» » » » Мария Лушникова - Курс права социального обеспечения


Авторские права

Мария Лушникова - Курс права социального обеспечения

Здесь можно купить и скачать "Мария Лушникова - Курс права социального обеспечения" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юстицинформ»5d25a717-8def-11e1-aac2-5924aae99221, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Мария Лушникова - Курс права социального обеспечения
Рейтинг:
Название:
Курс права социального обеспечения
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-7205-0946-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Курс права социального обеспечения"

Описание и краткое содержание "Курс права социального обеспечения" читать бесплатно онлайн.



В данной книге на основе исторического и сравнительно-правового материала анализируются основные, фундаментальные проблемы права социального обеспечения России, а отчасти и стран Запада. Особое внимание обращено на исторически сложившиеся виды, типы и модели права социального обеспечения, эволюцию отраслевой теории и ее наиболее актуальные вопросы, современные тенденции развития российского социально-обеспечительного законодательства. Изложение материала построено на сочетании требований, предъявляемых к учебной литературе и монографическим исследованиям. Впервые рассматриваются в развитии проблемы философии и социологии права социального обеспечения.

В работе отражена история социально-обеспечительного законодательства и науки. В приложении представлены биографические сведения и список основных трудов ученых, которые внесли весомый вклад в становление и развитие науки права социального обеспечения России.

Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов, для студентов и аспирантов, обучающихся по специальностям «социальная работа», «государственная и муниципальная служба», научных и практических работников, а также всех читателей, интересующихся проблемами российского права социального обеспечения и других смежных гуманитарных дисциплин.






Пенсионное обеспечение всех трудящихся во Франции гарантируется схемами общего социального обеспечения и АРРКО в той части зарплат, которая не превышает определенного «потолка» для социальных отчислений. Выше этого потолка действуют схемы АРРКО и АГИРК, образуя, таким образом, второй уровень социального обеспечения. Принцип действия этих схем на разных уровнях один и тот же: они являются общенациональными и обязательными. В этом их общий плюс и необходимое условие функционирования системы выплаты пенсий из текущих доходов. Другим общим плюсом является то, что пенсии не «привязаны» к конкретному предприятию, а зависят от общей суммы зарплат в частном секторе. Но у них есть и общий минус: они не отличаются особой гибкостью.

Система перераспределения теоретически означает, что пенсии бывших работников зависят от отчислений работников нынешних, т. е. тех, кто трудится сегодня и получает зарплату в той же компании, отрасли или стране. Ежегодно общая сумма выплаченных пенсий складывается из общей суммы полученных отчислений, разделенной между всеми пенсионерами пропорционально положенной каждому доле. А общая сумма отчислений, в свою очередь, зависит от ставки отчислений, размер которой определяется коллективным соглашением.

Во Франции в настоящее время любой человек, проработавший 40 лет, имеет право на минимальную пенсию (порядка 750 евро в месяц). Пенсионные схемы, предлагаемые компаниями или предприятиями своим сотрудникам, являются дополнением к этой общенациональной системе. Французская система социального обеспечения и пенсионная система как одна из ее составляющих функционируют по принципу перераспределения. Это означает, что страховые взносы, уплачиваемые работающими гражданами либо их работодателями, непосредственно направляются на выплату пенсий. В этом случае речь идет о «солидарности поколений» – идее, очень важной для французской нации. За основу брался принцип pay-as-you-go: каждое поколение через налоговые платежи обеспечивает пособия по старости предыдущему поколению. Но необходимо отметить, что подобная система строится годами. В настоящее время она испытывает серьезные трудности, связанные с нехваткой средств. К такому положению привел не только спад в экономике, но и снижение рождаемости, а также увеличение продолжительности жизни.

