» » » Алексей Гройсман - Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера


Авторские права

Алексей Гройсман - Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера

Здесь можно купить и скачать "Алексей Гройсман - Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Кино, театр, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Алексей Гройсман - Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера
Рейтинг:
Название:
Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-89353-235-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера"

Описание и краткое содержание "Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера" читать бесплатно онлайн.



В книге рассмотрена проблема оптимизации психологических и личностных качеств актера (в аспекте системного подхода), определяются резервные возможности человека в эмоционально-напряженной профессиональной деятельности, выявлены методы преодоления различных негативных состояний артистов (избыточной тревожности, неудовлетворенности, неадекватности индивидуального стиля профессиональной деятельности).

Книга адресована преподавателям и студентам театральных вузов, психологам, арт-терапевтам.






Координационные и скоростно-силовые характеристики актеров определялись с помощью общеизвестных тестов-реакций на движущийся объект и простой сенсомоторной реакции с измерением латентного времени простой зрительно-моторной реакции (ЛПЗМР).

Нейродинамические характеристики диагностировались тестами линеаграммы (тест Мирра и Лопеса) и пробой многоточия (теппинг-тест в варианте Гройсмана-Шогама; см.: Гройсман, 2002).

Проба многоточия может иметь существенное значение для функциональной диагностики психомоторики. Соотношение точек и запятых выявляет преобладание собственно корковой и подкорковой психомоторики. Снижение темпа с уменьшением общего числа движений отмечается при астенических состояниях, причем «выход» к активности и оптимизации психической работоспособности может быть диагностирован опять же с учетом снижения или повышения, а иногда и пересечения корковой психомоторики с подкорковой. Отсутствие «реакции финиша» может расцениваться как снижение энергетических показателей психомоторики.

Методика исследования условных гаптических рефлексов (А. Н. Шогам, А. Л. Гройсман).

При недостаточности коркового включения и динамогенных аппаратов, регулирующих психомоторику (ретикулярная формация мозга, гипоталамус, образование старой коры, гиппокампо-амигдалярная система, энторинальная кора), сказывается в преобладании тормозных ошибок («недожал»), а слабость механизмов коркового выключения динамогенеза в преобладании возбуждения («пережал»).

Подобные изменения выявляют функциональные расстройства нервной системы с патологическим преобладанием возбудительного или тормозного процессов.

Сериальная динамометрия (А. Н. Шогам, А. Л. Гройсман) По результатам 10-кратного сжатия составляется график по системе ординат: на абсциссе 10 пробных замеров, на ординате шкала в кг. Различают графики (Е. П. Ильин), отображающие особенности включения активирующих аппаратов двигательного анализатора, и достаточность мобилизации эрготрофотропной активации нервно-мышечного аппарата актера. При заторможенной и невыразительной психомоторике отмечается «кривая растормаживания»: наивысших показателей испытуемый достигает к 5–7 сжатиям, проба может свидетельствовать также о процессах утомления, о тренировке и подвижности нервных процессов и о типологических вариантах личностной психомоторики актера.

2.2. Общая характеристика наблюдений

Под наблюдением находилось 90 актеров московских театров (из них 45 студентов РАТИ-ГИТИС) и 33 актера экспериментального Стерлитамакского театра «Силуэт». Всего 123 человека.

Средний возраст актеров 24,5 лет.

Студенты РАТИ-ГИТИС уже с первых дней обучения привлекались к работе в театре и кино, в связи с чем их средний стаж исполнительской деятельности составляет 2,5 года. Профессиональные артисты кодировались по стажу следующим образом:

стаж до 5 лет;

стаж от 5 до 10 лет;

стаж от 10 до 20 лет;

стаж выше 20 лет.


Так как в задачу исследования входило изучение личностных особенностей актеров и акцентуаций их характера, то они классифицировались по 12 типам акцентуированных личностей, соответственно кодированными цифрами от 2.1 до 2.12 (по: Леонгарду-Шмишеку см.: Ратанова, Шляхта, 1998, с. 167–176).

