А. Скола - Богословская антропология
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Богословская антропология"
Описание и краткое содержание "Богословская антропология" читать бесплатно онлайн.
В этой книге систематически изложено основное содержание курса лекций по богословской антропологии, в течение ряда лет читавшегося авторами в рамках программы подготовки магистров и лиценциатов Папского института проблем семьи и брака. Книга вышла в серии учебных пособий по католическому богословию АМАТЕКА и посвящена богословскому взгляду на человеческую личность. Авторы сделали акцент на систематическом подходе, обусловленном взаимосвязанностью входящих в богословскую антропологию тем и стремлением объединить последние с основными христологическими и тринитарными проблемами. Ведущей нитью здесь является событие Иисуса Христа, занимающее в методологическом плане центральное место. В Иисусе из Назарета человек встречает истину о самом себе, что, по мнению авторов, разрешает тайну человеческой свободы.
338
Стенли Джейки в своих уже ставших известными исследованиях по истории науки всегда подчеркивал, что признавая мир сотворенным Богом, христианство создало благоприятный климат для развития науки: «Вера в творение не только единственный постоянный и неисчерпаемый источник не только разума, но и веры. И это потому, что самый большой стимул развития научного знания есть фундаментальное утверждение о том, что вселенная имеет смысл и цель. Вера в творение всегда утверждает о «познаваемости реальности» (S. Jaki, La strada della scienza e le vie verso Dio, trad.it., Milano 1988.).
339
Ср. выше, гл.1. См. также Scola, Questioni…cit., 236; 242–244.
340
Ср. P. Julg, All’inizio del tempo, in «Communio» 100 (1988), 89–103.
341
О результатах и перспективах диалога науки и богословия см. G. Brambilla, La creazione tra istanze culturali e reflessione teologica, in Associazione Teologica Italiana, La creazione…cit., 126–142. Особый интерес вызывают работы Ladrиre, Approches…cit. и Id., L’articulation du sens. 2 Les langages de la foi (Сogitatio fidei 125), Paris 1984, 281–308,
342
Ср. Ratzinger, Creazione…cit., 42–43. Показателен в этом смысле пример Ж. Моно (J. Monod), выдвинувшего, очевидно неудовлетворительный, тезис о случайности для объяснения появления двух реальностей, которые не должны были бы существовать, но существуют: жизни и человека.
343
Периодизация взаимоотношений богословия и эволюционизма представлена в C. Molari, Darvinismo e teologia cattolica, Roma 1984. Согласно автору, с 1860 до 1914 г. между этими позициями шла откровенная война, за которой последовала передышка с 1914 до 1941, закончившаяся разоружением (1941–1969) и заключением мира после 1970 г.
344
Ср. C. von Schцnborn, Catechesi della creazione e teoria dell’evoluzione, в «Communio» (100) 1989, 30; P. Haffner, The Impact of Evolutionary Theory on Theological Antropology» 13 (1977), 55–68.
345
Ср. The Pope’s Messsage on Evolution and four commentaries, in «The Quoterly Review of Biology» 72 (1997), 376–406; R. Spaemann, Evolution – Wissenschaft oder Weltanschaung? «I. K. Z. Communio» 17 (1989), 251–252.
346
См. S. N. Bosshard, Erschafft die Welt sich selbst? (Questiones Disputatae 103), Freiburg – Basel – Wien 1987 (с обширной библиографией); J. L. Ruiz De La Peсa, Teologнa de la creaciуn, Santander 1987(2), 119ss; Id., Immagine di Dio. Antropologia teologica fondamentale, trad.it., Roma 1992, 255–260; J. Demaret, L’univers, la physique, l’homme, in Cruation et salut, Brusselles, 1989, 45–84; S. Muratore, L’evoluzione cosmologica e il problema di Dio, Roma 1993 (с обзором библиографии и словарем научных терминов). Особый интерес представляют Акты междисциплинарных встреч (между деятелями науки, философии и богословия), которые International School of Plasma Physics Piero Cardirola организует каждые два года в Варенне.
