» » » » Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах


Авторские права

Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах

Здесь можно купить и скачать "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Литагент «Индрик»4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Рейтинг:
Название:
Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-85759-380-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Описание и краткое содержание "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые печатаются два рукописных дневника путешествий в Иерусалим: первый, 1830–1831 гг., принадлежит некоему Стефану, принявшему постриг и имя Серапион в Иерусалиме, второй – племяннику А.С. Норова Николаю Петровичу Поливанову (1832–1909), сопровождавшему бывшего министра просвещения России в его втором путешествии в Палестину (1861). Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором эти дневники сопоставляются с текстами путешествий А.С. Норова, А.Н. Муравьева, инока Парфения и др.






133

Мф. 26,6–13; Мк. 14,3–9. В евангелиях не сказано, что женщина была блудницей, и только в евангелии от Иоанна упомянуто об обтирании волосами ног Иисуса, но сделала это Мария, сестра воскрешенного Лазаря (Ин. 12,3).

134

Отсюда начинается другой почерк – «второй».

135

Ср. у Муравьева: «На сем месте, где в древности стояла церковь, видна теперь обрушенная мечеть – так пало усердие обеих религий» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 189). Норов: «…грубо построенную мечеть, посреди масличной рощи, занимает то место, откуда вознесся Спаситель» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 110).

136

Преподобная Пелагия – жительница сирийского города Антиохия (ум. в 461 г.), долго была блудницей, услышав проповедь, удалилась в Иерусалим, поселилась на Елеонской горе, приняв на себя вид инока (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, т. 45, с. 108). Пелагия Антиохийская (Елеонская, Палестинская) выкопала себе пещеру на Елеонской горе, в которой провела много лет в затворе, ее принимали за инока, евнуха. Пелагия умерла в 457 г. (Православный словарь). Ср. у Норова: «Под сводами зданий, примыкающих к мечети Элеонской, показывают гробницу св. Пелагеи Антиохийской» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 111); в Письмах с Востока в 1849–1850 годах Муравьева: «…входил и в мечеть, устроенную в остатках церковного здания <…>. В основаниях есть пещера, где оплакивала грехи юности знаменитая красою Пелагия Антиохийская; еще видна там ее гробница…» (ч. 2, c. 268).

137

Вешняковы называют расстояние от Иерусалима «верст на 5» (Путевые записки во Святый Град Иерусалим… дворян Вешняковых, с. 125). Ср. описание Вифании (ивр. Бейт-Ханан) у Муравьева и Норова, которые расходятся в определении основательницы монастыря. Муравьев: «Воскресная могила Лазаря, отстоящая только за один час от Иерусалима <…>. Развалины аббатства, основанного королевою иерусалимскою Мелизендою, некогда обширного, судя по остаткам, и поныне лежат над селением арабским Вифании на каменистой высоте. У подошвы ее тесная расселина в скале служит входом в глубокое подземелье. Узкая и крутая лестница, многими ступенями пробитая в утесе, сводит в малый квадратный грот, внутри которого стоял Спаситель <…> и несколько ступеней ниже – та могильная яма, где пробужден был мертвый…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, c. 214–215). Норов указывает «полчаса расстояния от Иерусалима»: «Тут показывают остатки дома Лазарева, на которых был построен св. Еленою значительный монастырь, теперь, частью разрушенный, частью обращенный в мечеть <…>. Погребальная пещера Лазаря <…> находится позади дома Лазарева. Вход туда обложен большими квадратными камнями; прямо от входа ведет крутой спуск на 24 ступени в глубокую пещеру, где устроен простой каменный престол. Отсюда должно спуститься еще на 5 или 6 ступеней, налево, в меньшую пещеру – это могила Лазарева» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 2, с. 20, 21–22).

138

Ин. 11,21,32. Ср. у Норова: место встречи Иисуса с Марией, сестрой Лазаря, «обозначено кремнистым камнем» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 2, с. 22).

139

Гробница Авессалома, сына царя Давида, восставшего на отца, упоминается во второй книге Царств (2 Цар. 18, 18). «Гробницей Авессалома», по традиции, называется одна из гробниц иерусалимского некрополя периода Второго Храма, высеченного в скалах у подножия Масличной горы. Она представляет собой два сооружения смешанного стиля общей высотой 20 м: «Квадратное нижнее строение высотой 8 м высечено из камня и орнаментировано ионическими полуколоннами, несущими дорический фриз и египетский карниз. Строение увенчано рядом тяжелых тесаных камней. Внутри его находится погребальная камера со сводчатым потолком, вход в которую поднят на 8 м от земли. Круглая верхняя часть целиком построена из тесаного камня. Она состоит из цилиндрического стержня и вогнутой конической крыши, напоминающей такие же небольшие крыши, очень распространенные в греко-римских надгробных памятниках, но без колонн. Эллинистическая коническая крыша заменяет как символ египетскую пирамиду» (Нахман А. Святые места и памятники вечного покоя, с. 26).

