» » » » Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах


Авторские права

Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах

Здесь можно купить и скачать "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Путешествия и география, издательство Литагент «Индрик»4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Рейтинг:
Название:
Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-85759-380-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Описание и краткое содержание "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые печатаются два рукописных дневника путешествий в Иерусалим: первый, 1830–1831 гг., принадлежит некоему Стефану, принявшему постриг и имя Серапион в Иерусалиме, второй – племяннику А.С. Норова Николаю Петровичу Поливанову (1832–1909), сопровождавшему бывшего министра просвещения России в его втором путешествии в Палестину (1861). Издание включает в себя исторический очерк, исследование знаковых ситуаций русских паломничеств в Иерусалим и обширный комментарий, в котором эти дневники сопоставляются с текстами путешествий А.С. Норова, А.Н. Муравьева, инока Парфения и др.






143

Ср. у Муравьева: «Еще и поныне несколько дерев оживляют южную покатость Сиона, и меж ними одно особенно достойно внимания. Это обширная тенью смоковница, разделившаяся надвое от самого корня, который обнесен грудою камней наподобие холма. Под ее навесом или, лучше сказать, на ветвях той, которая в свою чреду цвела на этом месте, нечестивый царь Манассия велел распилить деревянною пилою столетнего старца Исаию и не пощадил в нем ни крови царской, ни божественного духа» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 189). У Норова: «…у подошвы горы Сионской, стоящее посреди дороги и возвышенное на площадке, большое шелковичное дерево; его вековой пень совсем раздвоился, от чего широкие ветви разметались на две стороны. Оно называется дерево Рогель, или пророка Исайи <…> пророк Исайя погребен под этим деревом, мученически казненный за слово Божие нечестивым царем Манассиею; он велел заключить Пророка в дерево и распилить его надвое…» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 244–245).

144

Муравьев указывает «два часа от Иерусалима» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 207). Французский путешественник (в русском переводе) – 10 верст (Путешествие с детьми по Святой земле, ч. 2, с. 2).

145

Ср. у Муравьева: «…монастырь пророка Илии, стоящий на половине пути, не представляет ничего достойного внимания, кроме масличного сада и колодца, где, по преданиям, отдыхал пророк…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 207). У него же в Письмах с Востока в 1849–1850 годах: «… мы заезжали в обитель пророка Ильи, которая может скорее назваться подворьем, нежели монастырем <…> потому что <…> живет обыкновенно один только игумен для приема богомольцев. Местность сей обители замечательна живописными видами и очень здорова, по воздуху и хорошей воде <…>. Вход в него тесен, как бы в бойницу, для предосторожности от грабежей бедуинских, как и во всех пустынных монастырях…» (ч. 2, c. 189).

146

Быт. 35, 19–20.

147

С этого места начинается «третий» почерк.

148

В количестве колонн и ступеней отмечаются расхождения. Вешняковы насчитывают в храме Рождества «до 80 колонн» и «лестницу из 15 ступеней» в пещеру рождения (Путевые записки во Святый Град Иерусалим… дворян Вешняковых, с. 116, 117). Ср. также описания церкви. Дашков: «Большая Вифлеемская церковь, построенная крестообразно, была некогда весьма великолепна; в притворе еще целы четыре ряда мраморных столбов редкой красоты. Она принадлежит грекам и армянам <…>. По сторонам главного алтаря две лестницы ведут в святой Вертеп: там, у восточной стены, означено серебряною звездою, где родился Предвечный Младенец, и устроен престол <…>. Ясли стояли немного поодаль, в большой впадине, где ныне алтарь католический. Вся пещера обложена драгоценным мрамором и освещается лампадами, из коих каждое исповедание имеет свое число, однажды навсегда установленное» (Русские поклонники в Иерусалиме, с. 31). Муравьев: «После пожара иерусалимского храм Вифлеема один сохранил в себе остатки римского великолепия. Хотя крестообразный вид его искажен внутри деревянною перегородкою, отделившею нижний конец креста от трех верхних, однако же сорок мраморных коринфских столбов, в четыре ряда стоящих посреди сего первого притвора, дают ему особенное величие, которому не соответствует нынешнею своею нищетою остальная часть собора. Только восемь колонн служат ей украшением (итого – 48 колонн, у Серапиона – 50. – Е.Р.); мраморный помост уцелел лишь посреди церкви пред главным алтарем; иконостас беден, равно как и два боковые открытые престола: армянский Волхвов в левом крыле и в правом греческий св. Николая <…>. С каждой стороны главного алтаря 15-ю ступенями спускаются в мрачный грот, находящийся под самым престолом <…>. Вход и стены сего святилища украшены драгоценными парчами; место рождения означено мраморным на помосте кругом, и над ним стоит престол греческий. В другом углублении пещеры, тремя ступенями ниже, иссечено в камне место яслей, принадлежащее католикам, над коим изваяна остановившаяся звезда. Два мраморные престола, один подле другого, воздвигнуты в память яслей и поклонившихся волхвов с двумя иконами великолепной живописи, изображающими оба события. Множество драгоценных лампад, дары всех христианских государей Запада, освещают сию пещеру…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 207–209). Норов: «Этот храм напоминает римские древние соборные церкви <…>. С обеих сторон алтаря сходят по 15 мраморным ступеням в подземную церковь <…> серебряная звезда, освещенная лампадами, означает место рождения <…>. Помост вертепа Рождества, образуя также полукруг, обвешен шестнадцатью богатыми лампадами; над ним мраморная доска служит престолом, где свершаются таинства литургии <…>. Шесть небольших образов византийской живописи вделаны в рамки перед престолом, в прямую линию» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 292–293). Собор Вифлеемский посвящен Пресвятой Богородице. «Он построен <…> крестом; фасад имеет очень узкие двери, которые конечно, не были такими <…>. При входе в храм открывается обширная паперть, состоящая из длинной галереи; по обеим сторонам возвышаются в два ряда мраморные коринфического ордена колонны, по десяти в каждом; их было по двенадцати, но крайние вошли в состав стен» (примеч. Норова: «Колонны имеют 18 футов в вышину и два с половиной фута в поперечнике»). Потолок <…> составлен из огромных балок кедрового и кипарисного дерева с вершин Ливана <…> помост был также мраморный, – он частью сохранился, частью заменен плитником» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, 304–305).