347
Ср., например, работу C. Boyer, De Deo Creante et Elevante, Roma 1957, 97ss.
348
Пий XII в энциклике Humani generis утверждает: «animas enim a Deo immediate creari catholica fides nos retinere iubet» [ «Католическая вера велит нам считать, что души сотворены непосредственно Богом» – Прим. пер.] (DS 3896).
349
Ср. J. Ratzinger, Fede nella creazione e teoria evoluzionistica, in Id., Dogma e predicazione…cit., 129–130. 132. Продолжение цитаты: «Нетрудно вскрыть языческие основы того образа мира, что позднее стал считаться исключительно христианским, и выявить места соединения, по которым можно понять, что вера использовала этот образ, не став с ним тождественной».
350
Ibid., 133.
351
Ibid., 134.
352
Катехизис Католической Церкви перечисляет возможные неудовлетворительные ответы на вопрос о происхождении и смысле мира: ККЦ 283–285.
353
Ср. Spaermann, Evolution…cit., 256.258–259.
354
Среди работ, содержащих подобную критику см. D. Sцlle, Per lavorare e amare. Una teologia della creazione, trad.it., Torino 1990; E. Dreewermann, Der tцdliche Fortschritt. Von der Zerstцrung der Erde und des Menschen im Erbe des Christentums, Regensburg 1990. Другие материалы можно найти в Associazione Teologica Italiana, Cosmologia e antopologia per una scienza dell’uomo, a cura di G. Ancona, Padova 1995.
355
В уже цитировавшейся работе Брамбиллы автор предлагает обширную и убедительную панораму этих тенденций: ср. Brambilla, La creazione…cit., 43–142. Мураторе демонстрирует сходство и различие космологического антропоцентризма (связанного с развитием антропного принципа как на эпистемологическом, так и на космологическом уровне) и антропоцентризма богословского. Ср. Muratore, L’evoluzione…cit., 201–209.
356
В связи с этим теоретические построения некоторых богословов (Барта, Ранера, Бальтазара) признают центральное место за событием Иисуса Христа как главной цели творения, тогда как другие предпочитают исторически-эволюционную и эсхатологическую динамику (Мольтман, Линк). См. выше, 38–41, об онтологическом фундаменте и творении во Христе.
357
Ср. Brambilla, La creazione…cit., 106ss.; Muratore, L’evoluzione…cit., 201–209; Bosshard, Erschafft…cit.
358
См. ставшую уже классической книгу W. Heisenberg, Der Teil und das Ganze. Gesprдche im Umkreis der Atomphysik, Munchen 1969.
359
См. Moltmann, Dio …cit., 218–252. Брамбилла упоминает также о подходе Боссара, вдохновленном идеями Ранера о выхождении материи за пределы самой себя, и Панненберга (l. c.).
360
Изучение этого вопроса следует дополнить рассмотрением антропологической полярности душа-тело. См. ниже, 161–183.
361
Об истории обретения души человеком см. более подробно P. Caspar, La saisie du zygote humain par l’esprit, Paris 1987; Id., La cruation de l’вme humaine et l’animation immudiate de l’embryon chez Lactance, in «Anthropotes» 2 (1991), 189–198; Id., La problйmatique de l’animation de l’embryon. Survol historique et enjeux dogmatiques, in «Nouvelle Revue Thuologique» 113 (1991), 3–24; 239–255; 400–413.
362
Ср. DS 190, 201, 285, 455.
363
Традукционизм, присутствующий, среди прочих, и у Тертуллиана, был отвергнут Церковью (DS 360, 1007, 3220).
364
Показателен пример Августина, колебавшегося между тем и другим подходом. См. Caspar, La problйmatique…cit., 21–24.
365
См. 1ST,qq. 118–119.
