» » » » Ирина Сапожникова - Родной дом – Московская Консерватория


Авторские права

Ирина Сапожникова - Родной дом – Московская Консерватория

Здесь можно купить и скачать "Ирина Сапожникова - Родной дом – Московская Консерватория" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая документальная литература, издательство Литагент «Сабашниковы»4df6788f-f864-11e3-871d-0025905a0812, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ирина Сапожникова - Родной дом – Московская Консерватория
Рейтинг:
Название:
Родной дом – Московская Консерватория
Издательство:
неизвестно
Год:
2009
ISBN:
978-5-8242-0115-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Родной дом – Московская Консерватория"

Описание и краткое содержание "Родной дом – Московская Консерватория" читать бесплатно онлайн.



Сапожникова Ирина Николаевна закончила Химический факультет МГУ им. Ломоносова и более тридцати лет работала в области физической и коллоидной химии полимеров, кандидат химических наук. В последние годы начала писать в жанре художественной прозы и мемуаристики. В 2007 году опубликована ее первая книга «Глазами школьницы – из середины прошлого века».






Отец обладал абсолютным слухом и играл на любом инструменте, к которому подходил или брал в руки. Играл даже на колоколах. Местный настоятель главного (Успенского) собора приглашал отца, еще мальчика, исполнять пасхальные перезвоны. Сохранилась фотография молодежного оркестра народных инструментов, где отец запечатлей с мандолиной в руках. Отец рассказывал, что еще школьником ездил в Москву на спектакли Большого театра и прослушал (и просмотрел) там почти весь репертуар. Любовь и тяга к искусству проявилась в детстве и оставалась до конца жизни неотъемлемой составляющей его внутреннего мира.

По рисованию у отца никогда не было никакого другого учителя, кроме школьного, но его глаза и руки, безошибочно взаимодействуя между собой, оставляли на бумаге абсолютные (как в музыке) пропорции и перспективы. От его Малоярославецкого периода жизни осталось несколько обещающих рисунков (портретов и пейзажей), сделанных карандашом и написанных маслом. Отцу не пришлось реализовать свои природные дарования по прямому назначению, однако он всегда носил их в себе, не утратил до конца жизни, а в темные сороковые-пятидесятые годы плодотворно использовал их для работы и собственного выживания – об этом еще расскажу в соответствующей главе.

2. Трудовой стаж

В Архитектурный институт, куда отец хотел пойти учиться после окончания школы, его не приняли (хотя он один только и получил тогда отличную оценку за рисунок). В стране был 1928 год – начало нового витка террора после короткого либерального периода НЭПа. Спасательным кругом для людей с «неблагонадежным» социальным прошлым стала «перековка» в рабочий класс. И отец устроился на городскую электростанцию – единственное место в Малоярославце, где требовались рабочие для выполнения электромонтажных работ по электрификации города. Электрификация завершилась в 1929-ом году, и отец уехал в Москву с приобретенной специальностью «электромонтажник», с которой он быстро нашел работу на бирже труда: его послали на монтаж электрооборудования строящегося дома Правительства с кинотеатром «Ударник» и Театром на Берсеневской набережной.

Известно, что человек талантливый проявится во всем. Николай Федорович оказался талантливым рабочим, и не только потому, что имел прекрасные руки и творческое начало, но еще и обладал феноменальной трудоспособностью. Он работал и рядовым, и бригадиром, был ударником и рационализатором, награждался премиями и грамотами.

Потребность реализовывать себя в творческом труде, возможно, и была главной в его человеческой натуре, можно сказать, императивом его жизни. Погрузившись в случайную профессию, он нашел в ней много интересного, выучился без отрыва от работы, и после окончания строительства «Дома на набережной» был назначен заведующим электроцехом Нового театра (впоследствии – Московский Драматический театр, ныне – Театр Эстрады). 1-го февраля 1937-го года отец перешел на работу в Московскую государственную консерваторию им. П.И.Чайковского.

3. В московской консерватории

Николай Федорович Сапожников пришел в Консерваторию в 27 лет на ту же должность, что и в Новом театре; он принес с собой большой трудовой стаж, звание ударника труда, музыкальные и художественные способности и инженерную специальность «монтаж и эксплуатация электрооборудования промышленных предприятий». Особенно плодотворной его деятельность продолжалась до середины 1970-х г.г., пока он оставался в своей должности начальника электроцеха. Сколько раз его приглашали на работу в Мосэнерго и в другие организации на более престижную, более высокую и более оплачиваемую должность. Но отец любил Консерваторию, как свое дитя, как мать, как жену или сестру, и не мог изменить ей или подвести ее, как ему казалось, своим уходом. К тому же Консерватория, с ее высоким предназначением в мире Искусства, притянула к себе отца масштабами музыки и музыкантов, тогда в ней работавших, и стала ему вторым (а скорее, первым) домом.