Германский Закон 1889 г. предписывал выплату пенсии по инвалидности, в случае если наступившая постоянная неспособность к труду привела к потере возможности зарабатывать две трети заработка по специальности. Пенсии по старости назначались при достижении 70-летнего возраста независимо от состояния трудоспособности. Для получения права на пенсию нужно было платить страховые взносы в течение 5 лет при пенсионировании по инвалидности и 30 лет – по старческой пенсии. Страховые взносы в равных долях были возложены на работников и работодателей. При этом размер пенсий был крайне небольшим[208]. В 1910 г. страхование на случай инвалидности и старости было введено во Франции. Пенсионный возраст был установлен в 65 лет, но в отдельных случаях он понижался. По английскому Закону 1911 г. о страховании инвалидности пенсии выплачивались за счет средств работодателя и государства в размере до 10 % среднего заработка, т. е. в 2 раза меньше, чем пособие по временной нетрудоспособности. Пенсия по старости в этой стране Законом 1908 г. назначалась с 70 лет.

Шагом вперед стало пенсионирование наемных работников по старости нестрахового характера, когда пенсии выплачивались за счет средств бюджета. Впервые такая практика была введена в Дании Законом 1891 г. для лиц старше 60 лет. В Новой Зеландии Законом 1898 г. пенсии назначались с 65 лет. Первой страной, где пенсионный возраст дифференцировался в зависимости от пола, стала Австралия. Законом 1908 г. мужчинам пенсия назначалась с 65 лет, а женщинам с 60 лет. В Австралии также впервые согласно названному Закону пенсии по инвалидности стали выплачиваться за счет бюджета. В данном случае мы имеем дело уже не с социальным страхованием, а тем более, общественным призрением. Пенсии за счет бюджета выплачивались и в Канаде (1927 г.). Это был один из первых исторически сложившихся видов государственного социального обеспечения, осуществляемый за счет бюджетных средств и не зависящий от нуждаемости пенсионируемого лица. Пенсионные системы тяготели к одному из трех типов: государственные, частные, профессиональные (отраслевые)[209].

Программное значение для идеологии пенсионного обеспечения имел уже упомянутый доклад англичанина У. Бевериджа 1944 г., в котором пенсии по старости и инвалидности предлагалось сделать общедоступным благом, для чего обеспечивать равные пенсии при условии взимания равных страховых взносов безотносительно к размеру заработной платы. Следствием этого стал британский Акт национального страхования (1946 г.). Впоследствии на этой базе выросла двухуровневая государственная пенсионная система (базовая государственная пенсия, страховая профессиональная государственная пенсия, зависящая от размера страхового взноса из заработной платы), дополняемая частным страхованием.

После Второй мировой войны произошел стратегический сдвиг в концептуальных подходах к пенсионному страхованию. Если ранее пенсионные системы были нацелены преимущественно на гарантированность минимального уровня доходов, то теперь основной задачей признавалось сохранение прежнего уровня доходов (с небольшим возможным понижением, но сопоставимым с прежним заработком) и достойного постпенсионного статуса. Это нашло закрепление в Конвенции МОТ 1952 г. № 105 «О минимальных нормах социального обеспечения», установившей минимальный уровень пенсионного обеспечения в размере не менее 40 % от заработной платы при наличии 30 лет страхового стажа. В связи с этим во многих странах, где ранее выплачивались только пенсии по твердым ставкам, были введены также пенсионные системы, зависящие от предыдущего заработка (Швеция, 1960 г., Великобритания, 1975 г. и др.). В 1957 г. после пенсионной реформы в ФРГ законодательно был установлен нижний предел возмещения утраченного заработка при выходе на пенсию по возрасту в 60 %, а в 1972 г. признается право на минимальную пенсию и пенсионное страхование распространяется на всех граждан, включая самозанятых. Закон о профессиональных пенсиях 1974 г. легализовал пенсионные программы предприятий, учреждение которых сопрягалось с льготами по налогообложению и создавало дополнительные инвестиционные возможности.

