» » » Юрий Супруненко - Святой Афон. Удел Богородицы


Авторские права

Юрий Супруненко - Святой Афон. Удел Богородицы

Здесь можно купить и скачать "Юрий Супруненко - Святой Афон. Удел Богородицы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент Вечеe7ff5b79-012f-102b-9d2a-1f07c3bd69d8, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Супруненко - Святой Афон. Удел Богородицы
Рейтинг:
Название:
Святой Афон. Удел Богородицы
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-4444-7742-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Святой Афон. Удел Богородицы"

Описание и краткое содержание "Святой Афон. Удел Богородицы" читать бесплатно онлайн.



Очередная книга серии «Исторический путеводитель» знакомит читателя с Афоном – земным Уделом Богородицы. Автором в доступной и увлекательной форме изложены подробные описания всех обителей Святого Афона, включая русский монастырь Святого Пантелеимона, а также приведен канонический свод монастырских реликвий. Книга рассчитана на широкий круг читателей, путешественников, паломников.






Бесчисленные версии легенд из древнемифологического пантеона озвучивают различные путеводители и гиды. По одной из них, еще до схватки титанов с олимпийцами гиганты Ситон и Афон повздорили между собой из-за прекрасной русалки Палини, чем вызвали гнев Посейдона. Метнул он свой трезубец, и образовались три «пальца»-полуострова.

Плутарх в трактате «Об удаче и доблестях Александра» рассказывает о скульпторе Стасикрате, известном широким размахом и смелостью своих нововведений, а также их пышностью (он же Хирократ – по Страбону, или Динократ – по Витрувию). Впрочем, память о нем так и осталась достоянием историков. В свое время древнегреческий архитектор предложил преобразовать гору Афон в статую, гигантскую мужскую фигуру самого Александра, подножием своим уходящую в море. На ее левой длани намечалась постройка грандиознейшего города, на правой – чаша для стока воды всех рек, текущих с горы, с таким расчетом, чтобы они сливались в море. Но Александр Македонский, бывший родом из соседнего места в Салониках, на чье благовоззрение был предложен проект, достойный его славы, неодобрительно к нему отнесся. Отрицательное отношение великого полководца к подобию «вавилонской башни» на Афоне диктовалось якобы неправильным выбором места, а не ее гигантоманией и диссонансом с природным окружением. При этом ему приписываются благоразумные слова: «Позвольте уж Афону остаться на своем месте. Хватит одного царя (Ксеркса), о дерзости которого он напоминает». (Имелся в виду прорытый персидским царем канал.) Так в истории поддерживается скромность великого Александра. Учителем прославленного грека был Аристотель, философ с широчайшим кругозором, интересовавшийся экономическими и градостроительными тонкостями. Все это он успел передать своему ставшему впоследствии знаменитому ученику, чем тот и руководствовался.

Край морской, часто посещаемый мореходами, поэтому понятна связь с Посейдоном. Археологами раскопана в Халкидики колония Минойского Крита – известной цивилизации мореходов (ок. 6100 г. до н. э.), отнюдь не родственной цивилизации материковой Греции; критские «пенители моря» были больше связаны с Северной Африкой, Ливией. Но для всех проплывающих мимо гора Афон служила хорошим ориентиром, для многих – на пути к черноморским проливам. В ясную погоду островерхий гигантский массив с мраморным шпилем виден едва ли не с турецких Дарданелл. То, что этим маяком пользовались древние, свидетельствует и литература. В трагедии Эсхила «Агамемнон» на вершине Афона зажигались сигнальные огни.

Главным же божеством Крита как раз и был Посейдон, бог морей и землетрясений. Некоторые исследователи даже считают, что оттуда и пошло почитание этого божества на Афоне. Мифологические версии разнятся, как у тех же словоохотливых экскурсоводов, пытающихся заманить побольше гостей затейливой фантазией, не ограниченной культурным багажом и познаниями. То ли в него бросили глыбу Афона, то ли он изверг ее из моря на землю. Круто-обрывистые скалы, на которых ютятся монашеские скиты и приюты, в изобилии рисуют картины мифологического зарождения мира.

А еще Афоном называли сына Посейдона; крайняя юго-восточная оконечность Афонского полуострова – мыс Нимфей – была посвящена дочерям Посейдона, морским нимфам – нереидам. В городе Тороне на Халкидики было святилище Диоскуров – божеств, покровительствующих морестранникам, а в Падлене, на западе Халкидики, – озеро Тритона, еще одного сына Посейдона.

Хотя Афон и служил путеводным маяком для попадающих в туман кораблей, все же это было небезопасное место для проплывающих судов.

Утром явились пред ними Афона фракийского выси,
Вздыбилась та, что Лемнос вершиной своей затеняет…

Так повествовал Аполлоний Родосский в поэме «Аргонавты». Наиболее запомнившаяся морская трагедия случилась с флотом персидского царя Дария (522–486 гг. до н. э.), в 492 году до н. э. задумавшего завоевать Грецию. Когда персидские триеры стали огибать Афон, сильнейший порыв ветра нанес вражескому флоту страшные потери, и большая часть кораблей была выброшена на афонский берег. Геродот указывает, что погибло около 300 кораблей и до 20 тысяч человек. Самое страшное, что море в этом месте кишело хищными рыбами, которые нападали и раздирали людей. Другие разбивались о скалы, тонули, не умея плавать. Так бесславно нашел свою погибель персидский флот.

