Марк Энтин - Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1"
Описание и краткое содержание "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1" читать бесплатно онлайн.
Как и четыре более ранние монографии, настоящая работа посвящена исследованию важнейших трендов в развитии Европейского Союза, мирового порядка в целом и анализу многообразных связей между Российской Федерацией и Европейским Союзом и его государствами-членами. Предыдущими охватывался период 2004–2005, 2006–2008, 2008–2009 и 2010–начала 2011 годов. В новой – прослеживается, как калейдоскоп и мельтешение событий, которыми охарактеризовались вторая половина 2011-го и последующие 2012–2014 годы, укладываются в общую картину. Она состоит из семи разделов, в которых рассматриваются изменения, произошедшие в ЕС за годы институциональных реформ, углубления интеграции в финансовой, бюджетной и фискальной сферах и проведения политики жесткой экономии, и клубок проблем, мешающих подлинному сближению между Россией и ЕС.
Книга предназначена всем тем, кто интересуется и профессионально занимается вопросами европеистики, международных отношений, внешней политики России, европейского и международного права.
Однако не такое уже случайное совпадение состоит в том, что выход из рецессии последовал за отходом ведущих стран ЕС от проведения политики затягивания поясов и отказом от реализации радикальных, топорных, абсолютно несостоятельных и самоубийственных версий такой политики. Сама Европейская Комиссия послушно предоставила всем – Италии, Франции, Португалии, Испании, Ирландии, Греции, Кипру те или иные отсрочки и послабления в выходе на контрольные цифры сбалансированного бюджета и снижения суверенной задолженности. Но и их проблемные страны не спешат выполнять, понимая, что перегнув палку, могут повредить наметившемуся улучшению.
В 2013 г. Франция должна была сократить бюджетный дефицит до 3,7 % ВВП, скорректировав данное ранее обещание (читай навязанное ей обязательство) выйти на 3 %. Очевидно, что Париж этого делать не будет. У него элементарно не получится. Озвученные в сентябре новые контрольные цифры – 4,1 % ВВП. Соответственно, по прогнозам Минфина Франции, достижение цели в 3 % ВВП отодвигается до 2015 г.[283] Но и этот прогноз – не более чем наметки. Париж надеялся, что в 2014 г. темпы экономического роста могут подняться до 1,2 %. В 2013 г. они составили 0,1 %. Скрепя сердце ему пришлось признать, что они не превысят 0,9 %.
От многих навязанных им или планировавшихся ими мер проблемные страны отказываются. Левое правительство Италии потихоньку пересматривает налоговую реформу, начатую бывшим председателем технического правительства Марио Монти. Франсуа Олланд во Франции уступил давлению предпринимательских кругов, восставших против дальнейшего усиления налогового бремени, правда частично[284], и согласился снижать дефицит бюджета за счет сокращения его расходной части. В 2014 г. она будет урезана на 15 млрд евро. По такому показателю, как относительная величина публичных расходов, Франция далеко опережает большинство своих партнеров. Он равен 57 % ВВП. За один только 2013 г. запланированное увеличение налогового бремени составило где-то около 30 млрд евро.
В Греции и Португалии еще до недавнего времени политика жесткой экономии рассматривалась правящими партиями как неизбежная. Однако сейчас поддерживающих такую политику парламентариев там становится все меньше. Ряды ее сторонников продолжают редеть. В этом нет ничего удивительного. Катастрофическая ситуация с безработицей в Греции продолжает ухудшаться. По данным национального статистического агентства Греции, к июню 2013 г. безработица достигла 27,9 % от общего трудоспособного населения. Год назад, в июне 2012 г., она составляла 24,6 %. В мае 2013 г. равнялась 27,6 %.
В особенно тяжелом положении находится молодежь. Среди юношей и девушек моложе 24 лет она увеличилась до 58,8 % по сравнению с 54,8 % в июне 2012 г. За год 174 709 чел. пополнили армию безработных (на 3 628 421 чел. активного населения при общей численности населения в 10,8 млн). Если «тройка» опять надавит и потребует, чтобы Афины еще больше снизили зарплаты и пенсии, пишет даже такой консервативный публицист, как Роджер Коне, социального взрыва не миновать – однако ничего другого она предложить не может, поскольку дефицит фонда социального обеспечения надо закрывать: в 2013 г. он составит порядка 3,3 млрд долл. и несколько большую сумму в последующий период[285].
Но что еще более тревожно, как указывают выводы аналитического доклада, ежегодно публикуемого институтом крупнейшего профсоюза страны ГССЕ, ситуация и по прошествии четырех лет проведения политики жесткой экономии продолжает ухудшаться. К концу 2013 г. безработица достигнет 29–30 %. В 2014 г. подскочит до 31,4 %. Как суммируется в нем, «страна возвращается в 1961 г.»[286]. Тогда она принадлежала не к развитому, а к развивающемуся миру. На таком фоне восторги Брюсселя и Берлина по поводу выхода из кризиса выглядят, мягко сказать, несколько преувеличенными.