149

Ср. у Норова: «К вертепу Рождества прилегают другие пещеры. Из этого священного Вертепа сходят в пещеру, где обитал Иосиф; там устроен престол» (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 295).

150

Ср. у Муравьева: «…придел Иакова, брата Господня <…>. И поныне стоит еще деревянная кафедра его в сей церкви, где только недавно перестали читать 22-го октября, в день памяти его, первую древнейшую литургию, им установленную…» (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 198).

151

Иаков Зеведеев (Иаков Старший) – один из 12 апостолов, сын галилейского рыбака Зеведея, брат евангелиста Иоанна (Мф. 4,21; Мк. 1,19–20). Занимал почетное положение среди христиан в Иерусалиме и потерпел мученическую кончину при тетрархе Иудеи Ироде Агриппе I в 44 г. н. э. (Деян. 12,1–2).

152

Ср. в Письмах с Востока в 1849–1850 годах А. Муравьева: в «великолепной обители Св. Иакова» «показывают не только место отсекновения главы св. апостола Иакова, но и место погребения брата Божия, первого епископа Иерусалимского, и мнимую его кафедру, всю раззолоченную, когда истинная мраморная хранится в обители Патриаршей» (ч. 2, c. 253).

153

Видимо, Серапион имеет в виду так называемую мечеть Омара, или «Купол над скалой» (Кипат а-села – иврит, Куббат-эс-Сахра – араб.), построенную в 691 г. халифом Абдель Меликом. Крестоносцы были уверены, что именно она была в прошлом Храмом Соломона и превратили ее в Храм Господа, Tempium Domini, это мнение и разделяет Серапион. Во времена Османской империи вход в мечеть Омара немусульманам был запрещен (ср. у Дашкова: «… всякое покушение подвергло бы европейца большой опасности, а турецкого подданного – неминуемой казни, если только он не переменит веры» (Русские поклонники в Иерусалиме, с. 29).

154

Деян. 2,1–4.

155

Село Скудельниче – поле горшечника, скудель – сосуд из обожженной глины, село – здесь «земля, участок». Называлось также Акельдама – земля крови (Мф. 27,7–8). Ср.: у Муравьева – цена крови (Путешествие ко Святым местам в 1830 году, с. 191), поле крови (Путешествие с детьми по Святой Земле, ч. 2, с. 65), земля крови (Путешествие по Святой Земле в 1835 году Авраама Норова, т. 1, с. 255). Ср. описание Норова: «…против Сиона показывают землю горшечника (село Скудельниче) <…> это Земля Крови! – это самое ужасное место Иерусалима! Очень редко сюда заходят стопы человеческие. Бродя по ребрам нагих скал, беспрестанно обрываешься в трещины погребальных пещер <…>. Царица Елена обратила Землю Крови к прежнему ее назначению – для погребения странников…» (Путешествие по Святой Земле в 1835 г. А. Норова. Изд. 3-е. СПб., 1854. Т. 1, с. 323).

156

Иоав – военачальник царя Давида, нарушивший повеления царя (2 Цар. 3, 26–31; 18:5, 9–15 и далее) и умерщвленный царем Соломоном (3 Цар. 2, 5, 28–34). Однако колодец (цистерна) назван именем не Иоава, а – Иова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Книги похожие на "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Румановская

Елена Румановская - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Румановская - Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах"

Отзывы читателей о книге "Два путешествия в Иерусалим в 1830–1831 и 1861 годах", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.