» » » » Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах


Авторские права

Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах

Здесь можно купить и скачать "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Литагент «Индрик»4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Рейтинг:
Название:
Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-85759-380-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Описание и краткое содержание "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые печатаются два рукописных дневника путешествий в Иерусалим: первый, 1830–1831 гг., принадлежит некоему Стефану, принявшему постриг и имя Серапион в Иерусалиме, второй – племяннику А.С. Норова Николаю Петровичу Поливанову (1832–1909), сопровождавшему бывшего министра просвещения России в его втором путешествии в Палестину (1861). Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором эти дневники сопоставляются с текстами путешествий А.С. Норова, А.Н. Муравьева, инока Парфения и др.






97

Дмитрий Ростовский (Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) – митрополит Ростовский, писатель, составил новую редакцию Четьих миней, посвятив этому более 20 лет жизни.

98

Случай оспаривания армянской церковью прав греческой церкви на получение Благодатного огня различные источники относят к разным датам: к 1539 г. (см.: Михаил Шугаев – http://vos.1september.ru/articlef.php), большинство – к 1579 г., при султане Мурате Правдивом (1574–1595) и Иерусалимском патриархе Софронии IV (1579–1608) – http://holyfire.org/velich.htm; Серапион, видимо, ошибается, относя происшествие к XVIII в.

Ср. у инока Парфения: «Близ самых Святых Врат, на левой стране, стоит средняя колонна, мраморная, с трещиной, из которой изшла благодать, т. е. святый свет, и которая от всех почитается, и все ее целуют, как православные, так и неправославные и армяне. О сем происшествии хощу здесь немного написать – как о нем православные христиане восточные единогласно говорят, да и самые турки утверждают. В стене есть мраморная плита, вся исписана, и говорят, что самое это происшествие написано, но мы читать не можем, потому что писано сирскими буквами, на арабском языке, и я только слышал, но не читал, а происшествие было якобы такое. «Во едино время, когда греки были до конца отягчены турецким игом, богатые армяне вздумали покуситься на то, чтобы отсторонить греков от Гроба Божия и вытеснить из Воскресенского храма, собрали великую сумму денег и подкупили Оттоманскую Порту и все иерусалимское начальство, уверяя неверных, что святой свет исходит не ради греков, но ради всех христиан, и ежели мы, армяне, будем там, – тоже получим. А турки жадны до денег, податливы на подкуп и потому сделали по армянской воле и утвердили, чтобы армянам одним получать святой свет. Армяне весьма возрадовались и писали по всем землям к своим единоверцам, чтобы шли больше на поклонение, что их воля, и сошлось их многое множество. Наступила Великая суббота: армяне все собрались в Храм, а греков бедных турецкое воинство выгнало вон <…>. Православные стояли против Святых Врат на площади, а кругом стояло турецкое воинство, караулили, чтобы не было бунту. Как сам Патриарх, так и все стояли со свещами, имели надежду – хотя от армян в окно получить благодать. Но Господь восхотел другое устроить и показать истинную веру <…>. Уже пришло время, в которое сходит благодать, но ее нет, армяне испугались, начали плакать и просить Бога, чтобы послал им благодать, но Господь не услышал их. Уже полчаса прошло и более, а святого света нет. День был чистый и красный. Патриарх сидел к правой стране. Вдруг ударил гром, и на левой стране средняя колонна мраморная треснула, и из трещины вышел огонь пламенем. Патриарх встал и зажег свои свещи, и от него зажгли все православные христиане <…>. Армяне внутри у Гроба Божия ничего не получили, остались с одним стыдом. Паша Иерусалимский и прочие турецкие начальники весьма вознегодовали на них, хотели их всех изрубить, но убоялись султана; только наказали тяжко: говорят, давали каждому есть разной нечистоты при выходе из храма» Сказание о странствии и путешествии… инока Парфения, с. 138–139).

Другие источники, кроме Серапиона и Парфения, не указывают на наказание армян нечистотами. См. также: Авдуловский Ф. М. Святый огонь, исходящий от Гроба Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в день Великой субботы в Иерусалиме. По сказаниям древних и новых путешественников. М., 1887.

99

Мария Египетская († 522 г.) – родилась в Египте, в 12 лет ушла из дома в Александрию, где предалась разврату. Когда она пришла в Иерусалим с паломниками, любопытство повлекло ее в Храм, но неведомая сила не позволила ей переступить порог церкви. Устрашенная, она обратилась к Богородице, вымолила ее помощь и, по ее заступничеству, была допущена до креста, после чего обратилась к вере. Мария Египетская прожила 47 лет в покаянии в пустыне заиорданской, похоронил ее отец Зосима (Четьи минеи, апр. 1. Житие Марии Египетской).