Нельзя обойти молчанием и такой аргумент Мануэла Баррозу, как ссылку на то, что в Исландии политика жесткой экономии сработала[287]. Несомненно. Только если уж сравнивать исландский феномен с подтаявшим льдом, по которому выползает из кризиса экономика континентальной Европы, не стоит забывать такие заслуживающие внимания моменты. Исландия находится вне ЕС и не связана столь жестко его правилами. Она хозяин своей валюты, девальвация которой и проложила путь к быстрому восстановлению национальной экономики. Рейкьявик отказался компенсировать потери иностранным вкладчикам прогоревших коммерческих банков, к чему с большим опозданием приходит ЕС, посчитав, что за риск надо платить. Сняв со своего населения, со своего налогоплательщика удавку неоправданной суверенизации коммерческих долгов, он сумел выкарабкаться. За счет этого, а не каких-то мифических мер.
Ежегодное обращение Мануэла Баррозу, как отмечают многие аналитики, своим стержнем имело эмоциональную защиту проводившейся ранее политики. В частности, он попытался донести до скептиков, что, понося ее, евроэнтузиасты готовят себе Аустерлиц на выборах в Европарламент в мае 2014 г. И, тем не менее, он не мог не признать, что Европейская Комиссия часто принималась за разработку законодательства, которое лучше было бы оставить в ведении государств-членов[288]. Справедливое замечание. Председатель Европейской Комиссии не мог его не сделать. Ведь об этом говорят уже не только оппозиционные партии в Германии и Нидерландах и английские консерваторы. Это вполне официальная позиция таких разных стран, как Великобритания и Нидерланды.
Лондон настаивает на том, чтобы столицы дружно взялись за пересмотр распределения полномочий между институтами ЕС и государствами-членами. На референдум после предстоящих в 2015 г. парламентских выборов будет вынесен вопрос о том, оставаться ли Великобритании не в ныне действующем интеграционном объединении, а в реформированном. Правительство Нидерландов пошло куда дальше по пути конкретизации своих претензий к Европейскому Союзу. В нашумевшем докладе Тиндеманса дается длинный перечень того, что Европейской Комиссии впредь рекомендуется больше не делать.
II. Итак, задача номер один для всех тех, кто играет на стороне искусственного возвращения доверия к экономике коллективного Запада и дискредитации состояния дел в развивающихся экономиках, легко читаема. Она состоит в том, чтобы приукрасить положение в развитых странах. Это поможет перенаправить туда финансовые потоки и стимулировать деловую активность. Задача номер два – представить ситуацию в развивающихся странах еще более мрачной и безысходной, нежели она есть на самом деле.
Давайте посмотрим на конкретных примерах, в дополнение к тому, что уже было сказано выше, как они решаются. На десерт оставим оценку этих усилий, намного более эффективных и в то же время разрушительных, чем обычные протекционистские меры. Камертоном в этом отношении может служить одна из редакционных статей в популярной французской газете «Монд». Она крик души. Газета вопрошает: что же вы делаете? Вы же ломаете мировую экономику. Вы подготавливаете новую волну кризиса. Вы разрушаете те самые рынки, которые на протяжении последних лет не давали вам упасть еще глубже. Но об этом чуть позже.
«Рекламный ролик» о том, как здорово все складывается в США и насколько это притягательный сейчас рынок для вложения капиталов, в концентрированном виде был прокручен 12–13 сентября на ежегодной конференции Люксембургской ассоциации инвестиционных фондов. С его презентацией выступил главный экономист «Оппенгеймер Фандз» Джерри Уэбман. Озвученные им тезисы сводятся к следующему. В пользу устойчивого мощного экономического роста США будет действовать большая группа факторов.
1. С 2007 г. прекратились капиталовложения в строительство недвижимости. Цены еще какое-то время шли вверх. Потом рухнули. Деривативы утратили ликвидность. В 2013 г. ситуация вернулась к нормальной.
2. США превратились в третьего по величине мирового производителя нефти. Через пару лет они полностью перестанут зависеть от импорта.
3. Благодаря сланцевой революции и стремительному увеличению добычи сланцевого газа резко снизилась стоимость энергии. Соответственно и издержки производства.
4. Стабилизировалась ситуация с выдачей кредитов. В период кризиса финансовые потоки пересохли. Сейчас с «водотоками денег» проблем нет.
5. Национальная экономика генерирует постоянное создание новых рабочих мест. В большом количестве. Повсеместно. Занятость растет.
6. Восстановилось потребление всех типов. Бытовое – семейных хозяйств. И связанное с циклом расширенного воспроизводства.
7. В обозримом будущем проблема соотношения величины долга и ВВП не будет больше душить экономику. Соотношение резко снизилось. Ситуация может начать ухудшаться лишь на горизонте после 2020 г. Тогда прогнозируется увеличение пенсионной нагрузки.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1"
Книги похожие на "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Марк Энтин - Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1"
Отзывы читателей о книге "Россия и Европейский Союз в 2011–2014 годах. В поисках партнёрских отношений V. Том 1", комментарии и мнения людей о произведении.