» » » » Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах


Авторские права

Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах

Здесь можно купить и скачать "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Литагент «Индрик»4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Рейтинг:
Название:
Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-85759-380-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Описание и краткое содержание "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые печатаются два рукописных дневника путешествий в Иерусалим: первый, 1830–1831 гг., принадлежит некоему Стефану, принявшему постриг и имя Серапион в Иерусалиме, второй – племяннику А.С. Норова Николаю Петровичу Поливанову (1832–1909), сопровождавшему бывшего министра просвещения России в его втором путешествии в Палестину (1861). Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором эти дневники сопоставляются с текстами путешествий А.С. Норова, А.Н. Муравьева, инока Парфения и др.






168

Горняя, нагорная страна, град Иудов (Лк. 1,39), на иврите Эйн-Керем – виноградный источник, католики называют это место «пустыней Святого Иоанна» (Путешествие с детьми по Святой земле, ч. 2, с. 67–68) – место, где жили Захария и Елизавета, родители Иоанна Предтечи, и произошла встреча Марии и Елизаветы (Сретенье). Ср. описание Норова: «Евангельский, горний град Иудов, отстоит от Иерусалима на расстоянии одного часа с четвертью езды <…>. Он называется теперь селением Св. Иоанна <…>. Он расположен в обширной горной лощине, на нижнем скате гор, посреди обильных садов и обработанных полян» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 319–320).

169

Францисканская церковь построена на основаниях двух более древних церквей – византийской V в. и церкви крестоносцев; в ней находится грот, считающийся частью дома Захарии и Елизаветы. Ср. у Норова: «Храм роскошен, во вкусе европейском, и содержан прекрасно. Живопись всех образов очень хорошая; тут даже есть отличная картина, кисти Мурилло, изображающая Иоанна Крестителя в пустыне. Мрамор расточен в изобилии на стенах и помостах. Эта церковь выстроена в 1621 г. дарами католических держав…» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 321).

170

Лк. 1,41–44.

171

Названия ворот Иерусалима и их количество у разных путешественников, даже побывавших в городе одновременно или с небольшим временным промежутком, расходятся. Вешняковы в 1805 г. указывают четверо ворот (Давыдовы, Дамасские, Сионские и Гефсиманские – Путевые записки во Святый град Иерусалим… дворян Вешняковых, с. 98–99), остальные путешественники и словарь Брокгауза и Ефрона – семь; Описание Иерусалима, Святой Земли… называет только шесть ворот (с. 8). Ср. у Муравьева: «врата Поклонников, или Давида, вместе с сим названием носящие еще три других по направлению трех путей: средний из Яффы <…> правый идет к Дамаску <…> а левый к Вифлеему и Хеврону», «врата Сионские, или Давида», «малые ворота эль-Могреби, или Западные», «против главной мечети Омара закладены в стене сей двойные врата <…> имя Красных, или Златых, доселе им сохранилось», «врата Гефсиманские, иначе называемые вратами Марии и Стефана, по близости гробовой пещеры Богоматери и места казни первомученика», «двое ворот открываются на север Иерусалима. Меньшие из них, названные Иродовыми, по соседству развалин дворца Четверовластника, всегда заключены <…>. Но главные врата Ефрема или Дамаска…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 203–206). У Норова приведено также семь названий ворот: 1. «у замка Давидова (с запада)», они же Бабуль Халиль, т. к. ведут через Вифлеем в Хеврон=Халиль, а также Яффские и врата Юдоли; 2. Дамасские (с севера), Бабуш-Шам [правильнее: Баб-эль-Амуд – арабск. или Шаар Шхем – иврит, т. е. Шхемские ворота. – Е.Р.];

3. Бубуль Сахара, они же Иродовы, Ефраимские, Вениаминовы (ворота закладены, но в них есть калитка); 4. Гефсиманские, или Св. Стефана, Бабус-ситти Мириам (т. е. ворота Марии) на месте Овчих ворот; 5. Золотые ворота (закладены); 6. Мограби, или Гнойные (закладены, но есть калитка) и 7. Сионские, или Давидовы (с юга) (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 280–281).

В Путешествии с детьми по Святой Земле названы: «Баб-эль-Халель. Врата избранного, или возлюбленного, ведущие в Вифлеем, Хеврон и проч. Это те ворота, которыми входят в город богомольцы, идущие из Яффы» (т. е. Яффские. – Е.Р.); «Баб-эль-Наби-Дауд – врата пророка Давида на горе Сион»; «Баб-эль-мограибе – ворота Грязные»; «Баб-эль-Ситти-Мириам – ворота Св. Девы, обращенные на восток. Их называют также воротами св. мученика Стефана, побитого здесь камнями; в древности же именовались воротами Кедронскими»; «Баб-эль-Хаммонд – ворота Столба, которые называются также воротами Дамасскими. Они гораздо красивее прочих…»; «Баб-эль-Захара – врата Ирода» (правильнее: Баб-эль-Загире – ворота роз) и «Златые врата <…> с давнего времени заложены камнем» (ч. 1, с. 161–162). Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона называет: Яффские, Сионские – или Давидовы, Грязные, Золотые, Гефсиманские, Иродовы, Дамасские (т. 26, 1894, с. 652, автор статьи Л. Вейнберг). Еще одни ворота – Новые – появились в 1889 г. Золотые ворота (ворота Милосердия) замурованы при Салах-ад-Дине (после 1187 г.), т. к. именно через них, по преданию, должен войти Мессия.