В этом событии греки видели благоволение небес и вмешательство богов, благодарственные жертвы были принесены Посейдону и богу северного ветра Борею. Местные жители увидели появившихся на Афоне белых голубей, парящих над мысом у места кораблекрушения. Это расценили как знак свыше – голуби считались священными птицами Афродиты; именно ей, богине-матери, возносили афонцы благодарение за чудесное избавление от врага.

С тех пор Афон внушал персам суеверный страх, и, чтобы провести флот в обход опасного места, сын Дария Ксеркс в 480 году до н. э. приказал прорыть канал через Афонский перешеек из Стримонского залива в Сингитский – работа была завершена в три года. Археологические доказательства этому титаническому преобразовательному деянию были получены в 2002 году сотрудниками Университета Лидса и Национальной сейсмической лаборатории в Афинах. Остатки этого канала, шириной 40 м и глубиной 20 м, обнаружили под землей на глубине нескольких метров. Однако все ухищрения персов не спасли флот Ксеркса от гибели в Саламинском сражении. Корабли по новому руслу прошли, но греки все равно их одолели.


С того времени канал Ксеркса стал как бы естественной границей Афона. А в наше время обозначились и его государственные рубежи. Следы канала едва прочитываются в рельефе местности – русло его осыпалось и буйно заросло зеленью. Но вдоль всего перешейка появился кордон «монашеского государства в государстве» – забор из колючей проволоки с отдельными проходами-калитками; с одной стороны границы дороги упираются в крепкие ворота, по другую сторону, монастырскую, местность более пустынна. И как на действительном пограничье, устроены заставы с представителями властных таможенных служб. Переход разрешается после получения официальной визы в близлежащих городах Иериссо и Уранополи; правда, как исключение из строгих правил, обычно на Афон попадают по морю на грузопассажирском корабле-пароме.


Но вернемся к тому, что достоверно установили историки. Они основательно считают, что традиционные представления о греческих богах и их местообитании свидетельствуют, что далекие мифические предки греков довольно долго жили в Македонии. И уже впоследствии олимпийские боги расселились по всем горным вершинам Греции, где надолго задерживался народ, поклонявшийся им. Авторитетные исследователи утверждают, что гора Афон (2033 м) была первым местом обитания богов Аполлона и Зевса, до того как они перебрались на Олимп (2917 м).


Персидские воины эпохи правления Дария


Горный массив Олимп расположен примерно в 100 км к югу от Салоник, на границе Македонии и Фессалии. Олимпийское нагорье – это целое соцветие вершин, общим числом 52, из которых самая высокая именуется Митикас, что в переводе с греческого означает «нос» (2917 м). Греки часто называют этот пик «троном Зевса», поскольку, согласно традиционным мифам, здесь было прибежище богов-олимпийцев во главе с верховным громовержцем. В наше время этот массив представляет собой национальный парк, где природа оберегается в рекреационных и научных целях; за уникальность и богатство растительного мира данный регион объявлен еще и мировым биосферным заповедником.

На Олимп до высоты в тысячу метров ходят экскурсионные автобусы, со смотровых площадок открываются впечатляющие виды, как на высшую точку нагорья, так и на три «пальца» полуострова Халкидики. Но кроме пейзажной общности у Олимпа и Афона – Олимпуса и Атоса, как называют их греки, – «родство семейное». Как уже указывалось, боги играючи бросались камнями-горами, выясняя свое превосходство. На просторах Фессалийской долины произошло сражение за владение горой Олимп между богами-титанами, жившими на вершине Отрис, и богами-олимпийцами. Один из самых сильных титанов, Атос, целился в Посейдона, но промахнулся, и глыба упала в Эгейское море, образовав полуостров Афон. Но в конце концов олимпийцы победили, а повергнутого великана похоронили под горой, получившей его имя.

А вдали гора Олимп
В небо улетает
И дыханием своим
Вновь богов рождает.

Зевс опять главнее всех,
А царствуют герои.
И спорят за успех
Афины, Спарта, Троя…

«Гора Афон, Зевесов дом», – говорит Эсхил в трагедии «Агамемнон». «Зевса Афонского мыс», – замечает уже Софокл в трагедии «Фамир». Даже в V веке до н. э. «Афонский» было постоянным эпитетом Зевса, хотя к тому времени, по мифологическим верованиям, главным домом верховного божества давно уже стал Олимп, прежняя обитель Крона. «С гордой Афона вершины» сходит на Эгейское море супруга Зевса – Гера в гомеровской «Илиаде».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Святой Афон. Удел Богородицы"

Книги похожие на "Святой Афон. Удел Богородицы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Супруненко

Юрий Супруненко - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Супруненко - Святой Афон. Удел Богородицы"

Отзывы читателей о книге "Святой Афон. Удел Богородицы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.