» » » Леонид Попов - Добро и зло в этической психологии личности


Авторские права

Леонид Попов - Добро и зло в этической психологии личности

Здесь можно купить и скачать "Леонид Попов - Добро и зло в этической психологии личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Леонид Попов - Добро и зло в этической психологии личности
Рейтинг:
Название:
Добро и зло в этической психологии личности
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-9270-0128-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Добро и зло в этической психологии личности"

Описание и краткое содержание "Добро и зло в этической психологии личности" читать бесплатно онлайн.



Добро и зло – центральные категории этической психологии личности, формирующейся отрасли психологии. В монографии определен предмет исследования, описаны экспериментальные методы получения данных, полюсные характеристики этической составляющей субъекта: духовность и циничность. Представлена технология преодоления бездуховности.

Книга адресована психологам, философам, социологам, культурологам, преподавателям, аспирантам и студентам психологических и философских специальностей, а также всем, кому интересна проблематика этической психологии.






Будучи сторонником того взгляда, что между науками не должно быть жестких границ, как и в окружающей нас природе, мы считаем целесообразным использовать категорию «взаимодействие», объединяющую усилия представителей естественных и гуманитарных наук в объяснении жизнедеятельности человека как субъекта. Взаимодействие – понятие, активно используемое Я. А. Пономаревым, С. Л. Рубинштейном, передает процессуальность жизнедеятельности субъекта, когда осуществляются обоюдоактивные действия объектов. Действию, с одной стороны, сопутствует противодействие, с другой, нет абсолютно первичного и абсолютно вторичного (по Ф. Энгельсу), где «процесс угасает в продукте», а продукт выступает условием нового процесса (по К. Марксу) [155]. Взаимодействие охватывает все процессы, ведущиеся субъектом с окружающим миром и самим собой. Окружающий мир – это мир объектов: природа, человек (другие люди), предметы их материальной и духовной культуры (техника, знаки, художественные достижения).

Процессами взаимодействия, адаптированными к психологической науке, выступают: познание, репродукция и преобразование, созидание, а также общение, поведение и многочисленные самопроцессы.

Процессы познания, репродукции, преобразования и созидания могут быть названы интеллектуально-деятельностными процессами. В этом их отличие от принятого в общей психологии понятия «психические процессы». Здесь осуществляется упорядоченный перенос сведений об окружающем мире в сознание (бессознательную сферу) субъекта путем интериоризации, а также осуществляются такие действия субъекта по отношению к объектам окружающего мира и выделенным в самом субъекте, которые направлены на частичное или полное их преобразование или создание новых.

Процессы общения субъекта, имеющие вербальный и невербальный характер, направлены на установление обоюдных контактов с животными, другими людьми с целью поддержания определенных отношений, познания, их полного или частичного (людей и отношений) преобразования.

Процессы поведения – это акты представления субъекта другим людям с учетом следования определенным этическим правилам, соответствующим субъективно выработанному нравственному идеалу.

Самопроцессы личности – самая многочисленная группа процессов, характеризующая взаимодействие субъекта с самим собой: самопознание, самооценка, саморегуляция, самоуправление, самодеятельность, самопреобразование, самопрезентация, самокомпенсация, самоопределение.

В дальнейшем развитие как феномен, характеризующий реальные изменения субъекта, следует рассматривать со стороны организации комплекса условий, стимулирующих рост интеллектуальных, личностных, регулятивных компонентов психологической организации человека как субъекта развития.

Стадия «действительного» применительно к научному изучению человека как субъекта развития представлена в наших работах концепцией его психологической организации [159, 164, 160], строение интеллектуально-деятельностного механизма субъекта развития включает описание пространственно-временного и детерминантного комплексов.

Остановимся на том новом, что может обогатить представление о пространственно-временном комплексе человека как субъекте развития. Прежде всего это касается динамической составляющей.

Во-первых, мы обосновали необходимость включения в динамическую составляющую пространственно-временного комплекса такой активности субъекта, как «интеллектуальная инициатива» [159]. Она в качестве его необходимого элемента проявлялась в виде стимульно-продуктивной, эвристической и креативной активности субъекта по отысканию новых способов решения однотипных задач [28], т. е. на технологическое совершенство, а также на созидательную деятельность. Было выявлено, что интеллектуальная инициатива может проявляться на всех уровнях интеллектуально-деятельностного развития субъекта и направляется на анализ прошлого опыта, поиск новых способов, с одной стороны, и антиципацию вероятностного будущего – с другой, а также на практическое создание новых задач, что рассматривалось как подлинная креативность.

