» » » Коллектив авторов - Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)


Авторские права

Коллектив авторов - Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религия, издательство Литагент «Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви»83d97411-032b-11e3-b9a6-002590591ed2, год 2009. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)
Рейтинг:
Название:
Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2009
ISBN:
978-5-94625-324-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)"

Описание и краткое содержание "Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)" читать бесплатно онлайн.



Ничего иного не желаем мы друг другу так часто и искренне, как хорошего здоровья, провозглашая: «Было бы здоровье, остальное приложится». Что понимаем мы под здоровьем? И что под «остальным»? Что является главной причиной ухудшения человеческого здоровья? Как вера помогает справиться с болезнью? Существует ли православная медицина? Авторы сборника, православные врачи, рассматривая проблему здоровья человека каждый под своим углом зрения, сходятся на одном: болезнь всегда имеет духовные корни.






Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА


© Издательство Московской Патриархии, 2009

* * *

 Когда мы заболеваем или заболевает близкий нам человек, мы много говорим о причинах болезни – где, когда простудился или заразился, – о ее неприятности, продолжительности и т. д. Но ведь можно отнестись к болезни и иначе – как к некоторому предупреждению, что неправильно живем, или нехорошо поступили; как к некоторому указанию, что пора одуматься и исправиться. При таком отношении болезнь будет не только неприятным обстоятельством в нашей жизни, но и духовно полезным.

Епископ Мефодий

Где лечиться православному христианину

А. В. Недоступ

В последнее время в медицинских кругах, среди православных врачей и пациентов все чаще используется термин «православная медицина». Возможно ли такое словосочетание, допустимо ли вообще такое понятие? До определенного момента мне эта мысль не приходила в голову – настолько привычным сделался этот оборот речи. Поводом же к размышлениям о том, что такое православная медицина и вправе ли мы вообще о таковой говорить, послужили для меня два обстоятельства.

Во-первых, ко мне как к терапевту и кардиологу нередко обращаются знакомые и незнакомые люди с просьбой о консультации – моей или какого-либо иного православного специалиста. При этом иногда больные ожидают, что православные врачи будут их лечить какими-то особыми методами – травами, массажем, диетой, но только не лекарствами. Помню разочарование одного моего собеседника (это был телефонный разговор), которому требовалась консультация для сына, страдавшего пороком сердца, когда я сказал, что перед осмотром надо будет снять ЭКГ, сделать ультразвуковое исследование сердца и т. д. «Я думал, что раз вы православный врач, у вас какие-то другие методы», – сказал этот человек и больше общаться со мной не стал. Приглашали меня и на телевидение, явно ожидая, что речь пойдет о лечении травами, массажем и т. п.

Во-вторых, мне предложили принять участие в составлении библиотечки для прихожан наших храмов; предполагалось издание серии книжечек типа «Советы православного кардиолога», «Советы православного дерматолога» (пульмонолога, уролога и т. д.). Поначалу я согласился, но очень быстро понял, что делать этого не следовало бы. В каждой такой книжечке сначала речь пойдет о православном понимании болезни, поведении заболевшего православного человека (о необходимости причастия, иногда соборования и проч.), а затем будут даны специальные советы (в зависимости от характера болезни) – без сомнения, нужные, но не содержащие специфического православного наполнения. Следовательно, нужна книга о православном осмыслении связи болезни с грехом, о лечении как сложном процессе исцеления души и тела и т. д. (такие книги, слава Богу, уже есть), а специальные брошюры как-то «Советы больному гипертонической болезнью» можно найти в любом магазине.

Собственно, из вышесказанного уже многое становится ясным, но поскольку я сначала все-таки бездумно согласился написать несколько брошюр о советах православного врача, а с другой стороны – продолжаются телефонные звонки с просьбой показаться православному врачу-специалисту скорее в области народной медицины, я решил довести дело до конца и сформулировать для себя и для возможного читателя позицию в отношении вопроса: существует православная медицина или нет? Тем более, что аналогии не помогают: ясно, что нельзя, например, говорить о православной аэродинамике, православной геологии, но вполне возможно – о православной педагогике или психологии. Неожиданно для меня четко определить, что же такое православная медицина, оказалось не так-то просто.

Вначале необходимо уточнить, из чего складывается само понятие «медицина». Оно включает в себя четыре части. Первая – довольно сложная система общественных отношений: организация здравоохранения, финансирование, обучение врачей и т. д. Вторая – это само врачевание как процесс излечения. Третья – больной как субъект врачевания. Наконец четвертая часть – врач (и вообще медицинский работник), без которого медицина невозможна.

