» » » » О. Имамутдинова - Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала


Авторские права

О. Имамутдинова - Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала

Здесь можно купить и скачать "О. Имамутдинова - Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2, год 2012. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Рейтинг:
Название:
Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала
Издательство:
ЛитагентБИБКОМd634c197-6dc9-11e5-ae5f-00259059d1c2
Год:
2012
ISBN:
нет данных
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала"

Описание и краткое содержание "Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100.68 Экономика. Учебное пособие будет полезно и интересно для преподавателей, аспирантов, студентов экономических специальностей, а также специалистов, занятых в сфере предпринимательства. Учебное пособие выполнено в соответствии с ФГОС ВПО.






Щукина Е. С., Димитрова Т. Ю., Имамутдинова О. Ф.

Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала

Введение

В трансформационной российской экономике на современном этапе формируются капиталистические (рыночные) отношения между трудом и капиталом.

Наблюдается стремительное развитие неоинституциональной экономической теории. Это новое направление анализа получило большое развитие в институциональной экономической теории фирмы, обосновав важную роль организации в ограничении потерь от оппортунистического поведения индивидов.

От снижения оппортунистического поведения работников зависят экономические результаты каждого предприятия и, в конечном счете, эффективность национальной экономики.

Необходимость выявления причин возникновения оппортунистического поведения работников в условиях трансформационных процессов, возникающих противоречий в отношениях труда и капитала делают данную проблему наиболее актуальной в настоящее время в России.

Проблема ограничения оппортунистического поведения в современных условиях приобретает особую остроту в силу высоких трансформационных и трансакционных издержек.

Практическая потребность выработки комплекса мер по снижению оппортунистического поведения работников обусловливает также актуальность данной проблемы.

Истоком проблемы оппортунистического поведения работников принято считать возникновение разделения труда и отделение собственности от управления. Наиболее глубоко теория трудовых отношений исследована основоположниками марксизма – Марксом К. и Энгельсом Ф., которые вскрыли в теории эксплуатации труда острые противоречия между собственником средств производства и рабочей силой.

В экономической литературе проблемы оппортунистического поведения и формирование в связи с этим трансакционных издержек нашли отражение в научных трудах Алчиана А., Демсеца Г., Норта Д.

Исследование оппортунистического поведения работников в связи с увеличением трансакционных издержек в рамках этой проблемы принадлежит американскому экономисту Уильямсону О.

Современные исследователи, такие, как Меклинг У., Дженсен М., и др., изучают меры, необходимые для снижения степени отклонения агентов от интересов принципалов.

Сущность оппортунизма работников и его причины рассматриваются отечественными экономистами: Безобразовой Ю. В., Богдановой Н. Ю., Бодровым О. Г., Лебедевой Н. Н., Мартинец В. В., Одинцовой М. И., Олейником А., Поповым Е. В и Симоновой В. Л и др.

Проблемы трансформации экономических субъектов, определение природы и функции субъектов трансформационной экономики исследуются Булганиной С. Н.

Основные закономерности развития и трансформации собственности, перспектив ее развития в России исследуются Ивлевой Г. Ю.

Различные аспекты формирования оппортунистического поведения в условиях трансформационной российской экономики рассматриваются в работах Баса А. В., Козловой Е. В. и Плетневым Д. А., Ламанова А. В. Нестеренко А., Олейника А., и др.

Особенности формирования отношений труда и капитала в условиях трансформационных процессов в российской экономике исследуются Гафаровой Л. А.

Изучение теоретических работ дает возможность определить сущность, причины оппортунистического поведения работников в системе формирующихся отношений труда и капитала в трансформационной российской экономике.

Реальные процессы, происходящие в российской экономике, характеризующиеся усилением противоречий между работниками и работодателями, увеличение потерь на уровне предприятий делают необходимым разработку механизма ограничения оппортунистического поведения работников на российских предприятиях.

Объектом исследования является оппортунистическое поведение работников на российских предприятиях.

Предметом исследования являются экономические отношения между работником и капиталистом (работодателем), возникающие в системе отношений труда и капитала.

В учебном пособии раскрываются сущность и содержание оппортунистического поведения работников и выработки механизма по ограничению оппортунистического поведения работников.

