» » » Юрий Супруненко - Казань. Между Востоком и Западом


Авторские права

Юрий Супруненко - Казань. Между Востоком и Западом

Здесь можно купить и скачать "Юрий Супруненко - Казань. Между Востоком и Западом" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Супруненко - Казань. Между Востоком и Западом
Рейтинг:
Название:
Казань. Между Востоком и Западом
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-7713-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Казань. Между Востоком и Западом"

Описание и краткое содержание "Казань. Между Востоком и Западом" читать бесплатно онлайн.



Очередной выпуск книги серии «Исторический путеводитель» посвящен Казани. В путешествие по столице Татарстана и ее окрестностям читателей приглашает известный географ, писатель и краевед Ю.П. Супруненко. Пронизанная легендами и городским фольклором история города предстает на страницах путеводителя живой и увлекательной.

Автор в занимательной форме рассказывает о домусульманской истории края, о Казанском ханстве, давней встрече двух культур – русской и татарской. Отдельные главы путеводителя посвящены богатому музейному наследию, основным достопримечательностям города, а также малым памятникам, многие из которых считаются местами силы и приносящими удачу объектами.






Другой путешественник, исследователь Внутренней Азии последней четверти XIX века Г.Н. Потанин, тоже посещал Казань. Ему было присуще тщательное описание быта и нравов народов, умение расположить к себе местных жителей и заслужить их доверие. Это проявилось у Потанина во время его плавания по Волге, которое он совершил в 1875 году, вскоре после возвращения из ссылки. Проницательный взгляд исследователя за короткое время пребывания среди казанских татар увидел ростки нового течения в их общественной жизни, предугадал позднейший расцвет татарской литературы. Как только «в местном обществе будут вызваны к жизни его творческие силы, это общество своим течением непременно увлечет с собою связанное с ним многочисленными экономическими нитями татарское общество… Но для этого нужно, чтобы общество само жило полной европейской жизнью». Небезынтересный комментарий, предостерегающий от изоляционизма и сепаратизма, куда иногда подталкивают националистически настроенные деятели, преимущественно религиозного толка.


Г.Н. Потанин


Со второй половины XIX века в городской архитектуре появляются элементы эклектики. Ярким примером такого здания является колокольня церкви Богоявления, построенная в 1897 году в так называемом псевдорусском стиле. Ее краснокирпичный массив виден издалека среди белокаменных строений. Высокое (около 62 м), стройное, многоярусное сооружение вроде бы и православного облика, но что-то в нем прочитывается чужеродное, специалисты видят в творении архитектора Г.Б. Руша элементы исламского, католического и даже иудейского зодчества. Сама же церковь, расположенная у подножья колокольни, выстроена за столетие до этого на пожертвования суконного фабриканта Михляева, того же, кто давал деньги на сооружение Петропавловского собора; у него, кстати, останавливался Петр I, отправляясь в Персидский поход. Вот такая эклектичная колокольня в окружении московского барокко.


Среди гражданских зданий появляются кирпичные и деревянные здания нового типа – зрелищные, торговые, учебные, промышленные, жилые. ХХ век открывается модерном и неоклассикой в архитектуре. Наиболее заметными образцами этого стиля служат: дом Мюфке (Казанское художественное училище – Авиационный институт – Технический университет; Маркса, 70), Дом Шамиля в Старо-Татарской слободе, здание Национального банка Республики Татарстан по ул. Баумана. Дом Мюфке напоминает терем и является одним из наиболее выразительных памятников начала века, к стилю дома подходил и образ жизни человека, не вписывавшегося в сложившиеся нормы, – будущего футуриста Д.Д. Бурлюка, который учился в этом художественном заведении.


Дом генерала Сандецкого. Архитектор К.Л. Мюфке


В целом, в начале ХХ столетия намечаются два типа городской застройки, принадлежащие двум национальным культурам. В верхней части, на территории современного Вахитовского района, располагалась русская часть исторической Казани. В забулачной части (Приволжский и частично Вахитовский районы), где преобладало татарское население, формировался уникальный ансамбль татарской архитектуры. Недалеко от старо-татарского поселения располагается Ново-Татарская слобода – место расселения ремесленного и рабочего люда из коренных жителей. Русская часть, в свою очередь, делилась на аристократическую и купеческую зоны и с другой стороны – на рабочие окраины без особых признаков благоустройства. Обеспеченные горожане могли себе позволить дома, ставшие знаковыми в городской архитектуре. Таким является здание Александровского пассажа (Кремлевская, 17), построенное в 1883 году по конкурсному проекту архитекторов В.В. Суслова и Н.И. Поздеева на средства зажиточного купца А.С. Александрова. Руководил строительством видный казанский архитектор Генрих Руш. В облике дома, кажется, присутствуют многие стили – романтизм, барокко, классицизм. Фасады оформлены многочисленными декоративными украшениями. Немало эклектических элементов и в интерьере – лепнина, зеркала, различные фигуры и маски. В средней части здания находится фонтан с бронзовой статуей-светильником женщины, держащей за руку ребенка. Подпись у основания фигуры долгое время вызывала фантастические рассказы, связанные с великим композитором Фредериком Шопеном. На самом деле все объяснялось прозаически – разгадкой стал автограф известного столичного бронзовщика Феликса Шопена. А обилие украшательств объяснялось тем, что это был свадебный подарок. В дальнейшем жена передала свое жилье в дар городу под музей, но планировка не подходила под выставочные залы, пришлось разместить в здании доходный дом, а позже кинотеатр. В 1977 году в части сооружения начались просадки из-за карстовых процессов под фундаментом. Долгое время пассаж пугал казанцев своим заброшенным видом, по перекрытиям лазили городские мальчишки. Ходили слухи, что под домом существуют ходы, ведущие в Кремль. После реставрационных работ здание привели в относительный порядок, и в нем разместились офисы и торговые учреждения.

