» » » » Муртаза Мутаххари - Правовой статус женщины в исламе


Авторские права

Муртаза Мутаххари - Правовой статус женщины в исламе

Здесь можно купить и скачать "Муртаза Мутаххари - Правовой статус женщины в исламе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Садра»a5cd683a-31ad-11e3-bfee-002590591ea6, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Муртаза Мутаххари - Правовой статус женщины в исламе
Рейтинг:
Название:
Правовой статус женщины в исламе
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-906016-05-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Правовой статус женщины в исламе"

Описание и краткое содержание "Правовой статус женщины в исламе" читать бесплатно онлайн.



Настоящая книга составлена из статей Муртазы Мутаххари на тему «Женщина и исламское право», опубликованных в журнале «Зан-и руз» («Современная женщина») между 1345–1346 х. с. / 1966–1967 гг. Высказанные в этих статьях соображения ничуть не устарели и по-прежнему представляют большой интерес.

Муртаза Мутаххари рассматривает такие вопросы, как сватовство, временный брак (мут‘а), женщина и социальная независимость, ислам и обновление жизни, Коран о положении женщины, человеческое достоинство и право, естественные основы семейного права, различия между женщиной и мужчиной, махр и иждивение, наследство, развод, многожёнство.

Муртаза Мутаххари – один из самых выдающихся учёных в области исламской философии, мистицизма (‘ирфан), схоластики, юриспруденции, автор большого количества трудов. Его книги и по настоящее время числятся в Иране среди самых популярных по исламской тематике.

Настоящее издание рассчитано на самый широкий круг читателей, интересующихся духовной культурой мусульманского мира.






– О Посланник Аллаха, я не люблю сына моего дяди. Как я могу стать женой человека, которого не люблю?

– Если не любишь его, тогда не надо. Ты вольна поступать по-своему. Иди и выбери в мужья того, кого любишь.

– Правду говоря, я его очень люблю, кроме него никого другого не люблю и не хочу стать женой другого человека. Но так как отец совершил этот поступок без моего согласия, то я пришла посоветоваться с Вами, узнать Ваше мнение и объявить всем женщинам, что отцы не имеют права решать наши судьбы по-своему и отдавать нас в жёны, кому пожелают.

Этот рассказ передан факихом Шахид-и Сани в его книге «Масалик»[28](«Пути») и автором «Джавахир алкалам» («Драгоценность слов»). В период язычества у арабов, как и всех других народов-язычников, отцы, считавшиеся полновластными хозяевами судеб своих дочерей, сестёр и иногда даже матерей, не позволяли им самостоятельно выбрать спутника жизни. Принятие решения по данному вопросу было привилегией отца или брата, а в случае их отсутствия – абсолютным правом дяди.

Это полновластие обрело такую форму, что отцы позволяли себе заключать браки своих ещё не родившихся дочерей с другими мужчинами, мол, когда родится и вырастет, то данный конкретный мужчина имеет право забрать её себе.

Замужество до рождения

Пророк Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) однажды, когда, во время последнего совершённого им хаджжа, ехал верхом на коне, держа в руке плеть, встретил некоего мужчину, который, обратившись к нему, сказал:

– У меня есть жалоба.

– Говори.

– В прежние времена, в период язычества, я и Тарик б. Муракка‘ участвовали в одной из битв. В разгар битвы Тарику понадобилось копьё. Он громко кричал: «Кто подаст мне копьё, тот получит у меня вознаграждение!» Я, подойдя к нему, спросил: «Какое будет твоё вознаграждение?. Он сказал: «Обещаю первую дочку, которая родится у меня, растить для тебя». Я одобрил его обещание и отдал ему своё копьё. Прошло много лет. Недавно я узнал, что у него взрослая дочь. Я пришёл к нему и потребовал то, что он мне обещал. Но он, нарушив своё обещание, просит у меня выплату махра за свою дочь. Теперь я пришёл к тебе, чтобы выяснить, кто прав – он или я?

– А сколько лет девушке?

– Она взрослая. На её голове даже седина появилась.

– Если спросишь моё мнение, то я скажу, что и ты, и Тарик – оба неправы. Иди, занимайся своими делами и оставь бедную девушку в покое.

Мужчина был сильно удивлён. Он пристально смотрел на Пророка (да благословит Аллах его и род его!) и никак не мог понять суть его суждений. «Что, – думал он, – разве отец не уполномочен ответить за свою дочь? Почему, даже в случае выплаты махра с моей стороны, отец не вправе выдать за меня свою дочь?»

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) по удивлённому взгляду мужчины понял причину его смятения и изрёк: «Будь уверен, следуя моему совету, ни ты и ни твой товарищ Тарик не окажетесь в числе грешников».

Обмен дочерьми или сёстрами

Брак шугур (араб. ‘дикобраз’, букв.: ‘брак дикобраза’) представляет собой другую форму власти отца над девушками. Эта форма брака основывается на обмене девушками. Двое мужчин, у каждого из которых имеется взрослая дочь, договариваются обменяться дочерьми таким образом, чтобы каждая из них считалась для той, другой, махром и принадлежала её отцу. Ислам упразднил данную традицию.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) предоставляет своей дочери Захре (мир ей!) свободу при выборе мужа

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) выдал замуж несколько своих дочерей. Но он никогда не лишал никого из них права самостоятельного выбора. Когда ‘Али б. Аби Талиб (мир ему!) отправился в дом Пророка (да благословит Аллах его и род его!), чтобы свататься к Захре[29] (мир ей!), Мухаммад (да благословит Аллах его и род его!) заявил, что до этого приходили свататься к ней ещё несколько человек, и каждый раз он почитал необходимым посоветоваться с ней самой. И каждый раз она, нахмурившись, неодобрительно отворачивалась. И Пророк (да благословит Аллах его и род его!) обещал ему сообщить Захре (мир ей!) о сватовстве.