В этой связи интересна государственная пенсионная система США, начало которой положил Закон от 14 августа 1935 г. Это была общая федеральная программа (ОФП), позволившая с 1937 г. выплачивать пенсии по старости, а затем по случаю потери кормильца и по инвалидности. Размер этих выплат с 1950 по 2000 г. вырос с

1 млрд до 407 млрд долл. Это позволило покончить с бедностью в старших возрастах, и в настоящее время пенсионеры имеют большие доходы, чем в среднем граждане США. 70 % работников охвачены системой пенсионного страхования, а несколько меньше – частным пенсионным страхованием. Либерализация вложения пенсионных средств сделала пенсионные фонды одним из главных институтов инвестиционной политики США[210].

Во многих странах, осуществляющих пенсионное страхование по модели Бисмарка (о ней уже говорилось) с возмещением 60–70 % заработной платы, развитие получило добровольное дополнительное пенсионное страхование, были введены минимальные социальные пенсии по возрасту. Добровольное пенсионное страхование в рамках предприятий позволяло замещать еще 10–20 % заработной платы. Модель Бевериджа первоначально была нацелена на возмещение 18–20 % заработка как гарантии прожиточного минимума для всех лиц, достигших определенного возраста. Получившее в ее рамках развитие обязательное и факультативно-обязательное профессиональное страхование, зависящее от размера заработка, покрывало еще 35–45 % его размера. В результате между названными моделями произошло существенное сближение. Отсюда широкое распространение единых национальных пенсионных систем (Бельгия, Испания, Италия, Греция и др.). Это не исключает специального правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих, государственных служащих, судей и некоторых других категорий работников формального сектора занятости.

К концу XX в. для пенсионного страхования на случай старости и инвалидности в странах Запада были характерны следующие основные тенденции. Оно традиционно выполняло троякую функцию: защита от бедности при наступлении старости или инвалидности, а также при потере кормильца; выплата застрахованному лицу при наступлении страхового случая пенсии, пропорциональной вносимым им страховым взносам; поддержание пенсионных выплат на определенном уровне независимо от инфляции, что выгодно отличает пенсию от личных сбережений. Для получения пенсии по старости изначально требовались минимум два условия: достижение установленного законодательством пенсионного возраста и определенный страховой стаж, т. е. период выплаты взносов в фонд пенсионного страхования. В большинстве развитых стран Запада нормативный пенсионный возраст устанавливается исходя из финансовых возможностей государства. Он в большинстве развитых стран был равен 65 годам для мужчин и женщин (Германия, США, Япония, Канада, Швеция и др.), причем в Норвегии и Дании он был наибольший (67 лет, с 2004 г. в Дании снижен до 65 лет), а во Франции и Италии – наименьший (60 лет для мужчин). Для женщин в Италии этот возраст составлял 55 лет, а в Австрии, Греции, Италии, Великобритании, Франции – 60 лет. Впрочем, в большинстве стран этот возраст имеет тенденции к повышению в соответствии с ростом средней продолжительности жизни. Так, в Италии уже сейчас он составляет 62 года для мужчин и 57 для женщин. В большинстве стран, где пенсионный возраст гендерно дифференцирован, принято решение о его выравнивании или он уже уравнен (Австралия, Бельгия, Великобритания). При этом во многих странах сохранено право на досрочный выход на пенсию, которая в этом случае выплачивается, как правило, частично. Эти изменения оцениваются неоднозначно, а во Франции, где к низкому пенсионному возрасту добавляется самая короткая рабочая неделя (35 часов), обсуждение этих проблем вызвало жаркие дискуссии и даже уличные беспорядки. Отметим, что еще в 1999 г. было предложено увеличить пенсионный возраст с 60 до 65 лет, а период уплаты страховых взносов для получения полной пенсии с 37,5 до 42,5 года. В результате попытка проведения даже ограниченных реформ пенсионной системы стоила отставки трех правительств, а все ограничилось небольшими изменениями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Курс права социального обеспечения"

Книги похожие на "Курс права социального обеспечения" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Мария Лушникова

Мария Лушникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Мария Лушникова - Курс права социального обеспечения"

Отзывы читателей о книге "Курс права социального обеспечения", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.