Начнем именно с врача. Здесь понятие «православный врач» вполне уместно. Безусловно, это должен быть не просто верующий человек, но такой профессионал, который старается жить и работать по заповедям Христа. В частности, он должен подчинять свою врачебную деятельность законам любви; должен быть бескорыстным: Туне приясте, туне дадите (см. Мф. 10, 8); должен, конечно, всячески стремиться, как принято говорить, повышать свою квалификацию, чтобы как можно лучше исполнять свое дело на том месте, куда его привел Господь. Однако все эти качества могут быть свойственны и просто хорошему, порядочному доктору – хотя и неверующему (лишний повод вспомнить, что по Тертуллиану душа человеческая – по природе христианка). Православного же врача отличает христианское понимание болезни, смерти, греха, лечения. Влияет ли это на его профессиональную деятельность? Конечно, для верующего православного врача, следующего, например, заповеди «не убий», неприемлемы такие реалии сегодняшнего дня в медицине как аборты, лечение эмбриональными стволовыми клетками и прочее.

Есть ли гарантия, что православный врач всегда будет блестящим специалистом? Конечно, нет. Это зависит от его образования, от врачебного таланта, способности к нашему делу, но в любом случае это будет доктор, считающий свою профессию, медицину, как о том говорил Иван Александрович Ильин, делом служения, а не наживы, не тягостным отбытием времени в присутствии. Здесь уместно привести примечательные слова Ильина на эту тему. В своей работе «Путь к очевидности», в главе «О призвании врача», цитируется письмо семейного врача Ильиных (имя его по просьбе самого врача Ильин не открывает). В ответ на просьбу Ильина охарактеризовать тот «метод», которым пользовался его доктор (и, как отмечает Ильин, «иначе, чем иностранные доктора, лучше, зорче, глубже, ласковее… и всегда с большим успехом»), этот врач пишет следующие замечательные строки (цитируем самое начало письма):

«То, что Вы так любезно обозначили, как мою “личную врачебную особенность”, по моему мнению, входит в самую сущность практической медицины. Во всяком случае, этот способ лечения соответствует прочной и сознательной русской медицинской традиции.

Согласно этой традиции, деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода; а в обхождении с больными – это есть не обобщающее, а индивидуализирующее рассмотрение, и в диагнозе мы призваны не к отвлеченной “конструкции” болезни, а к созерцанию ее своеобразия. Врачебная присяга, которую приносили все русские врачи и которой мы все обязаны русскому Православию, произносилась у нас с полной и благоговейной серьезностью (даже и неверующими людьми): врач обязывался к самоотверженному служению, он обещал быть человеколюбивым и готовым к оказанию деятельной помощи всякого звания людям, болезнями одержимым; он обязывался безотказно являться на зов, по совести помогать каждому страждущему; а XIII том Свода Законов (ст. 89, 132, 149 и др.) вводил его гонорар в скромную меру и ставил его под контроль.

Но этим еще не сказано самое важное – то, что молчаливо предполагалось как несомненное. Именно – любовь. Служение врача есть служение любви и сострадания: он призван любовно обходиться с больным. Если этого нет, то нет главного двигателя, нет «души» и «сердца». Тогда все вырождается и врачебная практика становится отвлеченным «подведением» больного под абстрактные понятия болезни (morbus) и лекарства (medicamentum). Но на самом деле пациент совсем не есть отвлеченное понятие, состоящее из абстрактных симптомов: он есть живое существо, душевно-духовное и страдающее; он совсем индивидуален по своему телесно-душевному составу и совсем своеобразен по своей болезни. Именно таким должен врач увидеть его, постигнуть и лечить. Именно к этому зовет нас наша врачебная совесть. Именно таким мы должны полюбить его, как страдающего и зовущего брата».

В этих замечательных словах отражена вся суть христианского подхода к лечению больного. Здесь воплощается евангельский принцип любви к ближнему.

С таким врачом, конечно, легче будет общаться православному больному – их сближает общее представление о смысле болезни, необходимости соблюдать правила духовной жизни (особенно тщательно в болезни), дозволенном и недозволенном в лечении (та же фетальная терапия), наконец, молитва друг за друга. Такому врачу больной, как правило, будет доверять больше, чем атеисту (да и врачу проще работать с братом или сестрой по вере).

Этим мы вовсе не хотим сказать, что верующим необходимо выстраивать некую замкнутую, по типу секты, ячейку внутри общества, в данном случае – в больничном отделении, поликлиническом кабинете и т. д. Напротив, православный врач обязан иметь духовный контакт с любым пациентом, быть, по мере сил и возможностей, его проводником в область неведомого пациенту огромного мира веры, к которому нередко приводит болезнь (не впадая, конечно, в учительство и вовремя привлекая, с согласия больного, священника – для беседы, для совершения Таинств Крещения, Покаяния, Причастия, Елеосвящения (соборования)).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)"

Книги похожие на "Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)"

Отзывы читателей о книге "Когда поставлен диагноз. О науке болеть и выздоравливать (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.