» » » Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы


Авторские права

Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы

Здесь можно купить и скачать "Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы
Рейтинг:
Название:
Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-227-05892-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Описание и краткое содержание "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" читать бесплатно онлайн.



Автор предлагает взглянуть на городские пространства Санкт-Петербурга в неожиданном ракурсе – не с привычной стороны торжественных фасадов, а «с изнанки» – со стороны дворовых территорий. Вы узнаете немало любопытного о типах петербургских дворов: парадных дворах-курдонерах, проходных дворах, дворах-колодцах, о том, как постепенно менялось отношение к обустройству территорий, примыкающих к жилью человека, в условиях растущего города. Несомненный интерес представляют и сведения об отношении человека к придомовым участкам в разные эпохи и на разных континентах, а также «дворовые» литературные адреса.






Но не закончен бой, стихия, словно разбуженный бог Тор, готова в любой момент нанести удар по творению царя людей. Ждать недолго… Стихия – природа, с которой не совладеть даже самодержавной власти. Разрушительное наводнение началось.

Народ
Зрит божий гнев и казни ждет!
Увы! все гибнет: кров и пища!
Где будет взять?
В тот грозный год
Покойный царь еще Россией
Со славой правил. На балкон,
Печален, смутен, вышел он
И молвил: «С божией стихией
Царям не совладать».

В этом произведении Пушкина мы видим два Петербурга: город величественных зданий, монументов и город жилых окраин. Здесь вспоминается «Домик в Коломне», да и Евгений, герой «Медного всадника», тоже живет в этой городской окраине – районе небольших частных домиков, со «светелкой, тремя окнами, крыльцом и дверью».


Эскиз А.Е. Бенуа к повести «Медный всадник». 1923 год


Дворик поэт не упоминает, но он там, очевидно, был. Евгений «…где-то служит… и не тужит» – но видно, что он чиновник, бедный, раз живет в Коломне – Пушкин прямо об этом и говорит. Выход один – женитьба. Но сама природа противится этому – Пушкин прекрасно понимает, что человек себе не принадлежит, что самые прекрасные мечты в секунду могут быть разбиты злосчастной судьбой. Человеческое бытие лишь «насмешка неба».

Его места… Или во сне
Он то видит? Иль вся наша
И жизнь ничто, как сон пустой,
Насмешка неба над землей?

И главный герой превращается в «Ни то ни се, ни житель света, ни призрак мертвый», подтверждая мимолетность человеческой жизни. Но у Пушкина здесь все более трагично – сам город способен убивать, лишать разума, быть высшей силой для человека. И не просто доводить до безумия, до исступления, до «белой горячки» (в белую-то ночь!), а планомерно и неотвратимо уничтожать личность. Стихия реки – всего лишь прелюдия к более страшной упорядоченности каменного города. Первая несет с собой смерть и разрушение, вторая – безумие и кладбищенскую упорядоченность спокойного величия. Впрочем, вторая тоже заканчивается смертью.


А.Е. Бенуа. Иллюстрация к «Медному всаднику» А.С. Пушкина


За ним несется Всадник Медный
на звонко-скачущем коне;
И во всю ночь безумец бедный,
Куда стопы не обращал,
За ним повсюду Всадник Медный
С тяжелым топотом скакал.

Пушкин стал свидетелем начала перемен – лачужки сносились, а улицы Коломны застраивались многоэтажными домами. Мир менялся: дворцы превращались в доходные дома, парадные дворы – в двор-колодец. Пройдет еще несколько десятилетий, и Евгения Онегина сменит Родион Раскольников. В «Медном всаднике» Пушкин это предвидит – Евгений более не возвращается в Коломну, а ищет домик своей возлюбленной Параши на Васильевском острове (в Галерной гавани) – таком же дешевом пригороде столицы. Но умирает здесь, забытый, сошедший с ума. Грядет новое время, новые герои. И только река вечна, неизменна, как вечен сам город Петра.


А.С. Пушкин. Автопортрет с Онегиным


К образам главной реки города поэт возвращается постоянно. Например, в «Онегине».

Все было тихо; лишь ночные
Перекликались часовые;
Да дрожек отдаленный стук
С Мильонной раздавался вдруг;
Лишь лодка, веслами махая,
Плыла по дремлющей реке…

В Коломне А.С. Пушкин жил вместе с родителями после окончания Лицея с 1817 по 1820 год. Семья снимала квартиру в доме вице-адмирала А.Ф. Клокачева (наб. р. Фонтанки, 185). Дом был трехэтажным, с высоким подвалом. Пушкины жили на третьем этаже в семикомнатной квартире: во двор выходили окна четырех комнат, на реку смотрели десять окон парадных залов. На втором этаже в то же время проживали Корфы. Молодой Пушкин жил в комнате с окнами во двор. О жилище поэта позднее вспоминал переводчик Василий Андреевич Эртель: «Мы взошли на лестницу, слуга отворил двери, и мы вступили в комнату. У дверей стояла кровать, на которой лежал молодой человек в полосатом бухарском халате, с ермолкою на голове. Возле постели, на столе, лежали бумаги и книги. В комнате соединялись признаки жилища молодого светского человека с поэтическим беспорядком ученого». Таким, возможно, заставали Пушкина и его друзья – А.А. Дельвиг и Е.А. Баратынский. Здесь поэт написал оду «Вольность», несколько стихотворений, в том числе «К Чаадаеву», завершил работу над поэмой «Руслан и Людмила». Может быть тут, на Фонтанке, у молодого поэта появились первые замыслы будущего романа «Евгений Онегин» – известно, что в 1820 году Пушкин начал работу над этим произведением.