Было и еще одно, может быть главное положение, интуитивно или явно заставлявшее отца не бросать Консерваторию. В масштабе МГК как ВУЗа и как храма Музыки и одновременно хозяйствующей единицы с огромными старинными корпусами, великолепными классами и залами, были заложены грандиозные возможности, как для рутинной работы, так и для реализации творческих сил, которыми отец был полон. Трудно сказать, цепь случайностей или закономерность обстоятельств привела Н.Ф.Сапожникова, человека художественно одаренного и наделенного абсолютным слухом, в Московскую консерваторию, но он беззаветно прослужил ей как отдельной Музе более 50-ти лет.

Отец проработал в Консерватории до смерти в середине девяностых, оставаясь до конца востребованным в ней, хотя и заканчивал свою трудовую деятельность в должности дежурного электрика. Так, в конце февраля 1995-го года, когда отец уже не выходил из дома, ночью случилась серьезная авария, приведшая к обесточиванию электросетей и поломке ряда оборудования. По колебаниям напряжения отец сразу понял, что произошло, и объяснил нам, куда должен пойти инженер или мастер, что должен выключить, что включить, какие рубильники на какой режим перевести. Однако мы никого ночью найти не могли. Утром к нам в дом пришла целая делегация из сотрудников технических служб. Отец был смущен их появлением, поскольку решил, что они пришли навестить его как больного. Он спросил в своей манере: «Чем обязан приходу столь высоких гостей?» Однако сразу успокоился, так как оказалось, что пришли они к нему проконсультироваться по аварии. Это случилось недели за две до его смерти. Вскоре отец слег и уже не вставал. Я приходила к нему с вопросами: «Папа, может, тебе дать книгу полегче (книги стали выпадать из его рук)?» «Нет, не надо, читать не хочется.» «Может, тебе принести приемник и поставить музыку?» «Нет, музыки я уже наслушался». Тогда я спросила: «Что же ты хочешь?» Отец ответил: «Я хочу встать и действовать».

Поступив на работу в 1937-ом году, Н.Ф. начал с того, что провел серьезную реконструкцию и усовершенствование электрооборудования консерваторских помещений. Он перевел энергообслуживание здания в полуавтоматический режим, введя при этом множество соответствующих тому времени технических новшеств и собственных рационализаций. Таким образом, был заложен фундамент электротехнического обеспечения МГК в тяжелые военные годы 1941 – 1945 гг. в условиях отсутствия специалистов, средств, материалов. Сохранились некоторые документы и грамоты тех лет, свидетельствующие о высокой оценке неожиданного для всех уровня выполненной работы.

Скорее всего, новое время требует сегодня более современного оснащения, и новые люди, возможно, работают в этом направлении, но многое из того, что сделано еще молодыми руками и особенной головой моего отца, работает в МГК до сих пор.

Во время войны наша семья (отец, мама, сестра, родившаяся в 1937-ом году, и я – в сороковом) оставались в Москве, и отец работал практически сутками. Известно, что, несмотря на то что Консерватория как учебное заведение осенью 1941-го года была эвакуирована в г. Саратов, ее жизнь в Москве не останавливалась ни на минуту. В неотапливаемом помещении Большого зала проходили концерты. Многие слушатели уходили на фронт прямо из Консерватории. Отец рассказывал, что однажды во время концерта С. Рихтера в зале погас свет. С.Т. Рихтер ни на секунду не оборвал музыку и еще какое-то время играл в полной темноте, пока ему не принесли свечу. Но это было общее по Москве техническое отключение электроэнергии на пять минут и к энергетическому состоянию МГК не имело отношения. Энергетическая артерия МГК во время войны, даже в самые тяжелые для Москвы дни, когда немцы вплотную подошли к столице, была исправной и работала бесперебойно. Для Консерватории это означало в тот период не только поддержание творческой потенции, но обеспечение всей ее жизнедеятельности и сохранности, а для моего отца это было время беспримерного труда, который мог бы считаться подвигом.

Я была еще очень маленькой и сама помню только, что отец приходил домой под утро. Сохранился документ по представлению Н.Ф. Сапожникова в 1946-ом году по случаю восьмидесятилетия МГК к медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» В восьми пунктах неполного, как сказано, перечня его заслуг просматривается масштаб его деятельности:

«…В трудных условиях военного времени, при недостатке рабочей силы и почти полном отсутствии квалифицированных энергетиков Н.Ф.Сапожников обеспечивал нормальную работу всего электрохозяйства.Н.Ф. Сапожниковым были оборудованы все бомбоубежища вентиляционными установками и энергопитанием, оборудована светомаскировка на всю осветительную арматуру. Во время налетов вражеской авиации была обеспечена телефонная связь всех чердаков здания Консерватории с дежурным помещением пожарной охраны, была создана новая противопожарная насосная установка с резервным мотором к пожарному насосу.».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Родной дом – Московская Консерватория"

Книги похожие на "Родной дом – Московская Консерватория" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ирина Сапожникова

Ирина Сапожникова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ирина Сапожникова - Родной дом – Московская Консерватория"

Отзывы читателей о книге "Родной дом – Московская Консерватория", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.