» » » » Евгения Воронцова - Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история


Авторские права

Евгения Воронцова - Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история

Здесь можно купить и скачать "Евгения Воронцова - Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Этерна»2c00a7dd-a678-11e1-aac2-5924aae99221, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Воронцова - Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история
Рейтинг:
Название:
Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-480-00312-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история"

Описание и краткое содержание "Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история" читать бесплатно онлайн.



Книга представляет собой достаточно полную сводку текстов, посвященных проблеме предпринимательских организаций в России, – как опубликованных в 1980-1990-е гг., так и не публиковавшихся ранее, но написанных тогда же и даже чуть раньше. В ней затронута и проблема мобилизации российской промышленности в годы Первой мировой войны, что особенно актуально в свете приближающегося 100-летия с момента ее начала.






Нормативы закрепляют решение вопросов в исполнительных органах простым большинством, на съездах наиболее важных – абсолютным (изменение устава, ликвидация организации, выборы должностных лиц, исключение членов, обложение сборами). Чтобы решения имели силу постановления, они вводят кворум (присутствие определенной части членов) и меры на случай его отсутствия. Нормативы требовали фиксации постановлений собраний в журналах и протоколах с приложением особых мнений.

По способу изложения и расположению сведений о проведении собрания четко выделяются нормативы обществ заводчиков и фабрикантов, бирж, двух групп съездов. В уставах обществ и заводчиков они идут в главе «Управление общества» после совета, в биржевых уставах рассеяны в разделе «О биржевом обществе». Положения одних съездов показывают, как производятся действия[119], положения других устанавливают принцип гласности съездов, подробно перечисляют права участников собрания и председателя[120]. Нормативы некоторых съездов оставляют разработку правил об устройстве и порядке занятий съездов за ними. Особую форму нормативного документа представляют собой правила о созыве съездов, где специфика распределения материала обусловлена видом документа[121]. Некоторые пункты нормативов имели социальную направленность: ограничение съездов строго рамками программы, рассмотрение вносимого членом вопроса лишь по решению большинства голосов собрания и т. п.

По нормативным документам в некоторой степени можно представить характер отношений предпринимательских организаций с государством. В целевой установке они определили отношение буржуазии к государству. Отношение правительства к ее организациям вылилось в различные формы контроля. Временные правила и ряд нормативов дают органам власти право закрывать организации и называют условия его реализации[122]. Порядок ликвидации дел часть нормативов позволяют определять министру и Горному департаменту По положениям ряд съездов должен был «доводить» о своей ликвидации до местных властей[123]. Конкретные способы контроля, с разной степенью детализированные в нормативных документах, касаются как внешнего проявления объектов, так и их внутренних дел. Общую формулировку содержат уставы бирж, положения горнопромышленных съездов устанавливают наиболее тесную зависимость. Нормативы оговаривают подчинение законам и распоряжениям правительства[124], называют законы, соблюдение которых обязательно[125], устанавливают ответственность должностных лиц перед законом.

Во внутренней жизни предпринимательских организаций нормативы предоставляют государственным органам роль арбитра, в соответствии с чем жалобы на постановления организации и ее органов члены могут приносить властям[126]. Последние могли назначать ревизию, вводить в состав ревизионных органов своих представителей[127]. Нормативные документы ставили под контроль государства финансы организаций, требуя направлять ведомствам сметы и балансы[128] и пр. Стремясь обеспечить лояльность организаций, нормативы устанавливали формы контроля за общими собраниями: созыв по оповещении властей или с их разрешения, представление программ на утверждение[129]. Положения горнопромышленных съездов добавляют к этому отсутствие возражений у министра как условие их гласного проведения. Чтобы «суждения» съезда касались лишь предметов, относящихся «до нужд промышленности», и проводились по программе, в них четко обозначены права назначаемого министром председателя. Нормативы этих съездов требовали предоставлять ведомствам протоколы съездов, особые мнения их участников.

Надзор за исполнительными органами, судя по нормативам, осуществлялся в форме издания инструкций для них и правил избрания должностных лиц[130]. По ним было необходимым согласие министра для отстранения члена конторы и его разрешение для изменения числа старшин (для всех бирж). Представителям министерства инструкции дают право требовать созыва заседаний контор, надзирать за тем, чтобы их действия не выходили за пределы «дозволенной деятельности». В нормативах фиксируется, что учреждения при предпринимательских организациях создаются на законных основаниях, с разрешения властей и при наличии утвержденных уставов или правил[131].

