» » » » Назим Джафарли - Азербайджанское государство Сефевидов


Авторские права

Назим Джафарли - Азербайджанское государство Сефевидов

Здесь можно купить и скачать "Назим Джафарли - Азербайджанское государство Сефевидов" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: История, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Назим Джафарли - Азербайджанское государство Сефевидов
Рейтинг:
Название:
Азербайджанское государство Сефевидов
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-94201-576-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Азербайджанское государство Сефевидов"

Описание и краткое содержание "Азербайджанское государство Сефевидов" читать бесплатно онлайн.



Представленная вниманию читателей книга посвящена исследованию интереснейших и малоизученных страниц истории государственности Азербайджана – правлению династии Сефевидов. Автор рассматривает сложный механизм государства Сефевидов, обладавшего высокоразвитой системой государственного строя и права, являющегося образцом государства с совершенной, самобытной системой управления. Исследование систем центральных и местных органов власти и управления, финансового управления, судебных органов, взаимодействия светской и духовной власти важно для изучения и анализа современного развития истории и государства.

Книга предназначена для юристов, политологов, историков, а также всех интересующихся вопросами развития государства и права.






Амир Ярахмед, именуемый Амиром Наджмом II, за короткий срок скопил внушительное состояние. Количество одних только его вооруженных конников составляло 4000 человек. Несметными были запасы его богатств (180, с. 44).

На высокие светские должности назначались и люди, ранее занимавшие религиозные должности. Например, Низамеддин Абдулбаги Езди, был назначен на должности эмира аль-умары и векалета. О назначении Мир Абдулбаги Езди на должность амира аль-умары, а Абди бея Ширази на должности «мансаби векалет и амир аль-умара» сообщает Кази Ахмед Гуми (95, с. 125; 47, с. 53).

Должность векалета была такой важной, что порой из-за нее случались стычки между предводителями племен. Огтай Эфендиев, затрагивая этот вопрос, пишет, что впервые двадцать лет после смерти Шаха Исмаила I, во время правления Амиров племен кызылбашев, должность векила восстановила свои первоначальные значения и силу. Предводители племени, пользуясь неопытностью шаха, продолжали кровавую борьбу за высокие и доходные должности. На должности векила сменили друг друга Султан Румлу, Чуха Султан Текели и Гусейн хан Шамлы. Они были полновластными и всесильными наибами трона, занявшими в период правления малолетнего Шаха Тахмасиба I должность векила, убив своих предшественников (49, с. 226–227).

Лица, назначенные на должность векалета, в издаваемых шахом указах ставили свои печати после шаха и тем самым зарабатывали много дохода. Именно поэтому жесткая конкуренция, существовавшая среди высокочиновной феодальной знати из-за должности векалета, имела целью достижение не только поста, но и богатства.

Эмир Махмуд ибн Хондамир пишет, что при власти покойного шаха (Шаха Исмаила I) многим из тех, кто притеснял население и вмешивался в дела дивана и шаха, отрубили руки (47, с. 62; 55, с. 226). Но Мустафа Султан высылается в Грузию, а вместо него на должность векалета назначается Чуха Султан (180, с. 57). Огтай Эфендиев пишет, что первоисточники не сообщают о должности векила после «Дива Султана Румлу, Чухи Султана Текели и Гусейн хана Шамлы» (49, с. 227). На деле же Шах Гусейн был векилом везаретского дивана (Высшего Совета Визирей). В эпоху правления Шаха Исмаила Масум бек Сефеви из династии Сефевидов был назначен на должность «векила ус-салтане» (64, с. 443). Впоследствии эпитет «этимад ас-салтане» стал присваиваться главному визирю.

В 1578 году Султан Мухаммед Худабенде, находившийся в то время на шахском троне, поручил должность «челилюльгадри векалета» своему сыну Гамзе Мирзе. На письменных указах и приговорах шаха он ставил свою печать после печати Диван-и Ала, то есть визиря высочайшего дивана (47, с. 111).

Согласно В. Ф. Минорскому до власти Шаха Аббаса I должность векила была выше должности визиря. Но в период правления Шаха Аббаса I должность векила отменяется, и вместо «векили дивани ала» высочайшими полномочиями по управлению государством наделяется «этимад ад-довле». То есть шах, забрав все полномочия наиба ус-салтане, упразднил эту должность (135, с. 81–82).

1.4. Центральные финансовые управления: Дивани-мамалик (управление государственными областями) и Дивани-хассе (управление шахскими областями)

Одним из важных факторов образования, развития и укрепления большинства государств, возникших как на Западе, так и на Востоке, было их финансовое обеспечение и формирование с созданием финансовых учреждений. С этой точки зрения империя Сефевидов, как одно из крупнейших государств Востока, имела своеобразную, сложную финансовую систему.

Территория владычества Сефевидов называлась «мамалик махрусе» («подчиненные страны»). В некоторых первоисточниках встречаются ссылки на «вилаяти мамалики махрусе» («области подчиненных стран»). Под понятием мамалик подразумевается государство, определенная земля, площадь территории, именуемая областью. Как отметил В. Ф. Минорский, мамалик и, в целом, правительственные провинции или губернии страны управлялись в форме дивани-мамалик. А это вносит различие в названия «хассе» и «халисе» (135, с. 39).

