» » » Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита


Авторские права

Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита

Здесь можно купить и скачать "Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент Гельветика56739999-7099-11e4-a31c-002590591ed2, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита
Рейтинг:
Название:
Православие. Словарь неофита
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-4357-0310-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Православие. Словарь неофита"

Описание и краткое содержание "Православие. Словарь неофита" читать бесплатно онлайн.



Словарь в краткой и доступной форме знакомит с основами православного вероучения. Настоящее издание содержит разнообразные (богослужебные, богословские, церковно-исторические) сведения, вводящие современного человека в сферу восточно-христианской, святоотеческой религиозной традиции.






Би́блия (греч. книги) – собрание книг, составляющих Священное Писание. Состоит из Ветхого Завета (договора, союза) и Нового Завета. Ветхий Завет, признаваемый священным помимо христиан иудеями, образуют 50 книг, которые были написаны на древнееврейском языке (начиная с XIII в. до Р. Х.) и составили единый корпус текстов в I в. от Р. Х. Православная Церковь признает каноническими 38 книг Ветхого Завета, а также считает неканоническими отдельные места в канонических книгах. Тексты Нового Завета, написанные на греческом языке в период со второй половины I в. по конец II в. от Р. Х., признаются священными только христианами. Он состоит из 27 книг: 4 Евангелий, Деяний святых апостолов, 21 апостольского послания (поучительных писем апостолов к христ. общинам и отдельным христианам) и Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Православная Церковь признает каноническими все 27 книг Нового Завета, который в таком составе почитают все христианские вероисповедания как основной источник вероучения. Православие учит не только о тесном единстве, но и о качественной неравноценности книг Ветхого и Нового Завета. Только Новый Завет является источником христ. веры, в то время как первый промыслительно играет определенную духовно-подготовительную роль в отношении христианства, отчасти по своему контрасту, отчасти по своей положительной связи с Новым Заветом. Ветхозаветные книги содержат в себе пророчества о Христе, множество прообразов и предзнаменований. Эти книги хранят Богооткровенную истину о Творце мира, о человеке, о грехе, о необходимости искупления и о грядущем Спасителе. Богословие и богослужение Православной Церкви проникнуты сопоставлением ветхозаветного и новозаветного планов священной истории и религиозного сознания: Адам – Христос, Ева – Богородица; рай земной – рай Небесный; вкушение плода к смерти – причащение Даров Святых к жизни вечной; запретное дерево – животворящее Древо Креста; Ноев ковчег как материальное средство спасения от потопа – Христова Церковь как ковчег духовного спасения в море греха, заполнившего мир; три ангельских мужа у Авраама – евангельская истина Пресвятой Троицы. По слову преподобного Максима Исповедника, Ветхий Завет – тело, а Новый – душа, ум и дух. При принятии христианства Русь получила Б. на понятном славянском языке, на который просветители славян Кирилл и Мефодий перевели книги Ветхого и Нового Завета. Первое печатное издание славянской Б. появилось в 1581, а перевод всей Б. на русский литературный язык был опубликован в 1876.


Благове́рный – 1) В самом общем значении – православный человек, исповедующий истинную веру. 2) В узком специальном смысле – чин, по которому к лику святых причислялись Русской Церковью в XI–XV вв. князья за жертвенное служение вере и отечеству.


Благове́ст – колокольный звон, которым верующие оповещаются о начале богослужения, – мерные удары в один большой колокол или поочередно в несколько колоколов.


Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы – православный праздник, относимый РПЦ к числу двунадесятых. Празднуется 7 апреля по нов. ст. В этот день вспоминается явление Пресвятой Деве Марии архангела Гавриила, возвестившего о предстоящем рождении Ею Сына Божия Иисуса Христа (см. Лк. 1, 26–38). Поскольку Боговоплощение совершилось не только по воле Божией, но также и по согласию Пресвятой Девы, то предполагается, что Ее согласие исполнить Божию волю, о котором Она сказала архангелу (см. Лк. 1, 38), явилось моментом непорочного зачатия Богочеловека. Таким образом, Б. П. Б. оказывается начальной стадией вочеловечения Бога. Праздник введен в христ. календарь в IV в.

Благода́ть – воздействие на людей Духа Святого. В качестве особой Божественной силы, ниспосылаемой человеку свыше для преодоления внутренне присущих ему несовершенства и греховности, Б. – необходимое условие всякого подлинного усовершенствования и спасения человеческой личности. На православном Востоке Б. изначально была понята как духовная энергия, действующая глубоко сокровенным, личностным образом. Если Католическая Церковь придерживается концепции сотворенной (тварной) Б., находящейся вне Бога и подаваемой человеку внешним образом, как прощение или амнистия, то православие учит о Б. как о прямом соприкосновении человеческой души с миром Божественным. Не всякому дано снискать Б. Но на высших ступенях духовного развития человека схождение Б. проявляется как полное обновление и преображение, сопровождающееся излиянием Фаворского света. В предании Православной Церкви пост, молитва, благие дела – всего лишь вероятные средства достижения Б., ибо подлинная цель христ. жизни видится как стяжание Святого Духа. Православие подчеркивает, что Б. не есть награда за нравственные заслуги человека и является всецело свободным даром Бога, не обусловленным человеческими усилиями. Руководствуясь принципом сочетания (синергии) Б. с человеческой свободой, святые отцы учат, что Б. не подавляет и не подчиняет свободной воли человеческой личности, но обогащает и укрепляет ее высшей духовной энергией, способствуя раскрытию присущих человеку индивидуальных дарований и тому, что он свободно отрекается от всего, препятствующего согласию его жизни с волей Божией. Б. изливается постоянно через таинства Церкви, которые даны ей как знак пребывания в ней Святого Духа. В каждом таинстве подается особый благодатный дар, а посредством всех таинств духовно преображается вся жизнь человека.


