Ольга Смирнова - Энциклопедия по святым местам центра России
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энциклопедия по святым местам центра России"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия по святым местам центра России" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание представляет собой обзор многовековой духовной истории русского народа в ее взаимодействии с историческим развитием государства. В нем собраны сведения о 362 храмах и 187 монастырях. Книга станет незаменимым помощником в путешествиях по России, пригодится учителям Основ Православной Культуры, а также всем, кто интересуется историей.
В Борисоглебской церкви были погребены сын Юрия Долгорукого Борис Юрьевич с супругой Марией и дочерью Евфросинией. В 1675 г., при осмотре гробницы князя Бориса, была обнаружена хорошо сохранившаяся его одежда.
Дальнейшая история монастыря неизвестна, в XVII в. он опустел и был приписан к Печерскому Нижегородскому монастырю.
Церковь свв. Бориса и Глеба является памятником архитектуры.
Суздаль
В 990 г., когда Суздаль был небольшим поселением или пригородом старого Ростова, в эти отдаленные края пришел с христианской проповедью Киевский князь Владимир. Ему помогали три самых богомудрых святителей того времени, присланные на Русь греческим Патриархом Николаем Хризовергом, в свите митрополита Михаила. В числе этих епископов-проповедников был первый святитель суздальской земли Федор. Ему князь Владимир и поручил основанную в 990 г. епископскую кафедру.
Миссионерская деятельность Федора в Суздале продолжалась недолго, только до открытия епископской кафедры в Ростове. С учреждением Ростовской епархии в 991–992 гг., в состав которой, в первые два столетия христианства на Руси, входили и Суздальские земли, первым епископом Ростова был назначен свт. Федор. С этого времени центром апостольской деятельности св. Федора стал Ростов, в котором он жил, как епархиальный епископ. Проповеди св. Федора среди ростовских язычников имели успех, Федор крестил много жителей. Но некоторые, упорные в язычестве, ростовцы возненавидели святителя, и после тяжких оскорблений он вынужден был покинуть город и снова поселиться в Суздале, время от времени совершая миссионерские поездки в Ростов. Время прославления свт. Федора неизвестно. Народное предание говорит, что мощи его были открыты еще до нашествия Батыя.
После кончины свт. Федора (конец X – начало XI вв.) христианство ослабело в Ростово-Суздальской земле. Главной причиной было отсутствие проповедников. После второго епископа Илариона, бежавшего от ростовских фанатиков, епархия вдовствовала около восьмидесяти лет. В Суздальской земле усилились языческие суеверия, о чем свидетельствуют события 1024 и 1071 гг.
В 1024 г. Ростово-Суздальская земля терпела сильный голод. Воспользовавшись этим, волхвы подняли среди народа такое сильное волнение, что для его усмирения потребовалось вмешательство княжеской власти. Так, в 1024 г. в Суздаль явился сам великий князь Ярослав, а Суздаль впервые был упомянут в документах.
В 1096 г., в ходе усобицы князя Олега Черниговского с детьми Владимира Мономаха Изяславом и Мстиславом, князь Олег сжег Суздаль. При Юрии Долгоруком Суздаль был главным городом Ростово-Суздальской области, и резиденцией великого князя. В конце XII столетия в Суздале появляется первый монастырь – обитель св. Димитрия Солунского, основанная Киевским митрополитом блаж. Ефремом.
В 1194 г. Всеволод III возобновил и украсил Богородице-Рождественский собор. В его княжение в конце XII в. епископ ростовский Иоанн основал в Суздале Козмодемьянский мужской монастырь, а в 1207 г. – Ризоположенский монастырь. В первой половине XIII в. в Суздале существовал еще один женский монастырь – Введенский, разоренный татарами в 1237 г.
С XIV до XIX вв. в Суздале жили и имели кафедру епископы, архиепископы и митрополиты, а епархия называлась Суздальской. При семитысячном населении, в городе насчитывалось до тридцати церквей.
В 1352 г. на Суздальскую кафедру был переведен св. епископ Иоанн (13521363). Он управлял епархией одиннадцать лет. Соборные служители уговорили перводиакона Елевферия оклеветать святителя. Народ поверил этим слухам, 6 сентября горожане ворвались в архиерейский дом и с поруганием выгнали святителя из города. Епископ Иоанн, снеся все молча и великодушно, покинул Суздаль, и за городом, преклонив колена к востоку, стал молить Бога простить оклеветавших его священнослужителей. В ту же минуту, все его клеветники ослепли. Они в страхе пали перед святителем на колени и просили у него прощения. По молитвам епископа, клеветники прозрели и дали обет исправить свою жизнь. На месте молитвы св. Иоанна суздальцы построили храм во имя Чуда Архистратига Михаила в Хонех[7], которое Церковь празднует 6 сентября.
Достигнув преклонных лет, свт. Иоанн оставил епископскую кафедру, принял схиму, удалился в Боголюбов монастырь, где и скончался 15 октября 1372 г. Погребен он был в Суздальском соборе.