Целевая направленность исследования определила решение следующих задач:

– изучить теоретические подходы к определению понятия «оппортунистическое поведение»;

– выявить природу понятия «оппортунистическое поведение»;

– выявить причины возникновения оппортунистического поведения работников в системе отношений труда и капитала;

– определить причины оппортунистического поведения работников в аспекте теории отношений «принципала – агента»;

– провести анализ оппортунистического поведения работников на «Предприятии 1» и на «Предприятии 2» г. Оренбурга;

– разработать механизм ограничения уровня оппортунистического поведения работников в деятельности коммерческих предприятий.

1 Теоретические аспекты оппортунистического поведения работников

1.1 Теоретические подходы к проблеме оппортунистического поведения работников

В экономической теории понятие «оппортунизм» появилось в последней трети ХХ века и связано, в первую очередь, с развитием теории трансакционных издержек. Теория трансакционных издержек предполагает, что экономически активным индивидам свойственна ограниченная рациональность в том смысле, что они ведут себя «преднамеренно рационально, но в действительности обладают этой способностью лишь в ограниченной степени», и что они подвержены оппортунизму, заключающемуся в преследовании ими личных интересов с использованием коварства.

Трансакционные издержки определяются как «затраты на управление экономической системой», и одной из причин возникновения трансакционных издержек является оппортунистическое поведение экономических агентов. Первым на это обратил внимание Оливер Уильямсон, американский экономист, представитель неоинституционализма [1].

По его определению, оппортунизм – это такая форма поведения экономического агента, когда им предоставляется неполная или искажённая информация (в т. ч. обман, введение в заблуждение, искажении и сокрытии истины или другие типы запутывания партнёра)1. Подобное поведение включает такие формы, как ложь, воровство и мошенничество.

Анализируя различные определения оппортунизма, можно выделить следующие признаки, характеризующие оппортунистическое поведение:

– несовпадение интересов контрагентов;

– асимметричная информация;

– скрытый характер недобросовестного поведения;

– ущерб контрагента;

– преднамеренность действий [2].

Несовпадение интересов контрагентов является отправной точкой и необходимым условием развития оппортунизма. Экономический агент осуществляет хозяйственную деятельность исходя из личных интересов. При совпадении интересов контрагентов проблемы оппортунистического поведения сторон не возникает. Возможность недобросовестного поведения одной из сторон появляется при расхождении интересов контрагентов.

Информационная асимметрия представляет собой благоприятное условие для возникновения оппортунистического поведения, но не является его причиной. Асимметрия информации предоставляет информационные преимущества одной из сторон, что обусловливает возможность оппортунистического поведения.

Скрытый характер недобросовестного поведения и преднамеренность действий отражают внешний характер оппортунистического поведения. Агент – оппортунист не стремится раскрыть характер своей деятельности.

Ущерб контрагента – это следствие оппортунистического поведения. В результате оппортунистического поведения одна из сторон увеличивает свою полезность в одностороннем порядке и таким образом уменьшает полезность другой стороны.

Преднамеренность действий означает, что для субъекта оппортунистического поведения сущность его действий всегда очевидна, данный индивидуум сознательно использует сложившуюся ситуацию и не предоставляет контрагенту информацию о своих действиях [2].

Различные подходы к определению понятия «оппортунистического поведения», представлены в таблице А.1 в соответствии с приложением А.

Уильямсон О. И. определяет оппортунизм как форму поведения экономического агента, вызванного неполной или искаженной информацией [3].

Уильямсон О. И. верно подмечает, что оппортунизм может быть вызван недоступностью информации, вызывающей недоверие партнеров друг к другу.

В определениях, данных Шаститко А. Е., Поповым Е. В. и Симоновой В. Л., Мартинец В. В., оппортунизм характеризуется как способ действия экономического агента в соответствии с собственными интересами, не ограниченный моральными устоями и противоречащий интересам других агентов. В данных определениях акцент делается на достижение собственного интереса, который не ограничен соображениями морали, что отражает сложность и противоречивость переходного периода [4, 5, 6].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала"

Книги похожие на "Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора О. Имамутдинова

О. Имамутдинова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "О. Имамутдинова - Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала"

Отзывы читателей о книге "Оппортунистическое поведение работников в системе отношений труда и капитала", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.