» » » » Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина


Авторские права

Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина

Здесь можно купить и скачать "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Здоровье, издательство Литагент «Остеон»74fca568-0472-11e5-9ef7-002590591dd6. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Русская народно-бытовая медицина
Автор:
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
неизвестен
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Русская народно-бытовая медицина"

Описание и краткое содержание "Русская народно-бытовая медицина" читать бесплатно онлайн.



Читателю выпадает редкая возможность ознакомиться с редчайшей книгой, посвященной народной медицине, написанной не с мистических или суеверных позиций, не с позиций доморощенного знахаря, целителя или сочинителя, но с позиций просвещенного человека, дипломированного врача, сознающего всю сложность этого вопроса и всю необходимость русского человека обращаться к знахарям и целителям. Для широкого круга читателей.






Иногда образ холеры достигает в народном воображении удивительной степени реальности.

«В 1892 г., в ожидании холеры, – сообщает одна наша калужская сотрудница[25], – в нашем уезде были предприняты некоторые меры, возбудившие очень много толков в местном населении. В дер. Чепляевке было приказано спустить сажалку со стоячей водой.

– Поди ты, – рассуждали мужики, исполняя это приказание, – нам и в голову не приходило, что она в воде прячется: оттого, стало быть, и колодцы надо на ночь запирать?

– Ну, брат, от нее не запрешь, она во всякую щелочку пролезет, а там и река недалеко, туда может схорониться, – возражали другие. Толков было множество. Говорили, между прочим, что холер ходит целых пять – три бабы и два мужика. Потом распространился слух, что одну из холер убили. Дело, будто бы, происходило так: ехал перед самым вечером один мужик по дороге, вдруг его кто-то окликает.

– Стой, мужичек, подвези меня.

Оглянулся мужик, видит, гонится за ним старуха, худая, слабая, зипунишка на ней изорванный, из под платка волосы треплются, смоклась вся. Жаль стало мужику старуху, остановил лошадь, посадил старуху к себе на телегу».

– Ну, спасибо тебе, – говорит старуха, – услужил ты мне, услужу и я тебе.

– Чем же ты мне услужишь, бабушка?

– Да, ведь, я – холера. Приду в деревню, пущу яд во все колодцы, кто из них напьется, тот и захворает: а ты бери на свою семью воду из реки, покуда хворость пройдет, туда я не буду яд пускать.

Посмотрел мужик на старуху, а она черная, страшная, глаза, словно уголья, горят. Ну, думает, хорошо, что сказалась, угощу я тебя, старую ведьму. Привез ее к себе, водочки поднес, угостил. Улеглась она на печку, захрапела. Мужик взял топор, подкрался, хвать ее по шее, сразу голову отсек. Смотрит, а она вся начинена пузырьками с ядом. На другой день он с нею в волость. Осмотрели старуху и дали мужику сто рублей награды».

Непосредственная зависимость заболеваний от нечистой силы

Роль нечистой силы в этиологии болезней далеко не исчерпывается участием ее в происхождении лихорадок и повальных болезней. Действие ее гораздо шире и проявляется иногда более непосредственным образом. Вологжане Грязовецкого уезда происхождение многих болезней приписывают тому, что больной перешел след нечистой силы, последняя повстречалась с ним и «опахнула» его своим духом. Костромичи Ветлужск. у. уверены, что болезни, происходящие от перехода через след «большого» (лешего), одни из самых серьезных болезней. Особенно опасны в этом отношении перекрестки дорог, любимое местопребывание «пострела», одного из видов нечистого духа. По мнению орловцев Карачаевского у., такое влияние нечистой силы простирается и на околицы. Вот почему в этих местах надо креститься: иначе заболит спина, ноги или голова. От таких дьявольских проделок нельзя быть гарантированным иногда даже у себя дома. Так, неизбежно случается кашель у того, кто пройдет ночью босиком по полу, по следам домового, имеющего привычку всю ночь бегать по хате и играть со своими детьми (Орловск. г. и у).[26]

В состоянии нечистая сила причинять болезни и другими способами. Иногда она принимает вид ветра и мчится в виде вихря. Поэтому, многие боятся его, с серьезным убеждением, что это несётся сатана (Жиздринск. у. Калужск. г.). От вихря надо бежать, чтобы он не прошел через человека, иначе можно умереть, получить тяжелую болезнь или сойти с ума.

«– Вот, намеднись, – рассказывает про такой случай орловская знахарка Марфа, – наш мужик ехал из города, едет, это, с товарищами, глядь, вихрь находит. Мужик-то и скажи: ой, братцы, как бы этот вихрь с меня шапки не снял. – Сказал так-то, вихрь, как налетит, шапку-то ему и сбил. Ну, приехал мужик домой, приехал да и «залежал». Жена его бежит ко мне: «бабушка Марфа, мужик мой залежал, как бы не от глазу? «Ну, я пришла, глянула: «нет, говорю, это вихрь нашел, а не от глазу: от глазу – «коверкает», а тут так, лежит себе, да и все. Ну, я наговорила, и ничего, – полегчало».

