А. Скола - Богословская антропология

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Богословская антропология"
Описание и краткое содержание "Богословская антропология" читать бесплатно онлайн.
В этой книге систематически изложено основное содержание курса лекций по богословской антропологии, в течение ряда лет читавшегося авторами в рамках программы подготовки магистров и лиценциатов Папского института проблем семьи и брака. Книга вышла в серии учебных пособий по католическому богословию АМАТЕКА и посвящена богословскому взгляду на человеческую личность. Авторы сделали акцент на систематическом подходе, обусловленном взаимосвязанностью входящих в богословскую антропологию тем и стремлением объединить последние с основными христологическими и тринитарными проблемами. Ведущей нитью здесь является событие Иисуса Христа, занимающее в методологическом плане центральное место. В Иисусе из Назарета человек встречает истину о самом себе, что, по мнению авторов, разрешает тайну человеческой свободы.
Но тогда, может быть, нужно не предполагать абсолютного совпадения веры и представлений об устройстве мира, но использовать новые научные достижения для обновленного изложения одного и того же фундаментального материала?
Подобный взгляд не встречал сложностей до тех пор, пока не «начало утверждаться так называемое“ буквальное” истолкование Священного Писания, из-за чего была утрачена способность видеть трансцендентность слова Божиего по отношению ко всем частным формам выражения. Наряду с этим – примерно с тринадцатого века – с невиданной прежде энергией стала утверждаться картина мира, которая в своей основе была не продуктом библейского мышления, но, наоборот, лишь с трудом могла быть приведена в соответствие с основными реалиями библейской веры»[349].
Эволюционное истолкование мира и вера в творениеНужно признать, что новизна, вносимая эволюционным истолкованием мира, состоит в тесной связи твари со временем: «тварь не только существует во времени, но и есть время. Она существует только в становлении и развивается в направлении к самой себе»[350].
Возникает вопрос, почему этот подход к реальности, отводящий особое место столь близким христианскому мироощущению категориям времени и истории, на деле вступает в противоречие с видением мира, основанным на откровении? Чтобы ответить на него, следует учесть, что именно акцент на значении времени и истории предполагает существование субъекта, могущего некоторым образом понять смысл этого становления бытия и составить о нем свое суждение. Поэтому, к эволюционной гипотезе нужно подходить столь же сдержанно, что и к чисто космологической постановке проблемы творения. Ведь на вопрос о том, каким образом случайное происходит от необходимого, нельзя дать исчерпывающий ответ, основываясь только на анализе тварного мира. Подобным же образом, смысл эволюции не может быть понят в рамках самой эволюционной теории. Вопрос о смысле чужд ей, но имеет фундаментальное значение для конкретного человека, стремящегося понять цель существования мира.
Вера в творение выражает убеждение, что мир целиком и полностью происходит от Божиего Логоса и, следовательно, становящаяся вселенная осмысленна, она не царство абсурда, но упорядочена неким творческим разумом[351]. Тем самым обозначаются пределы, до которых вера в творение может принимать эволюционистское понимание мира современной наукой. Можно сказать, что в отношении различных «картин мира», порождаемых время от времени научным исследованием, задача богословия объективно состоит в том, чтобы утверждать, что никакое «видение мира» не способно полным и исчерпывающим образом выразить смысл тварной реальности и именно в силу того, что это есть видение мира, то есть основано на реальности, смысл которой не исчерпывается ею самою, поскольку она им не обладает: мир может только свободно принять свой смысл как безвозмездно дарованную ему тайну.
Тогда будет принята во внимание большая опасность, к которой ведет эволюционизм, когда он, выходя за границы чисто научной гипотезы, пытается описать всю имеющуюся реальность в терминах «саморазвития материи». Подобная точка зрения ведет к материалистическому пантеизму, снимающему вопрос о смысле реальности и устраняющему сам субъект, задающий подобный вопрос[352]. Тем самым здесь полностью отрицается самосознание человеческой личности и ее уникальность, а также оказывается невозможным объяснение «присутствующей в мире негативности»[353].
Литература для углубленного изучения темы:
Ratzinger, Fede nella creazione e teoria evoluzionistica, in Id., Dogma e predicazione (Biblioteca di teologia contemporanea 19), trad. it., Brescia 1974, 125–136;
R. Spaermann, Evolution – Wissenschaft oder Weltanschaung? «I. K. Z. Communio» 17 (1989), 251–259.
б) Экологическая проблема
Проблема взаимоотношения богословия и естественных наук в последнее время вновь приобретает немалое значение в связи с двумя моментами, которые хотя и принадлежат контексту эволюционизма, имеют определенное самостоятельное значение.
