» » » » Валентина Сченснович - Россия и мусульманский мир № 6 / 2012


Авторские права

Валентина Сченснович - Россия и мусульманский мир № 6 / 2012

Здесь можно купить и скачать "Валентина Сченснович - Россия и мусульманский мир № 6 / 2012" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Агентство научных изданий»bd983e80-db63-11e3-8865-0025905a069a, год 2010. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Валентина Сченснович - Россия и мусульманский мир № 6 / 2012
Рейтинг:
Название:
Россия и мусульманский мир № 6 / 2012
Издательство:
неизвестно
Год:
2010
ISBN:
2012-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Россия и мусульманский мир № 6 / 2012"

Описание и краткое содержание "Россия и мусульманский мир № 6 / 2012" читать бесплатно онлайн.



В журнале публикуются научные материалы по текущим политическим, социальным и религиозным вопросам, касающимся взаимоотношений России и мировой исламской уммы, а также мусульманских стран.






Для населения Самарской области, так же как и для населения других территорий Поволжья, характерно исторически сложившееся этнокультурное и конфессиональное многообразие. Несмотря на сложную историю ислама в Урало-Поволжье, дискретность этой истории в границах современной Самарской области, тысячелетняя приверженность мусульманского населения региона суннизму ханафитского мазхаба, дополненного в XIX в. идеологией джадидизма, позволяют говорить о глубоко укоренившихся исламских традициях. В рамках этой традиции ее носители сумели выработать эффективные механизмы взаимодействия с другими, неисламскими народами региона, стали сотворцами толерантного в этноконфессиональном плане регионального сообщества. В условиях современной России, когда наблюдается массовая актуализация религиозной идентичности, активизация деятельности религиозных организаций и развитие сотрудничества государственных и религиозных институтов, приверженность традиционному исламу имеет особую значимость как для самого мусульманского сообщества, так и для российского общества в целом. Несмотря на многочисленные инновации, доморощенные и завезенные из Турции, Египта, Саудовской Аравии и т.д., именно традиционный ислам дает психологическую и социальную основу для индивидуального выбора религиозной идентичности. Представляется, что в приверженности большинства мусульман региона традиционным исламским практикам следует искать потенциал неприятия религиозно-политического экстремизма.

В настоящее время на территории Самарской области проживают представители более 130 национальностей. Традиционными для Самарского региона являются русские (83,6 %), башкиры, евреи, казахи, мордва, немцы, поляки, татары, чуваши, украинцы. В конце XX – начале XXI в. территорию области в качестве постоянных жителей либо трудовых мигрантов активно осваивают азербайджанцы, армяне, киргизы, корейцы, таджики, узбеки, представители северокавказских и ряда других народов. На основании временного критерия мы определяем эту группу этнических меньшинств как «новых мигрантов». В подавляющем большинстве «новые мигранты» позиционируют этнодиаспорную идентичность. Отдельные представители кавказских и среднеазиатских народов могут быть отнесены к старожильческому населению Самарского региона.

Большинство «новых мигрантов» являются «этническими мусульманами», т.е. относятся к народам, традиционно исповедуют ислам. По результатам Всероссийской переписи населения 2002 г., численность «этнических мусульман», проживающих на территории области, составляла примерно 182 тыс. человек (5,6 %). Из них свыше 150 тыс. – это татары, казахи, башкиры, т.е. представители старожильческого населения Самарского края. В действительности численность «этнических мусульман» была больше официальной цифры, так как часть представителей «новомигрантских» общин по разным причинам уклонились от участия в переписи. В период 2002–2010 гг. сохранялась высокая миграционная привлекательность Самарского региона. Вплоть до 2009 г. увеличивалась численность как прибывающих в область временных трудовых мигрантов, так и получающих гражданство Российской Федерации иммигрантов из государств Закавказья и Средней Азии. Например, по сведениям лидеров общественной организации «Лига азербайджанцев Самарской области», за последние годы российское гражданство получили не менее 10 тыс. азербайджанцев, проживающих на территории области. Примерно такую же цифру называют лидеры областной таджикистанской общественной национально-культурной организации (НКО) «Пайванд – Единство». Облегченный порядок приобретения российского гражданства, установленный для граждан Киргизстана, также способствовал росту численности и удельного веса среди населения этнических киргизов.

Как показывает практика общения с временными трудовыми мигрантами, экспертные интервью с лидерами национально-культурных организаций и мусульманскими священнослужителями, приехавшие на заработки граждане Азербайджана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана – а именно они составляют подавляющее большинство временных трудовых мигрантов и иммигрантов – являются активными верующими (совершение намаза, посещение мечети, чтение Корана и т.п.). В целом для «новых мигрантов», и особенно для представителей «этнических мусульман», характерна активная религиозность. При этом степень религиозности, численность и удельный вес активно верующих «этнических мусульман», как и «этнических православных», остаются открытыми вопросами. Светские власти, представители духовенства и светско-религиозной общественности, как правило, предпочитают отождествлять этническую и конфессиональную принадлежность. Отсюда далекие от действительности, но довольно распространенные цифры, свидетельствующие, что в России проживает свыше 120 млн. православных («этнических православных»), от 14,5 до 20 млн. мусульман («этнических мусульман»).