Для получения органами власти обобщенной информации о деятельности организаций некоторые нормативные документы требовали посылки чиновникам годовых отчетов[132]. Чтобы не допустить их выхода за установленные рамки, ставилась под контроль их издательская деятельность[133].О масштабности, значимости той или иной организации может свидетельствовать уровень контролирующих органов: министерство, центральные или местные учреждения.

Нормативные документы регламентировали и некоторые стороны внутриклассовых отношений[134]. Так, допуская организацию групповых съездов, они обеспечивали «автономию» отдельных отраслей и групп предпринимателей. С этой целью вводилось предварительное обсуждение вопросов, касающихся отрасли, на совещаниях представителей группы или района, предоставление их решения этим представителям. Оговаривалось, что постановления общего съезда по таким вопросам вступали в силу лишь в случае согласия указанных представителей. Данная тенденция прослеживается по положениям и в отношении советов Съездов, чьи выборные органы должны были избираться из представителей всех районов и отраслей, на чьих заседаниях обязательным было присутствие представителей общественных по торговле и промышленности учреждений, заинтересованных в решении вопроса, и т. п.

Существенное влияние оказали нормативные документы на складывание источниковой базы. Предусматривая издание периодики, специальной литературы, статистических сведений, требуя обязательной публикации протоколов и других материалов собраний и исполнительных органов, они предопределили преобладание в корпусе источников опубликованных материалов. Закрепляя систему ведения дел, пути движения документов, нормативы дают представление о делопроизводстве предпринимательских организаций, называют виды делопроизводственной документации (доклады, заключения исполнительных органов, протоколы, различные списки, заявления о приеме и пр.). Они упоминают инструкции и правила для органов и должностных лиц. Ими предусмотрена отчетная и планирующая документация (балансы, отчеты – о деятельности, денежные и о результатах ходатайств, сметы, планы действий). Положения, уставы, инструкции фиксируют некоторые условия ведения переписки, определяют формуляр документов (состав подписей, печати и пр.). Благодаря этому нормативные документы полезны как при работе с существующими фондами, так и при реконструкции несохранившихся. Они помогают исследователям составить правильное представление о структуре и функционировании организации, необходимое для анализа документов фондов.

Все вышесказанное подводит к выводу о важности нормативных документов для характеристики предпринимательских организаций. Само наличие такого документа говорит о том, что организация существовала. В них сжато, лаконично сформулированы сущность объединения, его социальный состав и организационное устройство. Определяя статус предпринимательской организации, регламентируя основные стороны ее деятельности, характер ее взаимосвязей и отношений с государственными и иными учреждениями, норматив закреплял за ней особое место в социально-экономической системе, а также допустимые пределы изменения структуры и функций. Называя элементы структуры, способы их взаимодействия, функции организации, нормативные документы по существу давали модель предпринимательской организации. Характер отображения действительности обусловил как разнообразие, так и ограниченность информации, аккумулируемой этими документами.

Проведенный общий анализ нормативов, являясь необходимым этапом их исследования, не исчерпывает всего богатства их содержания. На следующем этапе возможна постановка более конкретных задач, применение иных методов исследования. Так, фиксация в нормативах различий объектов позволяет их классифицировать (с последующей проверкой по другим материалам), выделить типы предпринимательских организаций и группы внутри одного типа. Правомерность применения данного метода вытекает из взаимосвязи и взаимозависимости законодательства и жизни, из отражения конкретной реальности в нормативе. Он позволяет рассмотреть объект в единстве его существенных сторон. Вследствие большей мобильности отдельные законодательные акты предоставляют в этом плане больше возможностей, чем общее законодательство. В то же время они относительно устойчивы, их информация сопоставима. Вполне возможно прояснить и вопрос о степени несоответствия законодательного акта и реальности, его характере (принципиальное или на уровне частностей). Для более полного выявления информативного потенциала нормативных документов необходимо их сопоставление с другими видами источников, определение специфики их информации об объекте.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история"

Книги похожие на "Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Воронцова

Евгения Воронцова - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Воронцова - Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история"

Отзывы читателей о книге "Предпринимательские организации в России. Историография, источники, история", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.