» » » Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд


Авторские права

Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд

Здесь можно купить и скачать "Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд
Рейтинг:
Название:
Байкал. Край солнца и легенд
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-7714-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Байкал. Край солнца и легенд"

Описание и краткое содержание "Байкал. Край солнца и легенд" читать бесплатно онлайн.



Байкал – один из самых прославленных символов России! А также обширный регион, включающий Прибайкалье с Иркутской областью и Забайкалье с Республикой Бурятией. Озеро Байкал поражает воображение – оно глубочайшее на нашей планете, в нем содержится пятая часть мирового запаса пресной воды. С давних времен люди испытывали к нему колоссальный интерес. Уже тысячелетия назад его называли морем, наделяли мистическими свойствами, обожествляли и поклонялись ему, слагали легенды, сказания и мифы.

В новой книге известного географа и писателя Ю.П. Супруненко простым и увлекательным языком рассказано о главных местах живописной байкальской земли, включая природные, исторические и культовые достопримечательности, а также великих сибирских городах – Иркутске и Улан-Удэ.






Такой праздник во всероссийском масштабе отмечается восьмого июля. Это наш ответ Чемберлену, то бишь – католическому Дню святого Валентина. С 2008 г. праздник приобрел правительственный статус. Во многих городах страны власти тщательно готовятся к этому дню, улицы разукрашиваются символами праздника – ромашками, проводятся фестивали и концерты. Появились и новые памятники, во многих местах установлены бронзовые композиции святым князю Петру и княгине Февронии, муромским чудотворцам.

Традицией стало и то, что в этот день примиряются супруги и семьи, которые были в ссоре. Во многих местах, особенно в пешеходных зонах, в том числе и в Иркутске, устанавливаются «скамьи примирения», то ли с крылышками, то ли прогнутые к земле, заставляя людей сидеть, тесно прижавшись друг к другу. Скамьи используются по назначению круглый год, так что примириться можно не только в праздник.

Инициатива проведения этого праздника изначально принадлежала жителям городка Мурома, находящегося в соседней с Подмосковьем Владимирской Мещёре, но была поддержана во многих уголках России. Именно здесь обрели свой покой тела Петра и Февронии, по прошествии веков ставших символом верности и любви, крепких семейных уз.

Какова же история этих святых чудотворцев? Предание отождествляет легендарных героев с муромским князем Давидом Юрьевичем и его супругой Ефросинией. Княжеское правление пришлось на 1205–1228 гг., после чего был принят постриг под именем Петра. Красивая и символическая легенда повествует, что до вхождения во власть князь заболел проказой. Пророческий сон подсказал ему, что избавиться от страшной болезни поможет простая рязанская крестьянка Феврония. И действительно, это случилось, а в качестве платы за свою услугу она попросила жениться на ней (такие были времена, такие складывались незыблемые «домостроевские» нравы; семья была делом жизни, и к её созданию подходили серьёзно и прагматично). Так что история легендарного брака начиналась отнюдь не романтично. Не по любви, а вынужденный брак, союз по обязательству, по обоюдному согласию… Но даже более того, после исцеления больной не сдержал слова и забыл об обещанном. Болезнь вернулась, пришлось возвращаться долечиваться и… жениться.

Бояре, правда, не сразу приняли княжну-простолюдинку. По «семейно-укрепляющей» легенде, князь ради жены даже готов был отказаться от власти и в обострившихся условиях враждебного боярского окружения отплыл на лодке по Оке. Супруги стали жить вместе как простые люди. А в Муроме в это время началась борьба за власть, смута. Князь с женой вернулись, а Феврония-Ефросиния заслужила любовь горожан.

Легенда намекает, что и в преклонные года стоит крепить семейные узы. Приняв монашеский постриг, князь с княжной молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали похоронить их в гробнице, выдолбленной из одного камня с тонкой перегородкой. Что и случилось 25 июня (8 июля) 1228 г. В местный монастырь до сих пор приходят верующие поклониться святым мощам и отдать дань семейным традициям. От Владимирской земли, как круги по воде, пошла слава о семейной любви-верности.

Считается, что символом праздника семьи является ромашка. Но многим видится здесь притянутость. Семейные узы должны быть крепкими и устойчивыми, их не расшатать временными увлечениями. А ромашка – это что-то легковесное, ненадежное, цветок, по которому гадают на любовь – «любит – не любит». По народному поверью, ромашка вырастает там, где с неба упала звезда, понятно, что счастливая. Тут недалеко и до магии: отрывая лепестки от цветка, люди загадывают желания, верят в их исполнение. А надо бы творить счастье своими руками, а не надеяться на волю случая, на судьбу. Так и семья должна крепиться изо дня в день привычками, обычаями, общими помыслами, а не подвергаться испытаниям и поветриям.

