Ольга Буткевич - У истоков международного права

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "У истоков международного права"
Описание и краткое содержание "У истоков международного права" читать бесплатно онлайн.
Данная работа посвящена истории международного права и его теории. Автор делает обзор существующих в науке концепций и со своей стороны приходит к выводу о том, что международное право возникло и оформилось в эпоху Античности. Рассматривая становление международно-правовой мысли, автор выделяет четыре его этапа: моделирование международных отношений в рамках мифологии, создание идеологии международных отношений, выражение и закрепление международно-правовых взглядов в общеправовой теории и образование международно-правовой мысли как таковой. Подробный анализ процесса формирования международного права показывает, что международно-правовая практика невозможна без своей интерпретации в соответствующих теоретических концепциях и направлениях, первые из которых, следовательно, также появились еще в Древнем мире. По мнению автора, многие международно-правовые течения, сложившиеся в XIX–XX вв., берут свое начало в правовой мысли древности.
Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов высших юридических учебных заведений, для специалистов в области международного права, а также для всех интересующихся историей международного права.
Следовательно, при выделении истории международно-правовых учений как особого направления науки последнее не может ни заменить собой, ни включить в себя собственно историю международного права. В то же время изучение становления и развития тех или иных международно-правовых понятий и категорий, которые возникли и сформировались под воздействием соответствующих идей и теорий, позволяет проанализировать международное право с точки зрения международного правопорядка, международного правосознания и с учетом соответствующего исторического этапа или региона.
Достаточно часто отрицание существования древнего международного права проистекает из неизученности международно-правовых теорий того времени. При этом не принимается во внимание тот факт, что современные международно-правовые теории прошли тысячелетний этап развития. История теоретического объяснения международного права, по общему мнению, начинается с трудов римских юристов. Даже современные авторы, которые в целом выражают немало прогрессивных новаторских идей относительно истории международного права и методологии ее изучения, не оспаривают общепринятого убеждения, что международно-правовых взглядов или концепций в древности не существовало. Так, Д. Бедерман в предисловии к своей «Истории международного права античности» пишет: «Я не собираюсь здесь утверждать, что современные принципы или доктрины международного права берут свое начало в античности»[215]. В то же время уже толкование международных отношений шумерскими и хеттскими жрецами, а также греческими оракулами можно рассматривать как первые свидетельства зарождения международно-правовой мысли.
Отсутствие истории международно-правовых учений как дисциплины сказывается и в том, что если эту сферу исследования даже и не путают с собственно историей международного права, то ее нередко подменяют историей философии права, историей политической мысли или историей общеправовых учений и т. п. Конечно, все эти научные отрасли могут дать определенное представление и об истории международно-правовых учений, однако они не замещают ее собой, а тем более не могут предоставить полного и всестороннего ее анализа. Так, например, раскрывая историю политико-правовой мысли Древнего Ближнего Востока, А. А. Ерышев сделал вывод о том, что «в странах Ближнего Востока не состоялось отделения политико-правовых взглядов от универсального мифологического понимания мира»[216]. Но мифологическое понимание мира характеризует лишь один, хотя и длительный, этап тысячелетнего становления международно-правовых взглядов. Анализа последовательного становления международно-правовых взглядов в древний период, к сожалению, не существует.
Следовательно, отсутствие истории международно-правовых учений как отдельной дисциплины отражается в неадекватном понимании взаимовлияния международного права, международно-правовых взглядов и сознания, с одной стороны, и мифологии, религии и других идеологических систем – с другой. Причем практически весь длительный этап становления международно-правовых взглядов в древний период истории рассматривается как мифологическое объяснение народами международно-правовых явлений. Впрочем, при таком подходе вне поля зрения науки остаются правовые и международно-правовые взгляды (многие – сугубо позитивного характера), которые привели к созданию таких позитивно-правовых актов, как законы Урукагины (2350 г. до н. э.), законы Ур-Намму (2050 г. до н. э.), Декалог (1300 г. до н. э.), договор Нарам-Сина с царем Элама (начало 3-го тысячелетия до н. э.), договор Лагаша и Уммы (3100 г. до н. э.) или договор Рамзеса II с Хаттусили III (1276 г. до н. э.). Безусловно, подобные правовые акты должны были основываться на длительной традиции правовых взглядов, возводить же их к мифологическому пониманию, очевидно, нельзя.
