» » » К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях


Авторские права

К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях

Здесь можно купить и скачать "К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях
Рейтинг:
Название:
Духовный фактор в деятельности и творческих способностях
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2367-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях"

Описание и краткое содержание "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются проблемы развития способностей как в широком теоретическом плане, так и в плане влияния духовного фактора на деятельность и творческие способности.

Книга адресована педагогам, психологам, студентам психолого-педагогических специальностей.






Конвергентные способности характеризуют адаптивные возможности индивидуального интеллекта с точки зрения успешности индивидуального интеллектуального поведения. Они отражают поиск единственно правильного результата в соответствии с заданными условиями и требованиями деятельности.

Креативность определяется как способность порождать множество разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности.

В качестве критериев креативности в модели рассматриваются:

1) беглость (количество идей, возникающих в единицу времени);

2) оригинальность (способность производить редкие идеи, отличающиеся от общепринятых);

3) восприимчивость (чувствительность к деталям, готовность гибко и быстро переключаться с одной идеи на другую);

4) метафоричность (готовность работать в фантастическом контексте, склонность к использованию символических, ассоциативных средств для выражения своих мыслей).

Обучаемость представляется общей способностью к усвоению новых знаний и способов деятельности.

Познавательные стили М. А. Холодная представляет как когнитивные, интеллектуальные и эпистемологические.

Когнитивные стили – индивидуально-своеобразные способы переработки информации об актуальной ситуации (способы ее восприятия, оценивания, категоризации и т. д.).

Интеллектуальные стили – индивидуально-своеобразные способы постановки и решения проблем.

Эпистемологические стили – индивидуально-своеобразные способы познавательного отношения человека к происходящему.

По мнению автора, чем выше уровень развития интеллектуальных возможностей субъекта, тем более вариативны и непредсказуемы проявления его интеллекта, и зависят они от особенностей состава и строения индивидуального ментального опыта, предопределяющего проявления интеллектуальной активности.

Обучаемость характеризует не более чем частную форму интеллектуальной одаренности, связанную с успешностью интеллектуальной деятельности в области усвоения и применения конвенционального знания. В свою очередь, и высокий уровень креативности в виде количества ответов и их оригинальности не определяет в полной мере интеллектуальную одаренность. Он может свидетельствовать о креативной гиперкомпенсации, связанной с «оригинальничанием» и проявлением интеллектуальной несостоятельности.

В концепции В. И. Тютюнника [268] в качестве личностно образующего цикла человеческой жизни выделяется деяние – творческий акт, доведенный от стадии замысла до применения полученного результата для удовлетворения потребностей людей. В этой связи творческие способности рассматриваются им как составная часть триады «личность – творчество – самосознание», включающей следующие признаки и входящие в них компоненты.

«1. Потребность в творчестве:

а) мотивационный компонент, характеризующий побуждения субъекта к совершению деяния;

б) коммуникативно-рефлексивный компонент, характеризующий осознание субъектом отношения людей к его деяниям.

2. Предвосхищение результата: а) интуитивный компонент, характеризующий возникновение замыслов, идей, гипотез и т. п. без осознания путей их воплощения; б) дискурсивный – опосредованное прошлым опытом осознание путей реализации замыслов, значения результата, оснований оригинальности деяний и т. п.; в) аффективный – эмоциональный тон предвосхищения результата.

3. Волевая саморегуляция: а) волевой компонент, характеризующий способность субъекта к саморегуляции и самодетерминации активности в ситуации борьбы мотивов; б) аффективный эмоциональный тон саморегуляции активности.

4. Владение средствами деятельности: а) гностический компонент, характеризующий знания субъекта о возможностях и ограничениях средств и предметов деятельности, включая и собственные возможности; б) моторный – двигательные умения и навыки; в) аффективный – эмоциональный тон применения знаний, умений, овладение новым.

5. Ориентировка в межличностных отношениях: а) социально-рефлексивный компонент, характеризующий представление о себе и значении своего творчества в настоящем и будущем; б) аффективный – эмоционально-оценочные отношения к себе и другим на основе сравнения своих деяний с деяниями предшественников и современников».