В сравнении с профессиональной группой актеров студенты отличались малой вариативностью акцентуаций характера: у актеров преобладали только два типа акцентуаций – гипертимный (40 человек) и демонстративный (40 человек), остальные студенты в числе 10 человек имели разнообразные акцентуации (по одному студенту в каждом типе): с эмотивной, педантичной, тревожной, циклотимной, возбудимой, дистимной, экзальтированной, застревающей и (два) с истерической акцентуацией. Количество профессиональных артистов театров, представляющих разные типы акцентуаций, распределилось поровну.

Различались профессиональные артисты и студенты и по характеру синдромологических проявлений ввиду отсутствия у последних большого профессионального опыта исполнительской деятельности и несформировавшимся еще типом «достигающей мотивации». Монотонность акцентуированных и синдромологических проявлений можно объяснить «незрелостью» психики студентов, что соответствует опубликованным данным (А. Е. Личко, В. Ф. Матвеев).

В аспекте системного подхода изучались и разноуровневые функциональные стадии актеров по классификации В. А. Пономаренко: из них примерно поровну было актеров с умеренной и выраженной и только 7 актеров с резко выраженной стадией функциональных расстройств.

Из 90 актеров, находившихся под нашим наблюдением, лишь только один имел резко выраженную тревожность выше 45 баллов по методике Спилбергера-Ханина, 24 актера наблюдались с выраженной тревожностью от 30 до 45 баллов, 35 актеров с умеренной тревожностью от 5 до 30 баллов, у 20 актеров выявлена «стимулирующая тревожность» по А. Л. Гройсману (до 4 баллов). Специальный разбор состояний тревожности у актеров описан в 3 главе.

Психогенные реакции у студентов также отличались монотонностью, и у них преобладала «сценическая лихорадка» (в основном у гипертимных акцентуантов) и реакции протеста у демонстративных акцентуантов. В контрольной группе профессиональных артистов наблюдались полиморфные реакции, кодируемые цифрами от 6.1 до 6.11 (в том числе реакции вдохновения, фобические, обсессивные, паники и «пресыщения»).

Преобладающим типом нарушения психомоторики у актеров является расторможенность (7.1), чаще всего выявляемая у гипертимного и демонстративного типов акцентуации. У профессиональных актеров в равной степени встречаются все три типа нарушений, включающие расторможенность (7.1) и заторможенность (7.2), а также нарушение координации (7.3), несмотря на их профессионализм. Наши сравнительные наблюдения по типам агрессивности студентов и профессиональных актеров существенных различий не выявили и отличались многообразием: от физической агрессии (8.1) до чувства вины (8.8) по методике Басса-Дарки (см.: Ратанова, Шляхта, 1998, с. 172–178). Негативизм, обида и подозрительность встречающиеся поровну у тех и других, свидетельствует о патогенности мышления и необходимости «размысливания» негативных эмоций с помощью методики обучения саногенному мышлению по Ю. М. Орлову.

Ряд работ педагогов и психологов, посвященных изучению интегральной индивидуальности и индивидуального стиля деятельности (B. C. Мерлин, Б. А. Вяткин, В. Э. Мильман и др.), указывают на необходимость учета этих показателей при взрывном (9.1) и ровном (9.2) типе поведения. Взрывной тип преобладал у студентов (75 % обследованных) и коррелировал с преобладающими акцентуациями характера (гипертимная и демонстративная) и расторможенностью психомоторики (Р>0,09). Отмечается также положительная корреляция гиперстенического типа сценического волнения с взрывным стилем деятельности, психомоторной расторможенностью и с указанными преобладающими типами акцентуаций у студентов, у которых, в отличие от профессиональных актеров, очень редко встречается гипостенический тип сценического волнения и сценической апатии.

У профессиональных актеров, как правило, наблюдается адекватная самооценка, в то время как у студентов все три типа самооценки наблюдаются поровну: пониженная (111) у 27 студентов, адекватная (112) – у 30, повышенная (113) – у 33 актеров, чаще у гипертимных акцентуантов.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера"

Книги похожие на "Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Алексей Гройсман

Алексей Гройсман - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Алексей Гройсман - Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера"

Отзывы читателей о книге "Психология успешности профессионального обучения и творческой деятельности актера", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.