Благослове́ние – акт передачи благодати Духа Святого. Б. выражается: 1) Определенными богослужебными возгласами священника или архиерея. Различаются возгласы: литургийный («Благословенно царство…», им же начинаются чин крещения и чин венчания), всенощного бдения («Слава Святей…») и обычный («Благословен Бог наш…») – перед остальными богослужениями. 2) Осенением крестным зна́мением верующих священником или архиереем в частном порядке либо всех присутствующих в храме (а также крестом, Евангелием, дикирием или трикирием, иконой) в определенные моменты богослужения. 3) Разрешением какого-либо действия, данным духовным наставником наставляемому (к примеру, священнослужителем – мирянину, священником – диакону, игуменом – иноку). 4) Окроплением святой водой принесенных в храм хлебов, вина и елея на всенощном бдении или, например, фруктов во время праздника Преображения Господня.


Благочи́нный – в РПЦ священник, являющийся помощником правящего епископа в надзоре за приходами и духовенством церквей, входящих в состав одной из частей епархии – благочиния.


Блаже́нный – человек, проникнутый благодатью, достигший личностной гармонии в силу освобождения от внутренних противоречий, земных привязанностей и страстей. В русской православной традиции именование «Б.» преимущественно относится к юродивым, радикально освободившим свое сознание от пут здравого смысла и противопоставившим свой образ жизни обыденным, общепринятым нормам.


Блаже́нство – высшее с точки зрения православия состояние духовного и телесного бытия, достигаемое верующим на пути стяжания благодати Духа Святого, преодоления внутренней противоречивости, обретения единства с Богом, спасения и жизни вечной. Б. отчасти доступно христианину на земле, проявляясь здесь как благодатное чувство внутренней гармонии и мира с ближними. Однако в максимальной степени Б. достижимо для праведников лишь за пределами земного бытия в Царстве Божием.

Бог – в христианстве Верховное, Несотворенное (нетварное), Всесовершенное, Бестелесное, Вездесущее и Всемогущее Существо, имеющее личную духовно-разумную природу. В православном богословии Б. мыслится как всецело запредельный миру и непостижимый по Его Сущности Творец, Промыслитель, Спаситель мира, обладающий единством природы (усии) и существующий в трех Лицах или Ипостасях (см. Троица). Говоря о всецелой запредельности Б. тварному бытию, православие вместе с тем учит о духовной сопричастности Б. сотворенному миру и человеку посредством нетварных энергий Божиих, с которыми человеческий дух способен сочетаться. Восточно-христианская традиция, глубоко проникнутая духом апофатического богословия, избегает всякого рода теоретических доказательств бытия Б., столь характерных для католицизма. Опираясь на мистический опыт богообщения, богословы христ. Востока свидетельствуют о Б. как о живом Лице, образ Которого создается светом непостижимым и неизреченным. В такого рода свидетельствах свет неразрывно связывается с Божественной природой, но выступает не как стихия растворения личности, а как источник ее обретения и утверждения. По слову преп. Максима Исповедника, Бог, будучи Светом по естеству, проявляется в свете по подражанию, как Первообраз в образе. Если западное религиозное сознание обращало главное внимание на прозрачную ясность божественного света, откуда проистекали стремления схоластической теологии прояснить веру разумом и разработать систему сравнительно рационального боговедения, то на православном Востоке изначально подчеркивалась таинственная непроницаемость и рациональная неизъяснимость Божественного света. Антиномически указывая, что Б. есть Мрак, скрывающийся при любом свете, и неприступный Свет, затмевающий любое познание, что Б. не есть сущность, возможность или действие, но, сверхсущественная Творческая Причина сущности, силы и действия, православная мысль защищает идею Б. как Духа, Личности и Тайны, крайне осторожно относится к понятиям о Божественном Существе и выдвигает на первый план принцип несоответствия всего, адресуемого Б., Его непостижимой Природе. Эта духовно-богословская установка была глубоко усвоена подвижниками и мыслителями Русской Церкви, которые предпочитают говорить о Б. языком мистических символов как о духовном огне, воспламеняющем сердца и утробы (преп. Серафим Саровский), как неизъяснимом «первом великом истинном свете» (преп. Иосиф Волоцкий).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Православие. Словарь неофита"

Книги похожие на "Православие. Словарь неофита" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Юрий Булычев

Юрий Булычев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Юрий Булычев - Православие. Словарь неофита"

Отзывы читателей о книге "Православие. Словарь неофита", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.