» » » К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях


Авторские права

К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях

Здесь можно купить и скачать "К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Прометей»86f6ded2-1642-11e4-a844-0025905a069a, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях
Рейтинг:
Название:
Духовный фактор в деятельности и творческих способностях
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2012
ISBN:
978-5-7042-2367-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях"

Описание и краткое содержание "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях" читать бесплатно онлайн.



В монографии рассматриваются проблемы развития способностей как в широком теоретическом плане, так и в плане влияния духовного фактора на деятельность и творческие способности.

Книга адресована педагогам, психологам, студентам психолого-педагогических специальностей.






Проблема способностей и одаренности является сложной и дискуссионной, она недостаточно разработана, особенно в том, что касается творческой деятельности. По мнению А. М. Матюшкина [172], психологическая структура одаренности совпадает с основными структурными элементами, характеризующими творчество и творческое развитие человека. Наиболее общими структурными компонентами творческого потенциала ребенка являются: 1) доминирующая роль познавательной мотивации; 2) исследовательская, творческая активность, завершающаяся первичным пониманием, самостоятельная постановка и решение проблем открытия нового; 3) оригинальность, выражающая степень непохожести, нестандартности и преодоления общепринятого; 4) возможность ставить цель, предвосхищать и прогнозировать; 5) способность к созданию идеальных эталонов, обеспечивающих высокие эстетические, нравственные, интеллектуальные оценки. Данная структура рассматривается автором как общая предпосылка творчества человека.

Очень важно провести разграничения между интеллектом – умственной способностью и мышлением – умственной активностью. Мышление и интеллект взаимодействуют в процессе отражения действительности.

Интеллектуальные структуры, содержащие основные типы отношений, являются базой мышления, которая строится по правилам и принципам их организации. Неспецифическая информация, поступающая извне, может резко усилить функциональную активность такого центра. В сложных условиях образуется целое доминантное логическое поле, осуществляющее мыслительную деятельность [132].

По мнению Ф. Кликса [118], интеллект отражает высокое качество мыслительных процессов, проявляющееся в эффективности используемых методов для достижения поставленной цели.

Когда условия не соответствуют имеющимся целям, человек ищет объект или систему объектов, обладающих нужными свойствами. Развертывается двухфазный самоорганизующийся процесс: 1) фаза построения гипотезы (антиципация), то есть сопоставление данных объектов и построение мысленных конструкций, предвосхищающих искомый объект; 2) фаза верификации и коррекции.

Подходя с такой вероятностной схемой искомого объекта к имеющейся системе условий, мы направленно устанавливаем в ней определенные отношения, преобразуем ее, корректируем наши гипотезы [222].

Самоорганизация процесса характеризует в данном случае творческое мышление с точки зрения порождения цели. Творческая активность может порождать и процедурное твор-чество, то есть создание способа действий в качестве основного или побочного продукта в связи со специфической творческой мотивацией, арсеналом средств деятельности или областью предметного знания [56].

По предположению Я. А. Пономарева [207], творчество – это не проявление уникальной способности человека, а механизм специфического взаимодействия, ведущего к развитию. Он представляет его одной из частных форм проявления всеобщих механизмов развития, а творческий результат – «побочным» в конвергентном мышлении. В процессе творческого взаимодействия первой и второй сигнальной систем первичная информация, поступающая в анализаторы, объединяется, преобразуется и используется для ориентировки субъекта посредством двигательного центра первой сигнальной системы, затем она становится источником информации, анализируемой и синтезируемой на уровне второй сигнальной системы.

Если нервные связи уровня первой сигнальной системы при условии периферической стимуляции представляют основу аппарата восприятия, то при условии центральной стимуляции – основу представления. Система связи между двумя сигнальными системами формирует аппарат понятия.

Восприятия, понятия, способы упорядочения информации, сформированные в детстве, не отмирают, а остаются бесценным хранилищем альтернативного опыта человека и способов оперирования информацией. Они-то и формируют творческие потенции личности [28]. Разный жизненный опыт определяет отличия в восприятии сходных феноменов. Переработанные образы содержат компоненты индивидуального восприятия, присущего определенному человеку. Причем восприятие может изменяться в том смысле, что, рассматривая предмет, мы замечаем в нем новый аспект, и это обеспечивает возможность другого решения [165].