366
Если в случае Воплощения Христа Фома утверждает тезис о непосредственном одушевлении (4ST,q. 33), то наделение человека душой он рассматривает как опосредованное зачатием и не вполне с ним одновременное (1ST q. 118, a.2). Тексты Фомы Аквинского и их обсуждение см. в Caspar, La problйmatique…cit., 239–255; 411–413. См. Molari, Darvinismo…cit., 82ss; 118ss.; Ladaria, Antropologia… cit., 139–145; Ruiz De La Peсa, Imagine…cit., 261–267; Bossard, Erschafft…cit., 191ss.; V. Bourguet, Bioйtique et dualisme ontologique, in «Revue Thomiste» 97 (1997), 619–639.
367
Этот тезис восходит к К. Ранеру. P. Overhage, Il problйma del ominizzazione, trad. it., Brescia 1971); ср. Molari, Darwinismo…cit., 82ss.; 118ss.; Ladaria, Antropologia...cit., 139–145; Ruiz De La Peсa, Immagine… cit…, 261–267; Bosshard, Erschafft…cit., 191ss.; V. Bourguet, Bioйtique et dualisme ontologique, in «Revue Thomiste» 97 (1997), 619–639.
368
Ср. ККЦ 366.
369
Ср. Ladaria, Antropologia…cit., 172–173.
370
См. изложение вопроса в Molari, Darwinismo…cit., 93ss.; Ruiz De La Peсa, Immagine… cit…, 267–274; Ladaria, Antropologia...cit., 172–173.
371
Так J. Lejeune, Adam et Иve ou le monogйnisme, in «Nouvelle Revue Thuologique» 90 (1968), 191–196 (на основе результатов генетики поддерживает тезис о моногенезе). Ср. J. H. Nicolas, Synthиse dogmatique. Comlйment: de l’univers а la Trinitu, Pari – Fribourg 1993, 345.
372
Ср. Marcozzi, I problemi delle origini dell’uomo e la Paleontologia, in «Gregorianum» 59 (1978), 511–535; Id., Teorie evoluzionistiche attuali, in «Gregorianum» 62 (1981), 51–73; Ladaria, Antropologia… cit., 172–173.
373
Ср. AAS 58 (1966), 649–655. См. документированное изложение в Ruiz De La Peсa, Immagine…cit., 267–274. Такой сторонник моногенеза как Nicolas довольно осторожно говорит о терминах, в которых Учительство Церкви высказалось по этому вопросу.
374
Ср. ниже относительно двойственности индивидуум-общество, а также Ladaria, Antropologia…cit., 172–173. Документы по этому вопросу в C. Rocchetta, Unita della famiglia umana. Nota bibliografica. In «Vivens homo» 3 (1992), 63–82. Показательно, что Катехизис Католической Церкви, утверждая единство человеческого рода, не входит в проблематику моногенеза/полигенеза и, приведя отрывок из учительства Пия XII, не цитирует текст Humani generis: ср. ККЦ 360.
375
См. высказывания Кассирера о языке животных в E. Cassirer, Saggio sull’uomo, trad. it., Milano 1944, 50–70.
376
Это одно из основных положений Fides et Ratio (Ср. FR 88).
377
См. Ruiz De La Peсa, Las nuevas…cit., 131–199; Id., Mentes, cerebros, mбquinas, in «Communio» (изд. на исп. яз.) 9 (1987), 211–223; Bosshard, Erschafft… cit., 64–78; Muratore, L’evoluzione… cit., 115ss.; J. Eccles – K. Popper, L’io e il suo cervello, trad.it., Milano 1981; O. B. Linke – M. Kurthen, Parallelitдt von Gehirn und Seele. Neurowissenschaft und Leib-Seele-problem, Stuttgart 1988; G. Basti, Il rapporto mente-corpo nella filosofia e nella scienza, Bologna 1991; G. Beintrup, Das Leib-Seele-Problem. Eine Einfьhrung, Stuttgart 1996.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Богословская антропология"
Книги похожие на "Богословская антропология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Скола - Богословская антропология"
Отзывы читателей о книге "Богословская антропология", комментарии и мнения людей о произведении.