Марк Энтин - Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1"
Описание и краткое содержание "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1" читать бесплатно онлайн.
Как и четыре более ранние монографии, настоящая работа посвящена исследованию важнейших трендов в развитии Европейского Союза, мирового порядка в целом и анализу многообразных связей между Российской Федерацией и Европейским Союзом и его государствами-членами. Предыдущими охватывался период 2004–2005, 2006–2008, 2008–2009 и 2010–начала 2011 годов. В новой – прослеживается, как калейдоскоп и мельтешение событий, которыми охарактеризовались вторая половина 2011-го и последующие 2012–2014 годы, укладываются в общую картину. Она состоит из семи разделов, в которых рассматриваются изменения, произошедшие в ЕС за годы институциональных реформ, углубления интеграции в финансовой, бюджетной и фискальной сферах и проведения политики жесткой экономии, и клубок проблем, мешающих подлинному сближению между Россией и ЕС.
Книга предназначена всем тем, кто интересуется и профессионально занимается вопросами европеистики, международных отношений, внешней политики России, европейского и международного права.
Урок, данный выборами в Германии, – население высказалось за преемственность власти, последовательность в проведении политического курса, социальную стабильность и здоровый консерватизм. Это полная противоположность тому, что произошло в Норвегии. Об итогах выборов в ней, приведших к резкому поправению страны и фрагментации политического ландшафта, повествуется в статье «Норвегия кренится вправо» из той же рубрики. Памятуя о столь разительном контрасте, Люксембургу и люксембуржцам, безусловно, хотелось бы пожелать, скорее, германского сценария. Тем более в свете факторов, разбираемых в статье «Люксембург: финансовые кулисы выборов» из рубрики «Тенденции и прогнозы».
Авторы журнала, естественно, не могли обойти вниманием проблематику вовлеченности Европейского Союза и его государств-членов в борьбу за урегулирование конфликта вокруг Сирии дипломатическими методами – ее результаты, скорее всего, будут иметь судьбоносное значение и для ближневосточного региона и для всего мира и нынешнего миропорядка в целом. Все нюансы эволюции подхода стран Старого Света к конфликту вокруг Сирии тщательно разбираются в статье «ЕС и сирийский кризис: никто не хотел воевать» из раздела «В фокусе». Но в остальном львиная доля материалов номера посвящена финансово-экономической проблематике. Упоминание испано-британского спора по поводу Гибралтара (материал «Страсти по Скале» из этой же рубрики) не в счет.
Они распределены по самым разным рубрикам: «Финансы и банки», «Экономика», «Комментарий», «Иммиграция», «Энергетика» и др. В них разбираются последние успехи ЕС в построении банковского союза («ЕЦБ стал финансовым суперинтендантом» и «Система механизмов спасения европейских банков»). Рассказывается о новейших предложениях Европейской Комиссии по ужесточению финансового регулирования («Брюссель намерен регулировать фонды»). Показываются преимущества Люксембурга в качестве мирового финансового центра («Ищете грамотного управляющего активами? Загляните в Люксембург», «Люксембург привлекает частных вкладчиков из-за рубежа», «Рынок Люксембурга растет и крепнет», «Сколько надо трудиться на налоги?»). В качестве иллюстрации содержащейся в них информации приведем только несколько цифр: с 30 июня по 31 июля объём чистых инвестиционных активов возрос в Люксембурге на 36,602 миллиарда евро, или на 1,47 %, достигнув в денежном выражении 2 триллионов 523 миллиардов 186 миллионов евро. За год этот показатель увеличился на 9,86 %.
Блок материалов по финансово-экономической проблематике очень разнообразен. Большое внимание в нем уделяется анализу экономических последствий самых различных явлений, событий и трендов: возможного подписания Украиной соглашения об ассоциации с ЕС («Украина в серой зоне между ЕС и Таможенным союзом») и политических рисков для европейской экономики («Глава Еврокомиссии считает политическими основные угрозы для ЕС»). Перемещения центра влияния в Европе от институтов ЕС к Германии («Столица ЕС теперь в Берлине. Насколько ему это надо?») и перехода мажоритарного пакета акций ведущего кипрского банка к еще не сорганизовавшимся российским вкладчикам («Утратит ли Кипр доверие российских вкладчиков»). Поражения на выборах в Германии партии, призывавшей к ликвидации еврозоны («Что изжило себя – единая Европа или единая валюта?»), и сложностей построения новой энергетики («Бодрое начало, печальный финал»). Разброс тем действительно большой. Поэтому за деревьями происходящего важно не забывать о лесе.
В этой связи особенно подробно хотелось бы остановиться на главной теперь уже экономической интриге лета. Она лишь по касательной затрагивается в журнале, фрагментом здесь, фрагментом там, но заслуживает того, чтобы дать ей систематическое изложение.
Летом 2013 г. развитые страны решительно изменили стратегию своего рыночного поведения. В основе поворота – господство в информационной сфере. До этого все старались давать более-менее объективную картину ситуации в мировой экономике, откровенно, без прикрас сообщая о сложностях, с которыми сталкивается развитый мир, и перспективах успешного ведения бизнеса, преимуществах и отдаче от вложений в быстро растущие экономики.