100

Вешняковы, побывавшие в Храме до пожара 1808 г., указывают другие размеры камня помазания и другое количество лампад: «Здесь чистого белого мрамора доска, огражденная низкою медною решеткою, коей длина в 9, а ширина в две четверти с половиною. Над нею горит неугасимых лампад 16 греческих, 8 римских, 4 армянских, 1 коптская, 1 сирианская» (Путевые записки во Святый Град Иерусалим… дворян Вешняковых, с. 81–82). Муравьев так же, как Серапион, отмечает 8 лампад, но добавляет, что «по сторонам стоят двенадцать подсвечников, в равном числе принадлежащие грекам, католикам и армянам» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 166). Парфений называет другое количество лампад и те же 12 подсвечников «с большими восковыми свечами, по четыре аршина вышины, и девять неугасимых лампад со елеем, все в фонарях, дабы не задувало ветром, потому что приходятся против самых врат» (Сказание о странствии и путешествии… инока Парфения, с. 140). Любопытно, что если количество лампад можно просто пересчитать, то размеры, видимо, определялись на глаз: Серапион определяет длину камня помазания в 3 аршина (213 см), а Н. Адлерберг – в 8 футов (243 см), ширину соответственно – в 1 аршин (71 см) и 2 фута (61 см) (Адлерберг, Из Рима в Иерусалим, с. 197–198). «Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона» указывает те же размеры камня помазания, что и Серапион: длина около 3 и ширина 1 аршин (т. 26, с. 653).

101

Мироносицы – женщины, принесшие миро для помазания тела Христа (Мария Клеопова, мать апостола Иакова Младшего, Мария Магдалина, Саломия – сестра Марии, Матери Иисуса и др.) – Мк. 16,1. Миро (греч.) – вареное деревянное масло с красным вином и благовониями.

102

Указания Муравьева, Норова и Парфения расходятся с Серапионом: «…вделан в большую гранитную вазу кусок от камня, отваленного Ангелом; ибо он был разбит на многие части усердием христиан. Над ним всегда горят 15 лампад…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 168); также 15 лампад насчитывает Норов в 1835 г. (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 140); «Взошли во внутренний притвор, тамо посреди стоит часть того камня, который был привален к дверям Гроба Господня и на котором сидел Ангел Господень <…> здесь горят пятнадцать лампад неугасимых» (Сказание о странствии и путешествии… инока Парфения, с. 140).

103

Мф. 28, 1–7.

104

Муравьев рассказывает, что мраморная плита была положена по приказанию царицы Елены и объясняет, что «плита сия распилена была почти надвое христианами, когда арабы пожелали иметь столь богатый мрамор в своей мечети» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 168), о чуде, произошедшем по молитве патриарха, он не говорит, вероятно, этот рассказ бытовал в монашеской среде. Норов констатирует: «Верхняя доска преломлена надвое» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 140).

105

Снова расхождение в количестве лампад при Гробе: Дашков в 1820 г. пишет, что «тридцать шесть лампад горят над ним день и ночь, в открытом сверху куполе» (Русские поклонники в Иерусалиме, с. 22–23); Муравьев в том же 1830 г., что и Серапион, указывает «36 общих лампад, из коих 15 греческих и столько же католических, горят днем и ночью в куполе над Святым Гробом…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 169); те же 36 лампад названы у Норова (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 140); инок Парфений в 1845 г. сообщает, что «тамо горят сорок пять лампад неугасимых и много свеч» (Сказание о странствии и путешествии… инока Парфения, с. 141).

106

См. у Парфения: «Там стоит гробовой монах неотступно, православного исповедания, а другие христиане не имеют права поставить своих» (Сказание о странствии и путешествии… инока Парфения, с. 141).

107

У Муравьева «новый, желтый мрамор» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 167).

108

Муравьев изображает вход в Кувуклию по-другому: «Четыре мраморные витые столба поддерживают со входа украшенную херувимами архитраву, и меж ними иссечены письмена псалмов; над дверьми из цветного мрамора изваяна картина Воскресения: Христос с хоругвию восстает из гроба посреди солнца и луны; влево бежит стража, с правой стороны Ангел и мироносицы. Еще выше есть две фигуры Ангелов с венками. Две писанные иконы Воскресения – армян и католиков – привешены также к священному преддверию» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 167). Парфений также относит все три иконы к разным конфессиям: «…над дверьми Гроба стоят три иконы Воскресения Господня: внизу армянская <…> вторая икона, средняя – православных, великая, вырезанная по цветному камню, самой высокой греческой работы <…> третья, верхняя икона, – католиков, писанная на полотне…» (Сказание о странствии и путешествии… инока Парфения, с. 140).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Книги похожие на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Румановская

Елена Румановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Отзывы читателей о книге "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.