Во-вторых, введение понятия психологического барьера в динамическую составляющую пространственно-временного комплекса, более дифференцированного, чем у Б. М. Кедрова [94], это было установлено в ходе работ, выполненных под нашим руководством И. Ф. Бургановой [41].

Психологический барьер рассматривается как психологическое препятствие в решении творческой задачи, т. е. это вся совокупность привычных представлений, образов, способов интеллектуальных действий, которая мешает увидеть более рациональный вариант решения.

Барьеры во внутриплановой деятельности препятствуют переходу от одних (более привычных и известных) способов действий к другим (менее известным, нестандартным, нешаблонным). Процесс развития и саморазвития – это постоянное преодоление барьеров все большей сложности, где одни и те же способы действия на одном этапе выступают как «трамплин», помогающий преодолеть барьер, а на другом – как барьер, мешающий увидеть другой, более эффективный путь решения. Основной барьер при столкновении с творческой задачей возникает между фазами «крах логических программ» и «интуитивное озарение». Другие, менее значимые барьеры возникают: 1) при переходе от фазы интуитивного решения к его вербализации; 2) при переходе от фазы вербализации к фазе формализации, т. е. поиску теоретически представленного принципа решения проблемы, имеющего вид правила, закона, формулы.

В-третьих, синтезировано учение о фазах интеллектуально-деятельностного развития с учетом работ не только Я. А. Пономарева, Б. М. Кедрова, Д. Б. Богоявленской по фазам творчества, но и работ С. Л. Рубинштейна, А. В. Брушлинского по фазам мышления, а также работ ряда авторов по прикладным вопросам психологии развития.

Учение о фазах развития – центральное в строении интеллектуально-деятельностного развития субъекта. На наш взгляд, перечень фаз развития вполне безболезненно может быть дополнен звеном «насыщение», которое необходимо включить, если обратиться к онтогенезу на самых ранних ступенях развития психики человека.

Тогда во внутриплановой деятельности, согласно подходу С. Л. Рубинштейна [185] – А. В. Брушлинского [39], действия субъекта осуществляются по последовательно проходящим фазам: насыщение – проблема – гипотеза – постановка задач – выводы (суждения, умозаключения) – формирование обобщенного образа объекта, ситуации, т. е. постижение его сути, остающейся в виде модели в сознании. Согласно подходу Я. А. Пономарева, действия субъекта осуществляются по фазам: насыщение – проблема – крах логических программ – интуитивное озарение – вербализация – формализация. Отличие подходов происходило из-за различной степени включенности в фазовую часть психологического механизма интуиции и бессознательно формирующегося побочного продукта действий [155].

Во внешнем плане, по нашим представлениям, деятельностное развитие строится по двум ветвям: технологической (где речь идет о средствах, приемах, способах) и содержательной, что чаще всего в творчестве рассматривается как созидание нового. В той и другой ветвях фазами развития являются: репродукция – репродукция с импровизацией – создание первого, второго, третьего уровней значимости.

Новое в понимании функционирования интеллектуально-деятельностного механизма развития субъекта состоит в учете того, чтобы: 1) конкретизировать внешне– и внутриплановую деятельность на практико-ориентированную и теоретическую; 2) соотнести фазы внешней и внутриплановой деятельности для практико-ориентированной и теоретической деятельности.

С учетом предложенного напомним, что типы профессий, по Е. А. Кли мову, «человек – человек», «человек – техника», «человек – природа», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ» дают нам полноту возможных объектов, с которыми взаимодействует субъект. Это объекты типа другой человек, люди, группы; технические устройства: явления, эффекты живой и неживой природы; знаки, знаковые системы; объекты художественного плана, представленные во всех видах художественного творчества (музыка, поэзия, живопись и т. д.).

С определенной долей условности мы можем соотнести эти объекты с двумя видами действий субъекта: практико– и теоретикоориентированными действиями. К практикоориентированным действиям можно отнести действия с объектами типа: человек, техника, художественный образ, живая природа. К теоретикоориентированным – знаки, неживая природа как объект изучения науки.

Процессы, которые проходят как внутрисубъектные в ходе движений от фазы к фазе, также могут быть соотнесены со спецификой практико– и теоретикоориентированной деятельности, а также согласно классификации видов мышления на наглядно-действенное и наглядно-образное (практикоориентированные виды) и теоретическое.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Добро и зло в этической психологии личности"

Книги похожие на "Добро и зло в этической психологии личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Леонид Попов

Леонид Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Леонид Попов - Добро и зло в этической психологии личности"

Отзывы читателей о книге "Добро и зло в этической психологии личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.