Рынок основан на доверии. Инвесторы, акционеры, биржевые спекулянты – все крайне внимательно следят за теми оценками экономической ситуации, которые генерируют СМИ, официальные структуры, политики, экспертное сообщество. На протяжении нескольких лет все они называли кризис кризисом и погружали экономику развитых стран в еще более глубокую рецессию, помогая потоку инвестиций переориентироваться на вхождение в капитал компаний быстро растущих экономик. Параллельно США, Япония, некоторые другие страны продолжали накачивать мировую финансовую систему дешевыми деньгами, значительная часть которых устремлялась на новые рынки. По различным подсчетам, на осуществление мягкой монетарной политики и спасение проблемных банков за годы кризиса с 2008 по 2013 г. было израсходовано порядка 10 трлн долларов.
В какой-то момент все изменилось как по мановению волшебной палочки. Воспользовавшись сумятицей, вызванной в Индии, Индонезии, ЮАР, чуть ли не повсюду заявлениями об ужесточении монетарной политики, сделанными финансовыми властями США, коллективный Запад принялся разворачивать тонкий, трепетный, боязливый механизм рыночного доверия в свою пользу. Мейнстримом стало говорить об «устойчивом и высоком» росте в США, восстановлении экономической активности в Японии и Великобритании и «дружном» выходе еврозоны из экономического кризиса, рекламировать их, восторгаться ими, при одновременной сочувственной дискредитации всего того, что происходит в быстро растущих экономиках.
Методика проверенная. Как всегда, лучшее средство сокрыть истину – говорить правду. Суть подхода состоит в том, чтобы давать лишь выгодную для себя часть общей картины – вполне очевидную – и, по возможности, замалчивать другую часть – невыгодную. Естественно, с учетом цикличности рыночного механизма, после того, как экономики коллективного Запада так сильно просели, должна была начаться фаза стабилизации и подъема. Симптоматика начала подъема, пусть и очень неуверенного, в наличии. На его первых слабых ростках концентрируется все внимание.
В тени оставляется то, что достигнуты лишь финансовая стабилизация, частичное оздоровление финансовой системы, и то не полностью. Фундаментальные экономические характеристики не изменились. Политика жесткой экономии породила ситуацию порочного круга. Европа обречена на низкие темпы роста. Экономическая стагнация будет продолжаться до конца десятилетия.
Да, спровоцированное извне бегство капиталов из развивающегося мира – та реальность, с которой столкнулось большинство быстро растущих экономик. Последствия вполне ожидаемые – удорожание доступа на финансовые рынки, стремительное удешевление национальной валюты, рост цен на импортные товары, дефицит внешнеторговых и текущих операций, увеличение нагрузки на государственный бюджет, вымывание золотовалютных запасов, усиление социальной напряженности, падение роста ВВП. Кроме того, обострение диспропорций и необходимость принятия рискованных, поспешных, не всегда эффективных мер по стабилизации положения. Но о диспропорциях было хорошо известно и раньше. О них как-то забывали. Сейчас системно вспомнили. На их освещение делается упор. Замалчивается же, что объективные преимущества быстро растущих экономик никуда не исчезли. Просто о них так же системно перестали говорить.
Давайте вместе посмотрим, как эта новая геополитическая или, вернее, геоэкономическая игра, состоящая в войне за доверие инвесторов, собственников и вкладчиков, раскручивалась этим летом. Из чего состояла. Как и кем велась. Как оценивается.
I. Один из фронтов – защита политики, проводившейся Брюсселем и Берлином на протяжении нескольких лет и приведшей к глубокой длительной рецессии, падению ВВП, сокращению потребления и катастрофическому скачку безработицы. В своем ежегодном послании Европарламенту председатель Европейской Комиссии Мануэл Баррозу постарался представить выход из рецессии как победу политики жесткой экономии. Пытаясь подать ее евродепутатам в максимально выгодном свете, он настаивал, что она начала приносить ожидаемые плоды, ведь все предпринятые и предписанные меры были рассчитаны на среднесрочную перспективу[282]. В этом контексте он призвал проблемные страны и правящие партии/блоки строго придерживаться намеченных планов и ранее принятых обязательств.
Однако не такое уже случайное совпадение состоит в том, что выход из рецессии последовал за отходом ведущих стран ЕС от проведения политики затягивания поясов и отказом от реализации радикальных, топорных, абсолютно несостоятельных и самоубийственных версий такой политики. Сама Европейская Комиссия послушно предоставила всем – Италии, Франции, Португалии, Испании, Ирландии, Греции, Кипру те или иные отсрочки и послабления в выходе на контрольные цифры сбалансированного бюджета и снижения суверенной задолженности. Но и их проблемные страны не спешат выполнять, понимая, что перегнув палку, могут повредить наметившемуся улучшению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1"
Книги похожие на "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Энтин - Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1"
Отзывы читателей о книге "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.