172

Овчая купель (Вифезда – «дом милосердия») – купальня для омовения овец, предназначенных для ритуального жертвоприношения во времена Первого Храма. В Евангелии от Иоанна описывается как имеющая пять притворов, в которых лежали больные, исцеляемые ангелом, возмущавшим воду (Ин. 5,2–4).

173

Пророк Варух (иврит Барух – «благословенный») – сын Нирии, друг и писец пророка Иеремии, записавший его пророчества (Иер. 32, 12–16; 36,4–19, 26, 27, 32). Существует неканоническая «Книга пророка Варуха», переведенная на русский язык с греческого (т. к. еврейского подлинника не сохранилось). В Библии не упоминается эпизод, связанный со сном пророка Варуха в пещере 72 года. Возможно, слова Серапиона, если они не являются ошибкой, связаны с так называемым Апокалипсисом Баруха (полностью сохранился только сирийский список), в котором несколько раз упоминаются мистические числа – 12, 6 и др. (см. ст. И. Клаузнера в Еврейской энциклопедии, т. 3, с. 822–825). Ср. с Письмами с Востока в 1849–1850 годах Муравьева, который объединяет пещеру Иеремии и Баруха: «Я восходил <…> на высокие стены города со стороны северной и шел по ограде даже до великолепных ворот Дамасских. Высота Висифы подымалась предо мною, и в ней видна глубокая пещера Иеремии, или Варуха, иссеченная в скале» (ч. 2, c. 264).

174

Вешняковы в 1805 г. пишут, что монастырей греческих «считается одинадцать мужеских и два женских» (Путевые записки во Святый град Иерусалим… дворян Вешняковых, с. 93–94). Дашков называет в примечании «несколько монастырей, мужских и женских, из коих примечания достойны: Иоанна Предтечи, по красоте церкви и всего строения; св. Николая, где заведено училище для аравлян; св. Георгия, с больницею и домом призрения для стариков, и проч.» (Русские поклонники в Иерусалиме, с. 28). У Муравьева отмечено «двенадцать монастырей греческих», которые «в убожестве своем свидетельствуют ныне о прежнем благосостоянии православия в Палестине. Они почти все служат подворьями для поклонников <…>. Почти нет в оных братии, исключая двух или трех обителей; иноки стеснились в патриархии <…>. Одни только игумены, как уединенные стражи, остались в пустых стенах <…>. Монастыри Авраама и Архангелов, как самые большие, избираются всегда жилищем поклонников. Два посвящены св. Георгию, из коих один служит больницею. Три совершенно смежные друг другу: св. Евфимия, св. Екатерины и Богоматери – сии два последние назначены для инокинь, но все они переселились в другую обитель Пречистой Девы, известную под именем Великой Панагии <…>. Остальные обители: св. Николая, мученика Димитрия, Феодора Тирона и Василия Великого – столь же мало замечательны» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 197–198). Он не упоминает названные у Серапиона монастыри святого архистратига Михаила, Сретения Господа нашего Иисуса Христа, Иоанна Предтечи, но в его перечислении присутствует монастырь Архангелов (вероятно, у Серапиона он назван именем архистратига Михаила). Французское Путешествие с детьми по Святой земле сообщает: «Прочие греческие монастыри (кроме Патриаршего. – Е.Р.), числом до двенадцати, большею частию пусты. Они оживляются только во время Пасхи…» (ч. 1, с. 122).

В Письмах с Востока в 1849–1850 годах Муравьев называет только одиннадцать греческих монастырей: «Мужеских монастырей, где большею частию помещаются поклонники, а не монахи, шесть, именно: два св. Георгия, прочие во имя святителя Николая, Авраама, великомучеников Феодора и Димитрия; более всех пространный Предтечи, на развалинах прежней башни Пизанской <…>. Женских обителей пять: во имя Василия Великого, св. Екатерины, преподобного Евфимия, и две Панагии, большая и малая; сия последняя была, по преданию, домом Св. праведной Анны, матери пречистой Девы <…>. Обители сии почти все связаны между собою и с Патриаршим монастырем, так что они составляют особый квартал <…> и занимают весь северо-западный угол Иерусалима…» (ч. 2, c. 251–252).

Современное состояние: 1. Богородицкий монастырь – не существует; 2. Димитрия Мироточивого (Дмитрия Солунского) – есть церковь при Греческой патриархии; 3. Николая Мирликийского – действующий (находится на улице Греческой Патриархии); 4. Василия Великого – монастырь закрыт, действует церковь, в которой богослужение проводится раз в году; 5 и 6. монастыри Георгия Победоносца – действующие (один из них – армянский); 7. Св. Екатерины – закрыт, осталась только церковь с русским иконостасом, богослужение один раз в году в день памяти св. Екатерины; 8. Архистратига Михаила (он же монастырь Архангелов) – закрыт; 9. Феодора Тирона и Феодора Стратилата (и Святой Феодоры) – действующий (находится на улице Kasa Nova); 10. Евфимия Великого – действующий женский монастырь (в настоящее время в нем две монахини); 11. Сретения (так называемый Санданая) – находится недалеко от монастыря Евфимия Великого; 12. Иоанна Предтечи – находится на Христианской улице (арабский базар), восточный фасад выходит на пл. Мористан; 13. Св. Авраама (он же Храм 12 Апостолов) – находится во дворе Храма Гроба Господня; 14. Покрова Богородицы – не существует (сведения получены от архимандрита отца Евсевия, зав. архивом Греческой патриархии в Иерусалиме и доктора искусствоведения Т. Е. Тыжненко).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Книги похожие на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Румановская

Елена Румановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Отзывы читателей о книге "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.