» » » » Вероника Фокина - Политическая регионалистика


Авторские права

Вероника Фокина - Политическая регионалистика

Здесь можно купить и скачать "Вероника Фокина - Политическая регионалистика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Издательство «Питер»046ebc0b-b024-102a-94d5-07de47c81719, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Вероника Фокина - Политическая регионалистика
Рейтинг:
Название:
Политическая регионалистика
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-388-00694-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Политическая регионалистика"

Описание и краткое содержание "Политическая регионалистика" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие посвящено новому научному направлению – политической регионалистике. В нем рассмотрены теоретические основы и ключевые проблемы данной дисциплины: региональное политическое развитие и модернизация; региональная интеграция и трансграничное сотрудничество; региональные политические элиты и сообщества; региональные конфликты и проблемы глобализации регионов.

Пособие соответствует Государственному образовательному стандарту по предмету и предназначено для студентов вузов, преподавателей и всех, кто интересуется проблемами политической регионалистики.






Приверженцы данного подхода определяют также в качестве одной из важнейших предпосылок, влияющих на процесс принятия политических решений относительно основных направлений развития региона, качественную и количественную характеристики структуры политической элиты.

Выделение содержательных (качественных) элементов позволяет обозначить следующие типы политических режимов в регионах:

1) демократические политические режимы;

2) недемократические политические режимы.

Наличие демократического политического режима предполагает следующие характеристики:

• во-первых, разделение власти по горизонтали (законодательная, исполнительная и судебная) и по вертикали (региональная и муниципальная);

• во-вторых, вовлечение населения в процесс принятия политических решений по вопросам местного значения (культура политического участия);

• в-третьих, установление приоритета правовых норм и общественного мнения над узкокорпоративными интересами;

• в-четвертых, учет интересов этнических, культурных, религиозных и т. п. меньшинств;

• в-пятых, наличие региональных политических партий и движений, которые представляют весь спектр политических предпочтений жителей региона.

Недемократический режим характеризуется:

• во-первых, концентрацией власти в руках региональных исполнительных органов власти;

• во-вторых, господством частных интересов местной элиты над правовыми нормами и мнением большинства граждан;

• в-третьих, пренебрежением к ценностям, не совпадающим с декларируемыми руководством региона;

• в-четвертых, отсутствием у населения реальных механизмов воздействия на проводимую в регионе политику;

• в-пятых, неразвитостью партийной системы; представлены только два региональных партийных блока – «прогубернаторский» и «антигубернаторский».


Согласно количественной характеристике, выделяют два типа политических режимов:

1) моноцентричная (однополюсная) система организации власти;

2) полицентричная (двухполюсная) модель политического режима.

Первый тип обусловливает наличие политического режима, в условиях которого только правящая группа во главе с губернатором имеет полномочия определять приоритеты регионального развития и принимать конкретные решения, в то время как контрэлита либо отсутствует, либо ее лидеры не в состоянии оказывать эффективное влияние на региональный политический процесс.

Второй тип предусматривает существование на территории региона не менее двух политических центров, между которыми устанавливаются отношения конкуренции; при этом ни одна из элит не может претендовать на абсолютную независимость в своих действиях.

Данные разработки положены в основу «теории групп», концепции «второго общества» («клиенталистской концепции») и «теории обмена». Вместе с тем многие исследователи считают подобного рода концепции субъективными и непригодными для понимания долговременных процессов развития. В данной связи в качестве антитезы предлагается концепция «гражданского общества».

При этом под «гражданским обществом» понимается «совокупность различных неправительственных институтов, достаточно сильных, чтобы служить противовесом государству и, не мешая ему, выполнять роль миротворца и арбитра между основными группами интересов, сдерживать его [государства] стремление к доминированию и препятствовать вытекающей отсюда атомизации остального общества» [8, c. 23].

В качестве необходимых условий для успешного функционирования гражданского общества С. М. Масловская рассматривает характер взаимоотношений региональных властей с тремя видами общественных институтов. Исследователь отмечает, что гражданское общество можно считать сформировавшимся в случае установления партнерских отношений между региональной элитой и такими неправительственными институтами, как ассоциации (профсоюзы, политические партии и т. п.), средства массовой информации и институт частной собственности; об отсутствии такового следует говорить при наличии элементов «патронажа» или «подавления» [25, с. 68–72].

В условиях взаимного уважения и сотрудничества формируются «горизонтальные» социальные структуры гражданского общества, которые обеспечивают независимость индивидов и общественных групп от государства, защищают их от произвола чиновников и позволяют контролировать органы власти.

Норвежский исследователь С. Роккан указывает, что данный тип взаимоотношений утвердился в Норвегии, где основные решения принимаются на основе ежегодно проводимых совещаний с участием всех заинтересованных групп, во время которых «представители правительства напрямую встречаются с профсоюзными лидерами, представителями фермеров, мелких собственников, рыбаков, посланниками предпринимательских ассоциаций» [56, p. 107].

Концепция «социального (общественного) капитала», разработанная американскими исследователями Р. Патнэмом и Ф. Фукуямой, по многим моментам соотносима с концепцией «гражданского общества».

В частности, Р. Патнэм выделяет четыре группы факторов эффективного функционирования политических институтов в регионах:

1) гражданская вовлеченность, реализация личных целей через достижение общего блага;

2) политическое равенство, ответственность лидеров перед гражданами;

3) солидарность, доверие и терпимость;

4) наличие большого числа гражданских ассоциаций [28, c. 110–116].


Т. Николс по этому поводу пишет: «…чем более тесными являются социальные обязательства, тем больше вероятности, что мы станем свидетелями появления норм, связанных с взаимным сотрудничеством и доверием… Центры повторяющихся (и позитивных) социальных взаимодействий создают и поддерживают нормы доверия и репутацию, вследствие чего результаты этого усиливают надежду на взаимность среди участников такого взаимодействия» [22, c. 46].

Применительно к анализу процессов регионального развития большой интерес представляет также сравнительно-сопоставительный анализ региональных политических субкультур, на формирование которых оказывают влияние предпочтения правящих групп, а также исторически обусловленные отличия в массовом сознании жителей. В процессе исследования, предпринятого ранее упоминавшимся американским ученым Р. Патнэмом, последний пришел к выводу, что ключевая роль в различиях регионального политического развития между регионами севера и юга Италии принадлежит не экономическим факторам, а региональным политическим субкультурам [28, c. 13].

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Политическая регионалистика"

Книги похожие на "Политическая регионалистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Вероника Фокина

Вероника Фокина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Вероника Фокина - Политическая регионалистика"

Отзывы читателей о книге "Политическая регионалистика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.