На территории области зарегистрировано свыше 400 религиозных организаций, представляющих 23 вероисповедания. В том числе мусульманская община насчитывает 86 официально зарегистрированных приходов-махалля и два медресе («Hyp» при Самарской Соборной мечети и «Гали» в селе Алькино Похвистневского района).

За некоторым исключением все махалля действуют при мечетях, некоторые располагаются в переоборудованных под молельные комнаты помещениях. Переломным для функционирования ислама в области, как и в целом для религиозных организаций, стал 1989 г., когда одна за другой стали регистрироваться махалля, открываться мечети. В 1994 г. было образовано региональное Духовное управление мусульман Самарской области (РДУМСО), которое первоначально возглавил имам А. Мингачев, а затем муфтий Самарской Соборной мечети В. Яруллин.

По общему мнению представителей духовенства, светской власти, деятелей татарских национально-культурных организаций, РДУМСО и его председателю, муфтию В. Яруллину, удалось создать единую и авторитетную структуру управления. До недавнего времени все зарегистрированные махалля и РДУМСО находились в подчинении Центрального духовного управления мусульман России и европейских стран СНГ, возглавляемого муфтием Т. Таджуддином. В настоящее время в Тольятти существуют два малочисленных прихода, руководители которых позиционируют себя приверженцами Р. Гайнутдина и Совета муфтиев России. Региональная умма не признает эти организации, считая одного из руководителей самозванцем, лишенным звания имама. К тому же у того есть серьезные проблемы правового характера. В 2010 г. в Самаре был зарегистрирован приход махалля, подчиняющийся Казанскому муфтияту.

С увеличением численности мигрантов традиционная мусульманская община региона дополняется суннитами шафиитского мазхаба, суфийских тарикатов, шиитами из Азербайджана и шиитами-исмаилитами из Таджикистана. Среди таджиков, проживающих в Самарской области, и временных трудовых мигрантов из Таджикистана есть последователи самой крупной исмаилитской общины, возглавляемой Ага-ханом IV. На деньги «Фонда Ага-хана» содержится воскресная школа, проводятся некоторые мероприятия. В 2010 г. в одном из сел Красноярского района области поселился проповедник из Таджикистана Наби-хаджи, к которому на пятничные намазы приезжают таджики из различных населенных пунктов, в том числе из Самары. Этот приход пока не зарегистрирован. Известно, что сам Наби-хаджи пытался получить место в какой-либо мечети, но получил отказ. Лидеры общественной НКО «Пайванд – Единство» считают деятельность хаджи раскольнической.

В настоящее время в любой мечети на намазе собираются вместе представители традиционных для Урало-Поволжья мусульманских народов, кавказцы, выходцы из государств Средней Азии. В ходе наших интервью не были выявлены какие-либо недовольства по этому поводу. Хотя некоторые расхождения в отправлении культа присутствуют: например, вместо привычного для татар, башкир, таджиков, узбеков и др. тихого зикра присутствующие на намазе чеченцы, ингуши, дагестанцы практикуют громкий зикр. Но, по свидетельству наших информантов, никто не обращает на это внимания, а имамы не проводят каких-либо специальных бесед на этот счет.

По информации председателя правления общественной организации «Лига азербайджанцев Самарской области» Ш. Керимова, «азербайджанцы-шииты, а их большинство, посещают “татарские” мечети, т.е. те, которые есть в Самарской области. Некоторые предлагали построить азербайджанскую мечеть или молельный дом, но я категорически против этого. Удалось убедить, так как никаких притеснений или неудобств в действующих мечетях азербайджанцы, как сунниты, так и шииты, не испытывают. Вообще деление на шиитов и суннитов я не признаю, в Коране этого нет, придумали политики в борьбе за власть».

С середины 1990-х годов наблюдается неуклонное увеличение численности и удельного веса мусульман, представляющих нетрадиционные для Поволжья народы. Однако лидирующее положение в мусульманской умме по-прежнему занимают татары: они составляют подавляющее большинство мусульманского духовенства и членов мутаваллиятов. Вместе с тем на намазах в городских мечетях (приезжие мусульмане называют их «татарскими») значительную часть молящихся, а в некоторых – большинство, составляют представители народов Северного Кавказа, Средней Азии, Азербайджана. В последние годы традиционное двуязычие в городских мечетях (арабский, татарский) сменилось трехязычием (арабский, татарский, русский). Такой переход в целом встречен с пониманием, но доводилось встречать и недовольство со стороны прихожан-татар. В целом вопрос о роли татар в жизнедеятельности современной мусульманской общины, на наш взгляд, постепенно актуализируется. Хотя эта точка зрения не нашла подтверждения со стороны наших экспертов-татар.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Россия и мусульманский мир № 6 / 2012"

Книги похожие на "Россия и мусульманский мир № 6 / 2012" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Валентина Сченснович

Валентина Сченснович - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Валентина Сченснович - Россия и мусульманский мир № 6 / 2012"

Отзывы читателей о книге "Россия и мусульманский мир № 6 / 2012", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.