Скорее всего, такие видоизменения восприятия и образуют протоформы восприятия. С одной стороны, они базируются на индивидуальных спонтанных субъективных переживаниях, с другой – несут отпечаток коммуникативного образа-символа. Эти комплексы восприятия, по мнению И. А. Бесковой, создают индивидуальные конструкты. Внимание к внутреннему миру, к порожденным им конструктам становится основой воображения, фантазии, интуиции. Когнитивные конструкты могут использоваться при решении нестандартных задач, если они приобретают личностную самоценность.

Выделение множества свойств, задающих данный объект в рамках личностной концептуальной системы, – интенсионализация информации [28]. Ее можно рассматривать как мыслительную операцию в творческой деятельности. Таким образом, творческое мышление представляет собой эффективное функционирование всех компонентов мыслительной способности на уровне сознания и бессознательного, общечеловеческого и индивидуального.

Детальным: изучением креативности и интеллекта занимался Дж. Гилфорд (Gilford [309]). Он считал, что все интеллектуальные способности в какой-то мере являются творческими, но непосредственное отношение к творчеству имеет способность к дивергентному мышлению. Понятие дивергентного мышления введено Дж. Гилфордом для характеристики мышления, направленного на возможное получение целого ряда правильных ответов в отличие от конвергентного, направленного на единственно правильный ответ. Кроме того, дивергентное мышление обладает свойством подготавливать почву для интуитивного поиска нового на уровне сознания и включения бессознательных процессов. Выделяются несколько свойств дивергентного мышления:

1) беглость (легкость) мыслительного процесса – количество идей за единицу времени;

2) гибкость мысли – способность переключаться с одной идеи на другую;

3) оригинальность – способность порождать идеи, отличающиеся от общепринятых;

4) точность (законченность) – способность совершенствовать, придавать завершенность своему творческому продукту.

В кубической модели Дж. Гилфорд предлагает пять типов операций: познание, память, конвергентное и дивергентное мышление, оценивание; четыре вида содержания: образное, символическое, семантическое, поведенческое; шесть видов конечного мыслительного продукта: элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы.

По определению последователя Дж. Гилфорда, П. Торренса (Torrance, [317]), творчество – это чувствительность к проблемам, недостаткам, провалам в знаниях, отсутствующим элементам, дисгармонии. Он определяет творчество как идентификацию трудностей, исследование решений возникновения добавок или формулирование гипотез относительно недостающих элементов, проверку и перепроверку этих гипотез, возможность их модификации и сообщение результатов. Его тесты, разработанные в развитие гилфордовских, являлись как бы творческим актом в миниатюре. Торренс был убежден, что креативность лучше изучать в лонгитюдном эксперименте. А говоря о связи с интеллектом, он отмечал, что до IQ меньше 125 креативность не проявляется в качестве независимого от интеллекта.

Существует и точка зрения на творчество и креативность как на две стороны некоего единства. Под творчеством подразумевается процессуально-результативная сторона, а под креативностью – субъективно-обусловливающая [71]. При этом креативность представляется как потенциальная и актуальная. Под потенциальной Н. М. Гнатко понимает креативность додеятельностную, характеризующую индивидуума как предрасположенного в определенных условиях проявить творческую активность. Актуальная креативность – взаимодействие индивидуальных характеристик потенциально креативного индивидуума с характеристиками того или иного вида деятельности, обусловливающими готовность к проявлению творческой активности в соответствующем виде деятельности.

Таким образом, для того чтобы креативность из возможной стала реальной, она должна преобразоваться посредством освоения ее носителем определенного социально значимого вида деятельности.

Н. С. Лейтес [145; 217] под одаренностью ребенка понимает более высокую восприимчивость к учению, чем у сверстников, и более выраженные творческие проявления. Наряду со специальными видами одаренности существует общая умственная одаренность. Иногда понятие «интеллект» употребляют как синоним понятия «умственная одаренность». Но умственная одаренность не сводится к интеллекту, потому что одаренность – это особый склад личности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях"

Книги похожие на "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора К. Макарова

К. Макарова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "К. Макарова - Духовный фактор в деятельности и творческих способностях"

Отзывы читателей о книге "Духовный фактор в деятельности и творческих способностях", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.