» » » » Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина


Авторские права

Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина

Здесь можно купить и скачать "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русская народно-бытовая медицина
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народно-бытовая медицина"

Описание и краткое содержание "Русская народно-бытовая медицина" читать бесплатно онлайн.



Читателю выпадает редкая возможность ознакомиться с редчайшей книгой, посвященной народной медицине, написанной не с мистических или суеверных позиций, не с позиций доморощенного знахаря, целителя или сочинителя, но с позиций просвещенного человека, дипломированного врача, сознающего всю сложность этого вопроса и всю необходимость русского человека обращаться к знахарям и целителям. Для широкого круга читателей.






Помимо условий, лежащих вне человека или в нем самом, из явлений общественного характера также составляют причину болезней. Так, по мнению одного новгородского старика зубная боль пошла не от чего другого, как от баловства.

«Раньше никаких зубных болезней не знали: народ был крепкий, а от чего? Меньше баловались. Чаев этих, почитай, лет 50 назад и не слыхивали. У нас во всей деревни и был-то один самовар, а теперь последний бездомовник и тот чай суслит, зубы и брюхо полощет. Мальчонка или девчонка соплей не смылит утереть, а уж чаю просит: вот, и пошли зубы болеть».

Среди естественных причин болезней есть еще одна – старость. Народ не мог не заметить, что с наступлением старости настает, так сказать, законное время болезней, но при этом не в состоянии был отделить чисто старческих заболеваний от других; которыми старики страдают в такой же мере, как и люди других возрастов: по мнению народа, все болезни стариков зависят от старости, почему во многих случаях и лечение их совершенно излишним.

Этот термин «умер от старости», как известно, перешел и в церковные метрики и, заключая в себе понятие гораздо более широкое, чем старческое истощение, разве в одном случае из десяти означает собой точную причину смерти и соответствует действительности.

Вот то немногое, что, с точки зрения крестьянина, составляет группу естественных причин заболеваний человека.

Сверхъестественные причины болезней и их олицетворение

Гораздо обширнее цикл воззрений, приписывающих происхождение болезней сверхъестественным и суеверным причинам.

Религиозность нашего крестьянина и его глубокая вера в Бога, с одной стороны, и до сих пор еще сильная вера в лешего и черта – с другой, создали особую категорию причин болезней, в, которой гораздо более места отводится второму началу, чем первому[19].

Без сомнения, это обстоятельство стоит в связи с представлением нашего народа о Божестве, как о существе кротком, милующем и прощающем, а не мстительном и карающем начале, способном посылать страдания людям лишь в исключительных случаях. Воле провидения приписывается, большею частью, появление эпидемических болезней, как Божье наказание и как кара за общий грех и неправду людей. Иногда, впрочем, Бог посылает эти болезни и «любя» (Скопинск. у. Рязан. г.). Уйти от них никто не может и не избавит никакой доктор (Гжатск. у. Смоленск. г.) Лишь в редких случаях, как Божье попущение, случаются отдельные заболевания, напр., травматические повреждения, происходящие случайно и от неосторожности (Хвалынск. у. Саратовск. г.).

По верованиям, сохранившимся в некоторых местах, (Орлов, г.), болезни живут между небом и землей, в доме из железа и стали, с медными дверями, 12 замками, наложенными на них от Бога печатями и с ключами у дьявола. Когда Господь прогневается на человека, то посылает ангела выпустить одну из болезней. Ангел прилетает к дому болезней и снимает печати, а дьявол отпирает дверь и выпускает одну из болезней. По указанию ангела, она является, поражает человека, которому назначено заболеть ею, и идет с ответом к Богу. После ответа ангел снова отводит ее в дом болезней, запирает двери и накладывает на них печати[20].

Гораздо, обширнее и разнообразнее участие в происхождение болезней нечистой силы, которая выступает на сцену, как только Бог отступается от грешников.

В некоторых местах придерживаются такого убеждения, что болезни находятся в непосредственном распоряжении дьявола и проживают у него в аду (Дорогобужск. у. Смоленск, г.). Иные признают дьявола даже как бы отцом всех болезней, обязанных ему безусловным повиновением и потому-то такие болезни, происходящие от чертей, и являются самыми трудными и неизлечимыми (Калужск. г. и у.).

Иногда нечистая сила в состоянии навести всякую болезнь, иногда только повальные болезни, иногда же роль ее ограничивается почти исключительно сферой психических и нервных заболеваний. «Беснование», «беснуется», слова для выражения известного психического состояния, пользуются и до сих пор правами самого широкого гражданства[21].

Но, в особенности, демонологическая этиология болезней разработана народной фантазией по отношению к лихорадке, которая, при равнинном и часто болотистом характере; местности, избытке растительности в прежнее время и неизвестности хинина, была настоящим бичом населения.