Другое строение в этом представительном ряду – дом Ушкова (Кремлевская, 33), особняк сына известного владельца химических заводов. Это тоже был роскошный свадебный подарок, возведенный в 1908 году по проекту архитектора К. Мюфке. С 1919 года дом приютил Национальную библиотеку республики, которая даже среди крупнейших библиотек России выделяется немалым количеством (до 14 тысяч единиц) рукописных книг. Здание выстроено в эклектическом стиле с элементами барокко и ампира, что было характерным для начала века. Интерьеры тоже выделялись стилевым богатством, в декоративной отделке прочитывается ампир, рококо, готика, мавританские сюжеты и даже китайские мотивы.

Дом Кекина в этой же части города – едва ли не самое знаменитое здание Казани. Четыре этажа возвели в 1903 году по проекту архитектора Генриха Руша за один строительный сезон из лучшего в то время кирпича; это было первой стройкой города, где работы велись и ночью при электрическом свете. Хозяин недолго владел домом, революция отобрала у него все, вплоть до лошади с упряжью. В наши дни дом был бережно и с особым тактом реконструирован, возможно, как знак уважения к его былым владельцам.


Дом Кекина на старой открытке


В конце 1920-х годов начинается строительство социалистической Казани, возникают новые промышленные районы за Казанкой и за Булаком, в том числе в Ново-Татарской слободе. С 30-х годов появляются здания в стиле конструктивизма (Дом печати по ул. Баумана, один из корпусов Технического университета им. Кирова), а также в манере рационалистического модерна (к примеру, корпус фабрики кинопленки). Но это отдельные архитектурные образцы, в целом в городском архитектурном облике преобладает так называемый сталинский ампир (здание химического факультета Казанского университета, как наиболее востребованная в промышленности города научно-прикладная структура; театр оперы и балета).

В последнее десятилетие ХХ века идет активная перестройка исторической части города, сносится обветшалое жилье, и далеко не все ценные памятники удается сохранить. К празднованию Тысячелетия Казани обновляются в первозданном виде улицы Баумана, Кремлевская, Муштари, Карла Маркса, Максима Горького, Габдуллы Тукая, а также районы канала Булак и площади Свободы, Старо-Татарской слободы. Многие исторические памятники, в том числе культовые сооружения, становятся «визитными карточками города». В нулевые годы нового столетия широко используются архитектурные элементы в виде башенок, куполов, шпилей, то есть всего того, что должно бы напоминать русский стиль. Появляются неоклассические мотивы, характерным образцом этих новомодных тенденций выступают Дворец земледелия, а также жилые комплексы на Дворцовой площади и «Ренессанс» на площади Султан-Галиева.


Вид на Кремль со стороны ул. Баумана


Исторически наметившаяся радиально-кольцевая планировка города воплотилась в расположении современных дорог и обрела завершенный образ после сооружения внутригородских Малого и Большого колец и радиальных магистралей, а также объездной трассы. Среди микрорайонов массовой многоэтажной застройки выделяются три, пока еще «спальных» районов, имеющих стотысячное население каждый, – Ново-Савиново, Горки, Азино; крупнейшими поселениями в пригородах Казани являются Дербышки и Юдино. В самом городе имеется несколько десятков историко-географических микрорайонов с масштабным жилищным многоэтажным строительством, в том числе экопарк Дубрава, Солнечный город, Казань-XXI век (бывший Взлетный), Большая Крыловка, Деревня Универсиады, а также участки индивидуальной коттеджной застройки.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Казань. Между Востоком и Западом"

Книги похожие на "Казань. Между Востоком и Западом" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Супруненко

Юрий Супруненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Супруненко - Казань. Между Востоком и Западом"

Отзывы читателей о книге "Казань. Между Востоком и Западом", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.