В эпоху татарских нашествий, в XIII и XIV вв. в Суздале умножались монастыри, на которые князья не жалели денег: в 1240 г. св. блгв. князь Александр Невский основал в Суздале Александровский девичий монастырь, в 1352 г. князь Борис Константинович построил Спасо-Преображенский, в 1364 г. князь Андрей Константинович положил начало Покровскому монастырю.
В 1328 г. Суздаль, в отличие от своего ближайшего соседа Владимира, не примкнул к Москве, а образовал вместе с Нижним Новгородом и Городцом на Волге, отдельное княжество. К Москве Суздальское княжество было присоединено к Москве великим князем Василием Дмитриевичем, и обращено в наместничество.
В церковной жизни Суздаля XV в. не произошло каких-либо значимых событий. Из епископов этого времени прославились Авраамий и Филипп. Епископ Авраамий (1431–1452), в числе многих духовных и светских лиц, среди которых был и некий Симеон Суздальский, сопровождал в 1437 г. на Флорентийский собор митрополита Московского Исидора. В 1449 г. Авраамий, тогда уже в сане митрополита, как один из древнейших иерархов Русской Церкви, был на поставлении в митрополиты епископа Рязанского. Епископ Филипп (1452–1464), в 1464 г., за свою благочестивую жизнь, великим князем Иваном Васильевичем III, был избран во Всероссийские митрополиты.
Начало XVI в. ознаменовалось великим событием. При епископе Симеоне (1509–1515) 4 июля 1509 г. были обретены нетленные мощи прп. Евфимия. В этом же, XVI столетии, в письменных источниках упоминаются два суздальских монастыря: Борисоглебский и Андреевский, но точное время их основания неизвестно. В 1552 г. Иван Грозный, следуя в Казанский поход, посетил Суздаль. В 1576 г. в городе произошел сильный пожар, в котором пострадал и Рождественский собор.
В 1589 г., когда в Москве было учреждено Патриаршество, в России было открыто четыре митрополии и шесть епископий, а Суздальская епархия сделалась архиепископией.
XVII в. принес много испытаний. Суздаль сильно пострадал при Лже-Дмитрии II, Тушинском воре, в 1608 г. город взяли литовцы и 14 октября привели его к присяге Лже-Дмитрию. Самое тяжелое испытание Суздаль пережил в 1611 г., когда в течении четырех с лишнем месяцев, с 20 июля по 6 декабря, был в осаде. В 1634 г. Суздаль был разграблен и сожжен крымскими татарами. В 1644 г. пожар уничтожил здания и церкви близ кремля. В 1645 г. город посетила моровая язва, от которой погибла половина жителей. Суздальцы, моля Бога об избавлении от постигшего бедствия, совершили крестный ход вокруг города, и остановившись на том месте, где улицы сходились крестообразно, отслужили молебен. После молебна язва прекратилась. А на том месте, где был совершен молебен, построили часовню, названную Крестом. В 1770 г. вместо часовни, суздальцы соорудили каменную Кресто-Николаевскую церковь, причисленную к Васильевскому монастырю.
В 1680-х гг. Суздаль дважды удостоился царских посещений. На поклонение местным святыням приходили цари Федор Алексеевич и Иван Алексеевич с сестрами, великими княжнами Софией, Екатериной, Марией и Феодосией.
Из архипастырей второй половины XVII в. особенно прославился Иларион. Он был хиротонисан на Суздальскую кафедру 11 декабря 1682 г., и в том же году 25 марта Патриархом Иоакимом возведен в сан митрополита. Основатель Флорищевой пустыни, он был переведен в Суздаль глубоко почитавшим его царем Федором Алексеевичем. Царь посещал Илариона в пустыни, ходя туда пешком два раза и до самой смерти пользовался наставлениями подвижниками. При нем немало деревянных храмов было перестроено в камень. Митрополит Иларион был родственником и другом царского изографа Симона Ушакова. При его архиерейском доме работали хорошие живописцы. 18 сентября 1699 г. произошло открытие мощей прп. Евфросинии в Ризоположенском монастыре.
17 июля 1719 г. в Суздале произошел сильный пожар, жертвой которого стал почти весь город. В 1723 г. по предписанию Духовного Регламента, при Суздальском архиерейском доме была открыта духовная семинария. В 1798 г. она была обращена в духовной училище. В 1882 г. на средства благотворителей, при училище была построена домовая церковь свв. Кирилла и Мефодия.
При епископе Симоне II (1739–1747) злоумышленники, воспользовавшись неизвестностью времени прославления мощей свт. Федора и Ивана, распустили среди суздальцев нелепые слухи. Суздальцы потребовали от священнослужителей собора обстоятельных и точных сведений о свт. Федоре и Иоанне. Требуемые сведения собрал ключарь Ананий Федоров – известный летописец, описатель Суздаля XVIII в. Приемник Симона епископ Порфирий (1747–1755) представил эти сведения в Св. Синод. Синод, рассмотрев дело, предписал праздновать их память по обыкновению.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия по святым местам центра России"
Книги похожие на "Энциклопедия по святым местам центра России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Смирнова - Энциклопедия по святым местам центра России"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия по святым местам центра России", комментарии и мнения людей о произведении.