Пророк (да благословит Аллах его и род его!) вошёл в покои Захры (мир ей!), чтобы выяснить мнение своей дорогой дочери. Но, в отличие от предыдущих случаев, она не отвернулась и, молча, согласилась. Пророк (да благословит Аллах его и род его!), вознеся хвалу Богу, вышел из её покоев.

Исламское движение женщин было «белым»

Ислам оказал женщинам величайшую услугу. Эта услуга состояла не только в отмене абсолютной власти отца. Ислам предоставил женщине общую свободу, личное достоинство, свободу мысли и свободу мнения, официально признал её естественное право. Но между шагом, сделанным исламом, и тем, что происходит на Западе и становится предметом подражания других людей, имеются два коренных отличия.

Первое отличие наблюдается в области психологии женщины и мужчины. Ислам в этом плане совершил чудо. В последующих статьях, подробно рассуждая по поводу этого вопроса, мы будем приводить конкретные примеры.

Второе отличие заключается в том, что ислам, ознакомив женщин с их человеческими правами, предоставив им свободу и независимость, никогда не призывал их к ненависти по отношению к мужчинам, к изолированности от мужчин и к протесту против них.

Исламское движение женщин было с белым, а не чёрным, красным, голубым или фиолетовым оттенком. Это движение не положило конец уважительному отношению дочерей к отцам и жён к мужьям, оно не потрясло семейные устои. Оно не вызвало ненависть женщин к супружеству, материнству и воспитанию детей. Оно не вложило в руки холостых охотников-мужчин, ищущих лёгкой добычи, никакое охотничье оружие. Оно не препроводило женщин из чистого супружеского объятия и девушек из домашней обстановки, где они были окружены материнской и отцовской заботой, в пасть низких хозяев офисов и обладателей толстых кошельков…

Вопрос о разрешении отца

Вопрос, касающийся власти отца над дочерью, состоит в том, требуется ли разрешение отца, когда девушка вступает в брак впервые? С точки зрения ислама, в этом плане существуют три бесспорных момента.

Молодой человек и девушка пользуются экономической независимостью. Если юноша и девушка совершеннолетние, разумные и зрелые, то есть до того социально зрелые и мыслящие, что в состоянии защитить и обеспечить сохранность своих материальных ценностей, то можно позволить им распоряжаться своим имуществом. Отец, мать, муж или брат при этом не имеют права вмешиваться.

Другим бесспорным моментом является вопрос о браке. Юноши, если они совершеннолетние, разумные и зрелые, должны быть самостоятельными, и никто не вправе вмешиваться в их дела. Аналогичным образом обстоит дело и с девушкой, которая однажды уже была замужем. Но как обстоит дело, если она не была замужем и желает впервые вступить в брачный союз с мужчиной? Бесспорно, отец не является её абсолютным хозяином и не может без согласия самой девушки выдавать её замуж, за кого сам пожелает. Как заметили, Пророк (да благословит Аллах его и род его!) в ответ на вопрос девушки, которую отец желал выдать замуж без её согласия, сказал, что она вправе выходить замуж по собственной воле и за кого сама пожелает. В этом плане разногласие между факихами заключается в том, могут ли не бывшие ещё замужем девушки выходить замуж без согласия отца или, наоборот, согласие отца является одним из необходимых условий легитимности их брака?

Конечно, бесспорным является ещё один момент: если отцы без всякой на то причины не согласятся с браком своей дочери, то они будут лишены права дальнейшего вмешательства в решение этого вопроса. В подобном случае, по единодушному мнению всех исламских факихов, девушка абсолютно свободна в выборе мужа.

Поставим вопрос более конкретно: а согласие отца при этом обязательно? Как мы уже отметили, в этом отношении между факихами существует разногласие; может быть, большинство факихов, и особенно современные, считают согласие отца необязательным, но есть и те, кто считают подобное согласие необходимым. Так как по данному вопросу в исламе нет конкретного вывода, то рассуждать о нём с точки зрения ислама не станем, но считаем нужным высказать по данному поводу своё мнение с социальной позиции.

Мужчина – раб своих страстей, а женщина – пленница любви

Философия того, что девственницам необходимо (или хотя бы рекомендуется) не вступать в брак без согласия отца, связана не с тем, что девушка считается несовершенной и якобы в социальном плане стоит на более низкой ступени, чем мужчина. Если бы это было так, то какая была бы в этом плане разница между вдовой и девушкой, если вдова в шестнадцать лет не нуждается в согласии отца, а девушка, которой восемнадцать лет, нуждается в подобном согласии? Кроме того, если девушка, с позиции ислама, считалась для управления своими делами недостаточно совершенной, то почему тогда ислам предоставил совершеннолетней и зрелой девушке экономическую самостоятельность и считает, что даже при совершении многомиллионных сделок она не нуждается в согласии отца, брата или мужа? Здесь скрыта иная философия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Правовой статус женщины в исламе"

Книги похожие на "Правовой статус женщины в исламе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Муртаза Мутаххари

Муртаза Мутаххари - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Муртаза Мутаххари - Правовой статус женщины в исламе"

Отзывы читателей о книге "Правовой статус женщины в исламе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.