Действует нечистая сила иногда и более скрытно, и требуется известная опытность, чтобы уметь разобраться в подобного рода случаях. Орловские, новгородские и вологодские крестьяне многие болезни относят к «подшуту», или «поглуму». Если заболевание произошло ночью, то это, несомненно, указывает, что в данном случае подшутил дворовый хозяин, домовой[27].

Чох, насморк, а иногда и водянка бывают у тех, кто напьется ночью воды, не перекрестившись. Вода эта, если она была ничем не закрыта, приобретает вредные свойства оттого, что туда нахаркают и наплюют нечистые духи. Может случиться даже и так, что нечистый, прямо нырнет в ночевошную воду и вызовет заболевание кашлем или произведет какое-нибудь бурное желудочно-кишечное заболевание.

– Это недобрик усожил, – объясняют тогда деревенские бабы урчание в животе – вот, он и рычит, хочет выйти, да не можетъ».

– Встала это я, в полдень, у ручья в наклонку, – рассказывает баба о моменте подобного заболевания, – не перекрестилась, да и пью. Вдруг, как юркнет мне что-то в самую середку, так вот сразу и вступило» (Козельск, у. Калуж. г.).

С нечистой силой нужно соблюдать, поэтому большую осторожность и очень– опасно, например, спать с разинутым ртом или зевать, стоя на молитве (Болховск. у. Орловск. г.). Несоблюдение такого правила ведет подчас к очень неприятным последствиям.

– Начала я перед сном молиться Богу, – передает о такой оплошности другая баба, – да три раза и зевнула. Только на четвертый раз рот открыла, слышу, зажужжело что-то с правой стороны, как все равно муха, да прямо в рот и улетело. Я проглотила, вскрикнула и с той-то минуты со мной что-то, как будто, поднялось».

Усиление многих болезненных явлений во время ночи и ночное начало некоторых заболеваний, напр., острого ревматизма суставов, ревматических и алкогольных параличей, почти всегда заставляло крестьян видеть в этих явлениях таинственные и сверхъестественные причины. Выражение «сделалось с ночи» часто и теперь имеет в устах мужика, особенное и многознаменательное значение.

К разряду таких таинственных болезней относится и так называемый «ночной щипок», одна из сыпей пустулезного характера. Бывает также особый кашель; который напускает на человека, не перекрестившего свой рот перед отходом ко сну, полуночник, дух, в роде, домового. Полуночник пользуется оплошностью позабывшего закрестить свой рот, захватит его в самую полночь, дунув ему в рот, и с этого момента человек закашляет. Отличительная черта кашля-полуночннка та, что он с вечера бывает сильнее, нежели утром или днем. Подобной же причиной объясняются и некоторые другие заболевания. Чахотка, по воззрениям некоторых орловских крестьян, которые вообще отличаются чрезвычайной изобретательностью по части всяких фантастических выдумок, происходит таки прямо от того, что домовой «надыхает больному в самый рот». Отсюда является сильный кашель при чахотке, и оттого же иногда заболевает горло.

«Это ему нечистик надыхал, – с видом серьезного убеждения говорят про ребенка – видно, ты положила спать его, постель не закрестила, а он, недобрик, тут как тут» (Орловск. г. и у.).

Прибегает нечистый и к другим уловкам, чтобы вызывать заболевания: то под видом лошади отдавит в ночном ногу заспавшемуся парню, то опустить в бочку вина особую, запойную каплю, обладающую удивительным свойством: выпивший ее или запьётся до смерти, или начнёт пить запоем, и только в исключительных случаях, по особой милости Божией, эта капля не приносит вреда и пропадает даром – бутылка с водкой лопается. Действует нечистый иногда и более прямо, начистоту: то толкнет кого-нибудь, и тот сломает руку или ногу или отхватить топором палец, то «попутает» нанести удар другому, а иногда причинит и смертельное повреждение. В некоторых же случаях нечистый прямо поселяется на жительство в человеке: от этой именно причины, по мнению многих вологодских новгородских, орловских и др. мужиков, происходит падучая болезнь, сумасшествие, кликушество и некоторые другие болезни.

Некоторые калужане думают при этом даже так, что бес может входить и в отдельные части тела человека: «войдет он в губу – губа вздуется, в руку – рука отнимется, в ногу – отнимется нога» (Мещовск. уез.).

Роль духов в происхождении детских заболеваний

Очень интересно, что народ для детских заболеваний изобрел еще особенных духов, которые, не обладая всеми отталкивающими свойствами представителей настоящей чортовой породы, много деликатнее и легче последних. Таковы, напр., «ревун», «вопун» или «щекотун».

Если ребенок сильно плачет и взвизгивает, значит, на него напал один из этих духов[28].

Когда ребенок сильно и долго кричит, это в него вселилась «крикса», а если он безпокоится и не спит по ночам, значить, к нему пристала «полуношница», или «полуношник» (Никольск. у. Вологодск. г., Череповецк. у. Новгородск. г.).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Русская народно-бытовая медицина"

Книги похожие на "Русская народно-бытовая медицина" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Г. Попов

Г. Попов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Г. Попов - Русская народно-бытовая медицина"

Отзывы читателей о книге "Русская народно-бытовая медицина", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.