Впрочем, здесь мы углубляемся в русский менталитет. А в нём многое зависит от случая, удачи, стечения обстоятельств. Тот же «венок на счастье» плели из ромашек на основе из дубовых листьев. И пока плели венок, мысленно представляли своих домочадцев и повторяли такие слова заговора: «Как силен зеленый дуб, так крепка будет наша семья. Как на ромашке лепестки белы, так и помыслы наши будут чисты. Как лепестки на одном цветке уживаются, так и мы будем жить в мире и согласии…» Из высохшего венка листья и цветки ромашки истирали в порошок и ссыпали в полотняный мешочек. И посыпали этот порошок на удачу – чтоб семья была крепкой и удачливой. Так пытались гармонично совместить романтизм любви и будничный прагматизм. А нам остаётся праздновать день семьи и согласия, вспоминать его историю и с благодарностью смотреть в глаза любимых.


Пётр и Феврония. Скульптурная композиция в Иркутске


Как бы там ни было, к иркутским Петру и Февронии, что у первого иркутского храма и Вечного огня, традиционно приезжают молодожены после загса, кладут цветы, клянутся в верности. Любимой деталью памятника со дня его установки стал приютившийся у ног благоверной четы зайчик; его носик трут на счастье. Это такой же устойчиво сложившийся городской обычай, как в московском метро на «Площади Революции» прикоснуться к собаке пограничника или нагану революционера.


Но вот какие ещё мысли вызывает этот памятник. Во время президентства Д.А. Медведева во многих городах страны стали появляться бронзовые или каменные святые Петр и Феврония. По мысли властных пиарщиков они должны были «создавать положительный образ семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождения и воспитания детей в духе любви к родине». Предполагалось, что монументы будут посещать свадебные процессии. Не последнюю роль сыграл и тот факт, что Светлана Медведева, жена бывшего президента, была избрана главой Федерального комитета по вопросам семьи и брака. Видимо, она тоже сказала своё веское слово…

И скульпторы дружно взялись за работу. За несколько лет по стране установили почти 40 (!) памятников. Более всех на ниве новой церковной моды отличился Константин Чернявский, скульптор из Москвы; он создал до десятка однотипных композиций, которые разошлись по российским городам. Заказчики выбирали понравившуюся им модель и ставили на центральных площадях, благо финансировал всю работу федеральный центр. А уже на месте краеведы и экскурсоводы приурочивали модель к краевой специфике и делали акцент на отдельных деталях. Но все равно чувствовался единый тренд, определенный централизованным авторитарным государством. В результате появились практически одинаковые или отличающиеся в незначительных деталях городские скульптуры в Муроме, Архангельске, Сочи, Ейске, Ярославле, Благовещенске, Иркутске, Владивостоке, Самаре, Ижевске, Екатеринбурге, Туле, Кирове и Новосибирске…


Наиболее популярной у горожан и гостей Иркутска является памятник Леониду Гайдаю, представляющий собой композицию в пешеходном сквере у кинематографического центра, носящего имя режиссера, и кинотеатра «Художественный» (в прошлом центр кинематографии (иллюзион) «Декаданс», 1910); это был первый в Иркутске кинотеатр (ул. К. Маркса, 24). Худощавый режиссер сидит в задумчивости, не обращая внимания на Барбоса (из фильма «Пес Барбос и необычный кросс»), держащего в зубах взрывчатку, наверное, с подожженным фитилем; режиссер своё дело сделал – дал жизнь картинам, ставшим впоследствии народными. Герои кинофильма «Кавказская пленница» Трус, Балбес и Бывалый расположены напротив: Балбес – Никулин в своей знаменитой тюбетейке и Бывалый – Моргунов в мотоциклетном шлеме держат вырывающегося Труса – Вицина, чтобы остановить машину. Иркутяне и гости города как бы попадают на съемочную площадку; высота фигуры режиссера 3,4 м, а высота персонажей – по 2,5 м. Скульптурная композиция отлита из бронзы, её масса более 5 т, авторы памятника скульпторы А. Миронов и Л. Сериков, архитектор С. Демков.


Памятник Л. Гайдаю


Гайдай тесно связан с Иркутском, здесь прошли годы его детства и юности: после школы он окончил театральную студию при областном драматическом театре, где позже работал осветителем и актером. Иркутяне были первыми зрителями его фильмов.


А ведь идея картины про знаменитую троицу пришла Л.И. Гайдаю именно в Иркутске, в его очередной приезд в родной дом. За чтением на чердаке старой периодики. Вначале все восприняли сценарий как абракадабру. Но в том-то и отличие гениального человека, что он видит больше и дальше обычных людей. Зная Гайдая, ему поверили на слово, выдали плёнку; после съёмок в Истре, под Москвой, картина очаровала всех своей непосредственностью и прошла через весь мир.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Байкал. Край солнца и легенд"

Книги похожие на "Байкал. Край солнца и легенд" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Супруненко

Юрий Супруненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Супруненко - Байкал. Край солнца и легенд"

Отзывы читателей о книге "Байкал. Край солнца и легенд", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.