Миф о лихорадках общеизвестен, повсюду распространен и почти одинаков. По этому мифу лихорадка посылается на людей сатаною, имеющим в своем распоряжении 12 лихорадок, дочерей Ирода. Когда дочери Ирода пришли на могилу Иоанна Предтечи, тогда внезапно раскрылась земля и поглотила их. С тех-то пор Иродовы дочери и служат сатане, и он посылает их мучить людей[22].

Гораздо реже лихорадка считается дочерью не Ирода, а Каина, и потому-то она трясется, как Каин.

Иногда лихорадки рисуются соблазнительной наружности женщинами, которые действуют на людей посредством чар и называются так потому, что уж очень «лихо радуются» страданиям больных (Городищен. у. Пензенск. г.). Чаще всего это злые, худые, безобразные и простоволосые существа[23], в других случаях старые старухи, которые ходят в лаптях, с палкою, и стучать по ночам в окно клюкою: кто отзовется на их стук, к тем они и «пристают».

Каждая из этих сестер, по выражению одной калужской знахарки (Медынск. у.), имеют «свой вкус». Одна отбивает от еды, другая гонит сон, третья сосет кровь, четвертая тянет жилы и пр. По другим, каждая из них терпит и сама то или другое страдание. Одна вечно дрожит от холода, другая постоянно мечется в жару, третья корчится от ломоты в костях и т. д. (Жиздр. у. Калужск. г.). Называются они и по именам: Ломиха, Огниха, Трясовица, Желтяница, Горчиха, Безсониха и др.[24] Почти всегда сестер лихорадок 12, но иногда только 7, а иногда число их доходит до 40 (Козельск. у. Калужск. г). Живут они то на море, то в реках и болотах, а иногда в ущельях гор, или летают по воздуху. Во главе всех лихорадок стоит старшая, которая управляет всеми остальными и те исполняют ее приказания (Краснослоб. у, Пенз. г.). Иногда они прямо накидываются на людей, кто только попадется им под руку, в других случаях называют по имени и нападают только на тех, кто отзовется на их зов, «забирают» и таких, кто сругнется не в час или напьется воды, не благословясь (Мещовск. у. Калужск. г., Гжатск, у. Смоленск. г.).

Иногда они стараются передать болезнь через свой поцелуй, а иногда оборачиваются мухой или соринкой и попадают в пищу: кто не догадается их вынуть и проглотит, заболеет лихорадкой. В некоторых случаях можно «наспать» лихорадку, особенно тому, кто любить соснуть под вечер, весной. Если, увидев лихорадку, представившуюся женщиной, ударить ее наотмашь, то она «отстанет». Иногда зовут ее теткой, полагая, что если звать ее лихорадкой, то она осердится и, пожалуй, «затрясет». Каждая из лихорадок чего-нибудь своего боится и каждую можно выжить известными средствами, действительными только против нее одной (Зарайск, у. Рязан. г., Сарап. у. Вятск. г., Варнавинск. у. Костромск. г.).

Это представление лихорадок в образе живых существ не ограничивается только одной этой болезнью. В виде безобразной женщины, с воловьими пузырями вместо глаз, представляется в некоторых местах оспа. На языке у ней яд: как только оближет кого-нибудь языком, так тот сейчас и заболевает (Орловск. г. и у.). в некоторых местностях, в виде живых существ, представляются все поветрия. Переходя из одного селения в другое, они заражают всю окрестность и появление их то здесь, то там и вызывает мор. Жители дер. Посопной (Саранск. у. Пензенск. г.) рассказывают, что несколько лет тому назад у них была повальная болезнь, пущенная в колодцы девкой, и многие видели, как по зорям приходила какая-то неизвестная девка, доставала из колодцев воду, нашептывала и выливала ее обратно в колодцы. Девку ловили, но она всегда исчезала, как дым.

Особенно часто представляется в виде живого существа холера, и выражения – «холера идет, холера приближается» нередко нашим народом понимаются буквально. Иногда она представляется в виде безобразной женщины, иногда же принимает другие виды, начиная со скота и зверей и кончая человеком, иногда попом. Переходя с места на место, она поражает людей и идет более сумерками и ночью, чтобы быть незамеченною (Калужск. г.). Во время последней холерной эпидемии в некоторых местах видали женщину, летавшую даже по воздуху. Она рассыпала какие-то ядовитые семена, которые падали в колодцы, источники, реки, на огороды и проч. (Р. Борисогл. и Даниловск. уу. Ярославск. г.). В дер. Крутой (Меленк. у. Владим, г.), где, в предупреждение холеры, было произведено опахивание, в предположении, что она не перейдет за магическую черту, в первые дни после этого передавали, что ночью «что-то белое подъезжало к селу, но, доехав до черты, повернуло назад». Это не помешало потом холере, прибавляет сотрудник, вырвать из среды крестьян этой деревни 27 человек.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народно-бытовая медицина"

Книги похожие на "Русская народно-бытовая медицина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Попов

Г. Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина"

Отзывы читателей о книге "Русская народно-бытовая медицина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.