Свой доходный дом Алексей Федотович Клокачев купил 14 февраля 1818 года у графини Марии Александровны Апраксиной, супруги полковника А.И. Апраксина. Сам Пушкин упоминал, что после окончания Лицея в 1817 году жил в доме Апраксина. Трудно сказать, какими были дворы этого дома в пушкинское время – в 1903 году здание надстроил архитектор П.М. Мульханов, изменивший и внутридворовые постройки. Сейчас дворы пушкинского дома отличаются разнообразием. Низкая арка ведет в юго-восточный световой двор-колодец, более типичный для эпохи Достоевского, чем Пушкина. Прямоугольный и темный, он вызывает настоящую депрессию – петербургский сплин. Другая часть двора совершенно открыта – много пространства и городского воздуха, при общей унылости однообразных рядов окон.

В 1840-х годах в квартире третьего этажа жил в нужде, забытый обществом, знаменитый архитектор К.М. Росси. Утром 6 апреля 1849 года великий зодчий скончался от холеры на 71-м году жизни, и его похоронили на Волковом лютеранском кладбище.

Из более ранних петербургских адресов Пушкина, исследователи называют два: отель «Бордо» на набережной реки Мойки, 82 (июль 1811 г.) и дом купца Кувшинникова, на набережной реки Мойки, 13, второй адрес – Миллионная, 22 (август 1811 г.).

Точно не установлено, когда впервые маленького Сашу Пушкина привезли в столицу России. По воспоминаниям Алексея Юрьевича Пушкина (племянника бабушки поэта), Сергей Львович и Марья Алексеевна прожили в Петербурге целый год, уехав в Москву в ноябре 1800 года. Таким образом, будущего поэта привезли в столицу в возрасте шести месяцев.

Осталась в письмах поэта и история встречи с императором Павлом I, которая могла состояться только в Санкт-Петербурге, в то время. В 1834 году Пушкин писал: «Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку…». Речь в этом письме идет об императоре Павле I, встречу с которым поэт, конечно, не помнил, но знал по рассказам близких. В тот год Пушкины останавливались на Моховой улице (современный адрес – Соляной пер., 14) в двухэтажном доме С.Д. Комовского, не сохранившемся до настоящего времени.

Много позже, на расположенной рядом Пантелеймоновской улице в доме К. Оливио (ул. Пестеля, 5) снимет квартиру супруга поэта Наталья Николаевна, переехав сюда в начале сентября 1833 года. Вскоре к ней присоединился и Александр Сергеевич – здесь супруги прожили почти год. Эта квартира стала первым в Петербурге совместным жильем Пушкина и Гончаровой, а ее адрес писали так: «У Пантелеймона, близ Цепного моста, в доме Оливье». Существующий ныне дом сооружен в 1880 году по проекту архитектора А.К. Кейзера и доподлинно известно, насколько изменился двор здания: реконструкции второй половины 1950-х годов полностью изменили и само здание, и его двор.


Дом К. Оливио (ул. Пестеля, 5)


В этой квартире, а может быть, и во дворе или в Летнем саду поэт написал (и дописал) множество своих знаменитых произведений: «Медный всадник», «История Пугачевского бунта», «Сказка о мертвой царевне» и другие произведения. Пушкин отмечал, что часто бывает в Летнем саду: «…Иду туда в халате и туфлях. После обеда сплю в нем, читаю и пишу». Летние месяцы 1834 года стали плодотворными в его карьере – семья отдыхала в имении «Полотняный завод», и А.С. Пушкин спокойно работал над своими произведениями. Съехать с этой квартиры поэта заставил конфликт с домовладельцем. Пушкин так описывает ситуацию в одном из писем: «Я с нашим хозяином побранился и вот почему. На днях возвращаюсь ночью домой: двери заперты. Стучу, стучу, звоню, звоню. Насилу добудился дворника. А я ему уже несколько раз говорил: прежде моего приезда не запирать. Рассердясь на него, дал я ему отеческое наказание. На другой день узнаю, что Оливье на своем дворе декламировал противу меня и велел дворнику меня не слушаться и двери запирать с 10 часов, чтобы воры не украли лестницы. Я тот же час велел прибить к дверям объявление о сдаче квартиры, а к Оливье написал письмо, на которое дурак до сих пор не отвечал». Пушкин переехал 10 августа на Гагаринскую (ныне – Кутузова) набережную в дом Баташова.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Книги похожие на "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Гусаров

Андрей Гусаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Отзывы читателей о книге "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.