Разделение земель империи Сефевидов на государственные земли и принадлежащие шаху султанские земли говорит о том, обе они являются отличающимися друг от друга формами собственности, а это повлияло на формирование государственной финансовой системы.

В соответствии с формами собственности финансовые дела государства делились по трем основным финансовым управлениям: «дивани аль-мамалик» – по финансовым делам земель, принадлежащих государству; управление «хассе» – по финансовым делам земель, относящихся к собственности шаха; а вопросами управления ремесленничеством и другими хозяйственными учреждениями занималось отдельное финансовое учреждение. Главным финансовым управлением государства считалось «Дивани аль-мамалик», прочие финансовые учреждения подчинялись «Дивани аль-мамалику» (190, с. 7).

Затрагивающий данный аспект В. В. Бартольд отмечает в труде «Туркистан»: «Все исламские порядки Востока, т. е. все управленческие дела, будто красной чертой, делятся на две части. Эти две части состоят из дворца и канцелярии (22, с. 286). Управление всеми деньгами в финансовой системе проходило под надзором диванов «хассе мал», «масалех малы» и «амма малы». В период Сефевидов слово «хассе» являлось формой, развившейся из термина «инджу», употреблявшегося во времена Эльханов. Так, при условии наличия вилайетов мамалик и хассе, два дивана, т. е. дивани-мамалик (государство) и дивани-хассе считались двумя главными управлениями, контролирующими сбор налогов и повинностей. Управление «Дивани аль-мамалик» возглавлял главный визирь. Он, руководя непосредственно хозяйственно-финансовой деятельностью этого финансового учреждения, контролировал и деятельность других финансовых учреждений государства (190, с. 8).

Управление таким крупнейшим государством, как Сефевидское, послужило причиной создания как в центре, так и на местах многочисленных государственных органов управления, в этих учреждениях осуществляло деятельность большое число чиновников. Для материального обеспечения этой армии чиновников, шахского дворца, армии, занимавшейся защитой страны, требовались значительные средства. Основная часть этих средств собиралась исключительно в виде налогов с земель, принадлежавших шаху, и других пошлин и включалась в тетрадь «Дивани аль-мамалике» с учетом в финансовых учреждениях.

При назначении правителя на государственные земли (аразе-и диван) эти земли по указу шаха передавались в качестве тиуля правителю провинции. Тиуль передавался в двух формах: на определенный срок в связи с назначением на должность и пожизненно по указу шаха. При увольнении тиулдара с должности, переходе его на другую должность или его кончине временно предоставленный ему тиуль отнимался и передавался другому. С другой стороны, шах в любое время мог отобрать это его право на тиуль. Поэтому у владельца тиуля не было прав продать, подарить этот тиуль, а когда к правлению приходил новый шах, право тиулдара на владение тиулем вновь утверждалось по его указу (163, с. 184–196).

Часть доходов от государственных земель местные правители тратили на собственные нужды, другую часть расходовали на содержание армии и управленческого аппарата. Если в государственных провинциях не было земель, принадлежащих шаху с этих земель взимался налог (пошлина), часть которого посылалась во дворец натурой в виде самого лучшего урожая провинции, а другая часть уплачивалась в денежной форме. Помимо этого тиулдары наряду с другими подарками обязаны были преподнести шаху новогодний подарок (новрузи) (205, т. 4, с. 380). По словам Кемпфера сумма новогоднего дара, который беглярбек преподносил шаху, достигала двух тысяч туменов (40, с. 160).

Другая часть дохода от тиуля отдавалась на волю местного правителя и он мог распоряжаться этой суммой по своему усмотрению. Часть этого дохода тратилась правителями провинции на удовлетворение материальных запросов местных органов управления, и это одновременно освобождало государственный бюджет от выделения средств на эти цели.

Тиулдары имели право внутри тиуля, которым они владели, принимать любые решения, не нарушая существующие в стране законы. Однако не могли назначить тяжкое наказание. Тиулдар считал тиуль своим частным имуществом и был самостоятелен в управлении тиулем и в обращении со своими поданными.

Правители, назначенные в провинции, считались также правителями столичных городов, входящих в состав провинции, и им причитался доход и от этих городов. На этот доход хан должен был содержать 2-тысячное войско и обеспечивать работающих в его дворце служащих жалованьем и продуктами, и возмещать другие предусмотренные для них затраты. Кроме столичных городов, правителю провинции и ханам передавались в форме ульки города, поселки, населенные пункты, также входящие в территорию провинции, и право собирать налоги в этих пунктах также принадлежало правителю (76, 594–595).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Азербайджанское государство Сефевидов"

Книги похожие на "Азербайджанское государство Сефевидов" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Назим Джафарли

Назим Джафарли - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Назим Джафарли - Азербайджанское государство Сефевидов"

Отзывы читателей о книге "Азербайджанское государство Сефевидов", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.