По мнению автора, такое понимание развития творческих способностей личности снимает противопоставление творческих и репродуктивных способностей.

«Творческость» и творческие способности, в понимании Е. Л. Яковлевой [305], являются преимущественно не интеллектуальной, а личностной характеристикой человека. Гибкое и свободное использование средств для выражения собственной индивидуальности открывает безграничные возможности для личностного роста, главное условие для этого – к возникающим жизненным ситуациям не прикладывать оценочные критерии, а воспринимать просто как ситуации, требующие разрешения. Развитие «творческости» и личностного самовыражения является в представлении Е. Л. Яковлевой активизированностью творческого потенциала. Цель ее развивающей программы – предоставление учащимся психологических средств, обеспечивающих саморазвитие, понимание самих себя и своего места в мире и среди других людей. Употребляя термин «творческий потенциал», автор не раскрывает его сущности, не определяет объем данного понятия, хотя четко обозначает принципы его активирования: «1) реализация принципов гуманистической психологии во взаимодействии между членами группы (восхищение каждой идеей, создание климата взаимного доверия, обеспечение независимости в выборе и принятии решений); 2) реализация принципов развивающего обучения».

Исследования творческих способностей позволили В. А. Моляко [179] выделить следующие основные составляющие творческого потенциала:

– задатки, склонности, проявляющиеся в повышенной чувствительности, определенной выборочно, предпочтениях, а также в динамичности психических процессов;

– интересы, их направленность, частота и систематичность проявления, доминирование познавательных интересов;

– любознательность, стремление к созданию нового, склонность к поиску и решению проблем;

– быстрота усвоения новой информации, образование ассоциативных связей;

– склонность к сравнениям, сопоставлениям, выработке эталонов;

– проявления общего интеллекта – схватывание, понимание, быстрота оценок и выбора пути решения, адекватность действий;

– эмоциональная окрашенность отдельных процессов;

– настойчивость, целеустремленность, решительность в принятии решений, трудолюбие; – «творческость»;

– умение комбинировать, находить аналогии, реконструировать; склонность к смене вариантов, экономичность в решениях, рациональное использование средств, времени и т. п.;

– интуитивизм – способность к сверхбыстрым оценкам, решениям, прогнозам;

– сравнительно быстрое овладение умениями, навыками, приемами, овладение техникой труда, ремесленным мастерством;

– способность к выработке личностных стратегий и тактик при решении общих и специальных новых проблем, задач, поиску выхода из сложных, нестандартных, экстремальных ситуаций.

– Творческий потенциал В. А. Моляко [179] представляет как проявление одаренности и более интегрально трактует его через:

– доминирование интересов и мотивов;

– эмоциональную погруженность в деятельность;

– волю к решению, успеху;

– общую и эстетическую удовлетворенность от процесса и деятельности;

– понимание сущности проблемы, задачи, ситуации;

– бессознательное интуитивное решение проблемы («внелогическое»);

– многовариантность решений;

– быстроту оценок, решений, прогнозов; – искусство находить, выбирать (изобретательность, находчивость).

Существует взгляд на одаренность как на многоуровневое образование. Г. А. Глотова [70] рассматривает в широком смысле вееобщечеловеческую одаренность, связанную с принадлежностью к человеческому роду. «Потенциальная одаренность» связывает анатомо-физиологическую и психическую организацию человека с возможностями общества. Эта одаренность «равновероятная». Высоковероятная потенциальная одаренность – когда высокий уровень способностей может развиться уже при обычных средних условиях. Низковероятная потенциальная одаренность может проявляться в уже имеющихся, но редко встречающихся условиях. И наконец, «актуальная одаренность» – это совершившееся взаимодействие данного типа анатомо-физиологической и психической организации с социальной ситуацией развития, при которой происходит трансформация потенциальной одаренности в актуальную. При максимально благоприятных условиях человек овладевает сложнейшими механизмами творческой деятельности и становится уникальной и неповторимой личностью.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях"

Книги похожие на "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Макарова

К. Макарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях"

Отзывы читателей о книге "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.