Другой распространенной ошибкой, причина которой также заключается в отсутствии надлежащей методологической базы для исследования в области истории международно-правовых учений, является отождествление правового толкования в древний период с религиозным мышлением древних народов[217]. Конечно, в древности международное право, как и право вообще, имело религиозную окраску; правовые акты часто формулировались от имени богов, что, однако, никоим образом не исключает их позитивно-правовой сущности. Так, если и приводятся религиозные формулы соблюдения международных обязательств, то они применяются лишь для усиления эффективности позитивных положений договора: «Если ты не будешь хранить в сердце эти слова, ты клятву нарушишь и пусть боги клятвы травят тебя, как зверя!» (Договор царя страны хеттов Мурсилиса II с правителем Миры и Кувалии Купанта-Инарасом); «Так говорит Солнце Суппилулиума, великий царь, царь страны хеттов, храбрец, любимец бога грозы» (Договор царя страны хеттов Суппилулиумы I с правителем Амурру Азирасом, заключенный после 1380 г. до н. э.); «Мое Солнце, Суппилулиума, Великий царь, царь Хатти, герой, говорит следующее…» (неизвестный договор Суппилулиумы); «Так говорит Солнце Мурсилис, великий царь, царь страны хеттов, храбрец, любимец бога грозы, сын Суппилулиумы» (Договор царя страны хеттов Мурсилиса II с правителем Амурру Дуппи-Тешубом, заключенный около 1340 г. до н. э.) и др.
Из-за малой исследованности истории становления и развития международно-правовой мысли ученым часто приходилось заимствовать методологию и приемы у истории политических и правовых учений. Однако эта отрасль не всегда может объективно раскрыть специфику международно-правовых идей и учений. Следовательно, нередко теоретиками международного права называли мыслителей, которые не имели к нему отношения или имели опосредованное отношение.
Необходимость исследования истории международно-правовых взглядов проявляется и в том, что в некоторых регионах и сегодня еще не выявлены такие важные источники международного права, как международные договоры. Во-первых, они могли носить конкретно-прикладной характер и не всегда фиксироваться (как в древней Индии), а во-вторых, в отдельных регионах мировоззренческие выводы мыслителей считались более весомым источником международно-правовой практики (как в древнем Китае). Например, учение Лао-цзы, Конфуция, Шан-яна, Мо-цзы для царств китайского региона часто имели больше обязывающей силы, чем заключенные ими договоры[218]. Поэтому понять сущность международного права этого региона без выяснения идей, взглядов и учений соответствующих мыслителей практически невозможно. Некоторые исследователи даже называют такие доктрины специфическим источником древнего международного права[219], с чем можно полностью согласиться. Кстати, отсутствие истории международно-правовых учений оказало отрицательное влияние на исследование не только древнего периода их развития. Вывод об отсутствии или примитивности международного права в эпоху раннего Средневековья также часто основывается на игнорировании международно-правовых учений этого периода, архивных работ международно-правового характера, большинство из которых оставалось в рукописном варианте в научных и церковных хранилищах.
Следовательно, вред от отсутствия надлежащего внимания к истории международно-правовых учений для науки международного права очевиден. Несмотря на то, что чуть ли не каждое исследование по истории международного права содержит по крайней мере очерк истории международно-правовых учений, он представляет собой скорее отдельно взятые мнения, высказывания мыслителей и ученых, а не комплексный анализ данного предмета. Конечно, исследование истории международно-правовых учений не может проводиться в отрыве от общей теории международного права и научных достижений собственно истории этого права. Если взаимосвязь истории международно-правовых учений и общей теории международного права способствует углублению понимания сути сегодняшних международно-правовых явлений, понятий и категорий, то связь с историей международного права дает возможность выявить конкретный ход развития этого права и международного правосознания. Исследование истории международно-правовых учений важно не только для углубленного понимания истории международного права, но и для анализа его природы и сущности на различных этапах истории.
Так же, как нельзя говорить о существовании позитивно-правового регулирования международных отношений без существования позитивно-правовых элементов в правосознании народов, так и становление международного права непременно порождает определенный комплекс мнений и теоретических учений о нем.
В истории становления и развития взглядов на международное право можно выделить два основных этапа: высказывание идей, концепций, теорий и отдельных учений о международно-правовых нормах, институтах или отраслях и этап зарождения и развития особой науки международного права. Каждый из этих этапов можно разделить на отдельные стадии становления в зависимости от методов и средств их влияния на развитие международного права и международно-правового сознания и правопонимания в целом. Однако следует заметить, что эти этапы и их стадии практически не совпадают с периодами и этапами развития самого международного права. История развития международного права как зарождение, возникновение, формирование и становление его норм, институтов, отраслей и системы в рамках определенных источников права и история учений об этом праве как реальном закономерном процессе его возникновения и развития представляют собой разные историко-правовые векторы: первая – происхождение права как социальной реальности; вторая – возникновение теорий этого права, взглядов на него.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "У истоков международного права"
Книги похожие на "У истоков международного права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Буткевич - У истоков международного права"
Отзывы читателей о книге "У истоков международного права", комментарии и мнения людей о произведении.