая для нужд фронта. В 1992 г. производство пришло в упадок и фабрику пришлось закрыть. Самый знаменитый экспонат коллекции – «Чай со слоном». Тут же образцы, не знающие аналогов; тот же «Чай № 36» – из смеси индийского и грузинского, а также иркутского плиточного. Особая гордость экспозиции – праздничные чайные коробки; такие выпускали только к Новому году и к 7 Ноября.

Иркутск – один из красивейших городов Сибири благодаря целым улицам деревянных домов XVIII–XIX вв., купеческим особнякам, дворянским усадьбам. За три с половиной столетия городское поселение из скромного деревянного посада превратилось в крупный современный город. Облик города за это время не раз менялся, и именно из-за архитектурного украшения домов. Классические и барочные убранства фасадов сменялись пропильной резьбой, вместо скромного декора каменных зданий появлялась обильная лепнина. Каждое время порождало свой стиль и своеобразие.

Самым любимым резным украшением иркутских домов были волюты на наличниках окон. Это барочное украшение представляло собой два спиралевидных, склоненных друг к другу завитка, нередко с «глазком» в центре. Они выполнялись при помощи долота и ножа и удивительно эффектно смотрелись на фоне деревянного сруба. Хотя такое эффектное украшение использовалось во многих деревянных постройках, нигде оно не получило столь выразительного совершенства, как в Иркутске.


Продукция Иркутской чаеразвесочной фабрики


В целом деревянный Иркутск представлен домами простых горожан. И все же лучшие образцы деревянного зодчества демонстрируют дворянские и купеческие усадьбы. Это особый мир, феномен русской национальной культуры. Видное место в этом контексте наравне с домами Трубецкого и Волконского занимает усадьба В.П. Сукачева (ул. Декабрьских Событий, 112), на протяжении 13 лет управлявшего городом и много сделавшего для его процветания. Кроме того, это был благотворитель и меценат, создатель первой за Уралом картинной галереи. Его усадьба несет в себе даже на взгляд не особо просвещенного зрителя черты древнерусского зодчества. В украшениях дома и амбара, наряду с русскими народными мотивами, соседствуют элементы восточного искусства.

Открытый после двадцатилетней реставрации, дом поражает сегодня нарядностью деревянных кружев, узоров над крыльцами, венчающими входы. Трудно отвести взгляд от здания – стройного, эстетически выверенного, с гармоничными деталями декора. Это гордость иркутской архитектуры, и не зря строение имеет статус памятника истории и культуры федерального значения.

Здесь воссоздана атмосфера дворянской усадьбы XIX века, проводятся салонные музыкально-литературные вечера, концерты, театральные постановки, балы. Традиционно в Рождество детям устраивается веселый праздник – так было при хозяевах дома. В главном доме открыт знаменитый зимний сад.

Памятники с улыбкой

Так называют малые памятники, с юмором (как ныне любит говорить молодёжь, «с приколом») трактующие городские события, легенды, фольклорных персонажей или полюбившихся горожанам героев и коренных жителей.

На учете в России числятся десятки тысяч памятников. При советской власти они однообразно посвящались вождям и героям. В постсоветское время воображение местных властей и скульпторов разыгралось до юморной оригинальности.

Набор таких памятников расширяет кругозор, углубляет исторические познания, поднимает настроение, служит городским ориентиром, а прогулки по интересным местам делаются благодаря малым формам более содержательными. Без них турист не появился бы в городских уголках, удаленных от проторенных и даже избитых экскурсионных маршрутов.

В Иркутске, пожалуй, самым известным нетрадиционным памятником является скульптура гербового животного, остающегося загадочным для исследователей-историков. Композиция стоит в начале 130-го пешеходного квартала «Иркутская слобода», по улице Седова. Расхожая легенда, якобы соответствующая документально зафиксированным фактам, звучит следующим образом.


Первоначально на гербе изображался бегущий тигр, который держал в пасти соболя. Тигр считался символом силы, а соболь – богатства. Раньше тигра в Сибири называли «бабр», и поэтому его путали со словом «бобр». Царские чиновники посчитали, что на гербе должен быть изображен бобр, хотя в описании указывалось, что это большой полосатый зверь с кошачьей мордой. Тогда чиновники самовольно и подправили герб, в результате чего бабром стал называться несуществующий в природе зверь с кошачьей мордой, но с лапами и хвостом бобра. Так и появился существующий поныне герб города Иркутска, растираживанный на сувенирах, магнитах, чашках, но, главное, запечатленный малым памятником на известной в городе пешеходной улице. В 1997 г. Закон Иркутской области о гербе и флаге исправил ошибку в наименовании изображенного зверя (все же, бабр – королевский тигр Felis Tigris – особое животное), но само его изображение так и осталось фантазией составителей позапрошлого века.


Памятник выглядит впечатляюще, горожане и гости с удовольствием фотографируются рядом со скульптурой, развлекаясь, а то и дурачась, протягивают руки к клыкастой пасти животного, из которой свисает соболиная тушка. Но вот многие местные художники и дизайнеры городского пространства считают, что скульптура Бабра всё же подавляет своими размерами. Есть мнение, что он должен быть как минимум втрое меньше; и коль скоро он является иркутским гербом, уместнее было бы расположить его в высоте, даже на специальном шпиле. А в ответе на то, что малая скульптура должна быть ближе к людям и как бы без постамента и пьедестала, чтоб её можно было потрогать, высказывается точка зрения, что у подножия шеста тогда можно было бы разместить «вторым ярусом» других сибирских животных.


Скульптура бабра


Ещё одной вполне серьёзной композицией является скульптурный памятник Петру и Февронии. Его установили к 350-летию Иркутска в парке за Спасским храмом. Чтимые ныне супруги Петр и Феврония княжили в Муроме в конце XI – начале XIII в., жили не вполне счастливо, не все у них в семье сложилось сразу, но в конце концов, как повествует легенда, утряслось, и они стали символизировать семейное счастье, супружескую любовь и верность. Так сложился миф о хранителях и покровителях семьи и брака. Жили ладно и умерли в один день. Петр и Феврония были канонизированы. Утвердили празднование их дня – семьи, любви и верности.

Такой праздник во всероссийском масштабе отмечается восьмого июля. Это наш ответ Чемберлену, то бишь – католическому Дню святого Валентина. С 2008 г. праздник приобрел правительственный статус. Во многих городах страны власти тщательно готовятся к этому дню, улицы разукрашиваются символами праздника – ромашками, проводятся фестивали и концерты. Появились и новые памятники, во многих местах установлены бронзовые композиции святым князю Петру и княгине Февронии, муромским чудотворцам.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Байкал. Край солнца и легенд"

Книги похожие на "Байкал. Край солнца и легенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Супруненко

Юрий Супруненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд"

Отзывы читателей о книге "Байкал. Край солнца и легенд", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.