Экология и «антропоцентризм»Речь идет, во-первых, о богословском рассмотрении экологической проблемы. Иудео-христианскую традицию обвиняют в антропоцентризме и на нее возлагают ответственность за забвение ценности природы самой по себе и установлении по этой причине неправильного обращения человека с природой. Действительно, библейская заповедь размножаться и владеть землей (ср. Быт 1, 28) была превращена в порабощение природы путем хищнического использования ее ресурсов вплоть до полного их истощения[354].
Помогая справедливо обличать очевидные злоупотребления в пользовании природой, принятие экологической мысли богословием и связанный с этим отказ от христианского антропоцентризма (часто некритически смешиваемого с современным секуляризированным антропоцентризмом) имеет большие недостатки эпистемологического, онтологического и богословского характера[355]. Первые богословские реакции на экологическую проблематику следовали интерпретационным моделям, происходящим из других контекстов, без критического анализа лежащих в их основе концепций разума и сознания. Здесь еще раз находит свое подтверждение то, что богословие творения, обращаясь к экологическим проблемам, не может обойтись ни без фундаментального эпистемологического рассмотрения (вспомним о традиционной роли естественного богословия), ни тем более без адекватного учета христологического и тринитарного аспекта[356].
Литература для углубленного изучения темы:
F. G. Brambilla, La creazione tra istanze culturali e riflessione teologica, in Associazione Teologica Italiana, La creazione. Oltre l’antropocentrismo? A cura di P. Giannoni, Padova 1993, 43–142.
в) Мир как «открытая система»
Этот подход связан с попыткой учета новых научных достижений и вытекающего из них видения мира как эволюции и процесса[357].
Преодолевая представления девятнадцатого века о статичном, замкнутом, опредмеченном и отчужденном от наблюдателя мире, в современной науке прокладывает дорогу идея о космосе как «открытой системе», или «самоорганизующейся вселенной». Сегодня, после Гейзенберга, мы знаем, что наблюдатель не может быть исключен из процесса опытного познания и, следовательно, необходимо признать существование взаимодействия между человеком и природой. Более того, после Эйнштейна и квантовой теории изменилась сама парадигма времени и возникла концепция «открытого», нелинейного времени[358]. Эти результаты тщательных исследований в соответствующих областях знания, привлекли внимание богословов как в англоязычных (философия и богословие процесса в духе Уайтхеда), так и немецкоязычных странах (ограничимся указанием на Й. Мольтмана, рассматривавшего вселенную как «открытую систему» в качестве условия трансцендентной возможности присутствия Бога в мире)[359].
Литература для углубленного изучения темы:
J. Moltmann, Dio nella creazione. Dottrina ecologica della creazione (Biblioteca di teologia contemporanea 52), trad.it. Brescia 1986, 218–252.
2. Природа человека
В контексте, отмеченном эволюционизмом, проблема человеческой природы возникает при трактовке как происхождения человека (а. Происхождение человека непосредственно от Бога), так и возникновения человечества (б. Моногенизм и полигенизм). Здесь есть два рода проблем, которые существовали издавна, но приобрели особое значение в наши дни. Во-первых, если сопоставлять человека с животными, то можно ли его свести к какому-то конкретному животному, или же он уже по своей телесной (биологической, физической, химической) структуре отличен от всякого животного? (в. Биологистское понимание человека). Во-вторых, могут ли быть объяснены in toto такие исключительно человеческие свойства как познание, воля, язык, искусство, религия, лишь из нейрофизиологической сложности мозга, или же нужно говорить о некоем особом измерении, разумной способности, несводимой к нейробиологическому основанию (Разум и мозг)?
а) Непосредственное происхождение человека от Бога
Проблема происхождения человека непосредственно от Бога рассматривалась уже патристическим богословием на основе различения в человеке двух элементов: тела и разумной души. Несмотря на то, что в Священном Писании преобладает понимание человека как единого целого (что глубочайшим образом определено его связью с Богом) и эта проблема не формулируется явно, культурное влияние эллинизма способствовало дуалистическим истолкованиям текста книги Бытия, посвященного сотворению человека по образу Божию, приведшим к идее различного происхождения тела и души[360]. Хотя в патристическую эпоху существовал идущий от Гиппократа и Аристотеля интерес к биологии и философии, в спорах о происхождении человека преобладали богословские мотивы[361].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Богословская антропология"
Книги похожие на "Богословская антропология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Скола - Богословская антропология"
Отзывы читателей о книге "Богословская антропология", комментарии и мнения людей о произведении.