Ср. описание Муравьева: «Первая и всех красивейшая слывет гробницею Авессалома. Она квадратная, с шестнадцатью полуиссеченными из стен столбами дорического ордена. Купол в виде обширной воронки лежит на массивном основании и, как говорят, подал собою образец новому куполу над часовнею Гроба Господня, когда прежний истреблен был пожаром» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 161).

140

Этот еврейский обычай – класть на могилу камни, не известный Серапиону, описан у Муравьева: «Стены гробницы насквозь пробиты во многих местах, и вся она наполнена камнями, которые в нее бросают арабы и христиане в знак мщения и ненависти к неблагодарному сыну Давида. Обычай странный, но резко означающий две народные черты Востока: святость уз семейных <…> и непримиримость вражды, переходящей в той же силе из рода в род» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 161–162).

141

Гробницы Царей Израилевых (2 Пар. 26, 23) – считалось, что «могилы царей» находились в наиболее монументальной гробнице иерусалимского некрополя, но сейчас предполагается, что здесь погребена царица Елена из Адиобены (I в. н. э.): «Эта гробница поражает своими грандиозными масштабами. Большая лестница шириной в 9 м ведет с внешнего двора во внутренний двор размером 25×27 м. Монументальный портал, через который открывается вход под портик и в подземные погребальные камеры, первоначально имел две колонны, цветную резьбу в виде листьев и дорический фриз. В центре фриза располагалась символическая гроздь винограда, обрамленная венками и стилизованными листьями аканта <…>. Греческий путешественник и историк Павсаний (I в. н. э.) восхищается двумя памятниками, которые встретились ему в странствиях – могилой Елены в стране евреев и Галикарнасским мавзолеем в Малой Азии. Последний, как известно, считался одним из семи чудес света» (Нахман А. Святые места и памятники вечного покоя, с. 27–28).

Ср. у Муравьева: «…пробит в камне тесный вход в обширную погребальную пещеру <…>. Вертеп сей широким отверстием обращен в долину; два короткие столба поддерживают грубо изваянный фронтон его, издали придавая много красоты не только пещере, но и самой долине. Внутри же четыре погребальные покоя со многими одрами, иссечены в камне. Неизвестно, чьи кости они хранили, но, вероятно, какой-либо знаменитый прах покоился близ Иосафата и Авессалома; не многочисленное ли семейство Давида?» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 162).

142

Ср. ее описание у Муравьева: «…находится у подошвы Сиона, под юго-восточным углом стен Иерусалима <…> Несколькими ступенями спускаются под мрачный свод сей купели, принадлежавшей некогда храму Соломона и столь знаменитой исцелением слепорожденного. В объеме древних стен ее струятся чистые и прозрачные воды Силоама, драгоценные для Святого Града…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 160–161).

143

Ср. у Муравьева: «Еще и поныне несколько дерев оживляют южную покатость Сиона, и меж ними одно особенно достойно внимания. Это обширная тенью смоковница, разделившаяся надвое от самого корня, который обнесен грудою камней наподобие холма. Под ее навесом или, лучше сказать, на ветвях той, которая в свою чреду цвела на этом месте, нечестивый царь Манассия велел распилить деревянною пилою столетнего старца Исаию и не пощадил в нем ни крови царской, ни божественного духа» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 189). У Норова: «…у подошвы горы Сионской, стоящее посреди дороги и возвышенное на площадке, большое шелковичное дерево; его вековой пень совсем раздвоился, от чего широкие ветви разметались на две стороны. Оно называется дерево Рогель, или пророка Исайи <…> пророк Исайя погребен под этим деревом, мученически казненный за слово Божие нечестивым царем Манассиею; он велел заключить Пророка в дерево и распилить его надвое…» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 244–245).

144

Муравьев указывает «два часа от Иерусалима» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 207). Французский путешественник (в русском переводе) – 10 верст (Путешествие с детьми по Святой земле, ч. 2, с. 2).

145

Ср. у Муравьева: «…монастырь пророка Илии, стоящий на половине пути, не представляет ничего достойного внимания, кроме масличного сада и колодца, где, по преданиям, отдыхал пророк…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 207). У него же в Письмах с Востока в 1849–1850 годах: «… мы заезжали в обитель пророка Ильи, которая может скорее назваться подворьем, нежели монастырем <…> потому что <…> живет обыкновенно один только игумен для приема богомольцев. Местность сей обители замечательна живописными видами и очень здорова, по воздуху и хорошей воде <…>. Вход в него тесен, как бы в бойницу, для предосторожности от грабежей бедуинских, как и во всех пустынных монастырях…» (ч. 2, c. 189).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Книги похожие на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Румановская

Елена Румановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Отзывы читателей о книге "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.