» » » » Евгения Белогорцева - Фаина Раневская


Авторские права

Евгения Белогорцева - Фаина Раневская

Здесь можно купить и скачать "Евгения Белогорцева - Фаина Раневская" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Биографии и Мемуары, издательство Литагент «Аттикус»b7a005df-f0a9-102b-9810-fbae753fdc93, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгения Белогорцева - Фаина Раневская
Рейтинг:
Название:
Фаина Раневская
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-389-10718-2
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Фаина Раневская"

Описание и краткое содержание "Фаина Раневская" читать бесплатно онлайн.



В Британской энциклопедии Фаина Раневская упомянута как одна из десяти лучших актрис XX столетия. Удивительно талантливая, она умела из самой маленькой роли сотворить шедевр. «Подкидыш», «Свадьба», «Золушка», «Человек в футляре», «Мечта» – об этих фильмах, возможно, давно бы забыли, если бы в них не играла Раневская. Работа в кино ее прославила, фразы персонажей повторяла вся страна: чего стоит хотя бы знаменитая репликой «Муля, не нервируй меня!», которой актрису много лет донимали восторженные поклонники. Об ее остроумии слагались легенды, афоризмы до сих пор в ходу, и зрительская любовь к Раневской никогда не иссякнет.






Фаина Раневская. История за час

Автор-составитель Евгения Белогорцева


Фото на обложке: © Юрий Сомов / РИА Новости


© Текст. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2015

КоЛибри®

Вступление

Едва ли кто-то из знаменитых актеров был так же «растаскан на цитаты», как она. И дело вовсе не в том, что она говорила что-то особенно мудрое, что-то особенно значимое. Она просто подмечала жизнь – порой нарочито, порой очень грубо, не чураясь крепкого слова, зато всегда – искренне. Она просто не умела врать, не умела быть нечестной и нечестности не терпела – ни в жизни, ни на сцене. Эта искренность, доходившая до детской наивности, часто вредила ей. Недаром ее подруга Анна Ахматова сказала ей: «Тебе одиннадцать лет и никогда не будет двенадцать».

Раневская прожила долгую жизнь. И совершенно невозможно сказать, была ли эта жизнь счастливой. Или несчастливой. Она и сама, наверное, не смогла бы точно сказать. С одной стороны – множество сыгранных, гениально сыгранных ролей. С другой – почти нет главных ролей. С одной стороны – множество друзей, великих, талантливых, ярких, знакомством с каждым из которых можно гордиться. С другой – разлука с семьей, отсутствие детей и личной жизни (во всяком случае, о ней почти ничего не известно).

О ней написано немало, но почти вся она прячется за цитатами – своими и своих героинь. А какой была она сама – Фаина Гиршевна Фельдман, по собственной воле превратившаяся в Фаину Георгиевну Раневскую?

Дочь небогатого нефтепромышленника

Жизнь начиналась для нее роскошно. В автобиографии, которую она пыталась написать, да ничего из этого не вышло, была фраза, которая сегодня вызывает смех. Кажется, что она была придумана специально – уж больно «по-раневски» она звучит. «Мой отец был небогатым нефтепромышленником», – написала Фаина Георгиевна, принимаясь за автобиографию. Но это чистая правда: по тем временам Гирша Фельдман действительно был нефтепромышленником небогатым. Правда, это не мешало ему иметь собственный пароход.

Итак, родилась Фаина Фельдман 27 августа 1896 года в городе Таганроге. Ее отец, Гирша Хаймович Фельдман, был владельцем фабрики сухих красок, также он владел несколькими домами, которые сдавались внаем, и магазином.

Раневская рассказывала, как ее старший брат (невеликих тогда лет), скорее всего под влиянием революционных настроений, однажды сказал ей (тоже еще совсем маленькой): «Наш отец вор, и в доме у нас все ворованное». – «И куколки мои тоже ворованные?!» – «Да».

Воображение подсказало Фаине, как отец грабит магазин игрушек, а мать стоит «на шухере». После такого ужасного открытия брат и сестра решили бежать из родительского дома, чтобы не иметь с этой «преступной группой» ничего общего. Подготовились к побегу основательно: купили подсолнух, семечки которого, честно поделенные пополам, грызли по дороге на вокзал. На вокзале их заметил городовой и отвез домой, где ожидало суровое наказание…

Мать Фаины, Милка Рафаиловна, была человеком тонкой души, обожала театр и искусство. Именно от нее дочери передалась эта любовь. Фаина Георгиевна вспоминала, как однажды мать вошла в ее комнату и тихо сказала: «Умер Чехов». Девочке тогда было семь лет.

Когда Фаине исполнилось пять лет, в ее жизни случилось первое потрясение: умер ее брат. Но примечательно это печальное событие скорее тем, что она сама впоследствии вспоминала: «Я очень плакала в те минуты. И украдкой поглядывала на себя в зеркало: а как я выгляжу, когда плачу?» Сказывались задатки будущей актрисы.

Как и все барышни из приличных семей, Фаина получила образование в начальной школе, затем – дома. Но ее всегда влекло в театр. Мать водила ее на многие постановки, и девочка со временем стала буквально бредить сценой.

Девушке из еврейской семьи никоим образом не позволялось идти в актрисы. Как юношеское увлечение это было еще допустимо, но в конечном итоге она все равно должна была выйти замуж и нарожать детей себе и внуков – родителям.

В отличие от большинства девиц, мечтающих сделаться актрисами, Фаина красотой не блистала. Красавицей в семье считалась ее старшая сестра Изабелла. А младшая – неуклюжая, нескладная, да еще и с большим носом. К тому же все детство и юность девочка заикалась. Но все это совершенно не останавливало ее. Отец даже пытался использовать внешность и заикание в качестве аргументов, когда отговаривал ее идти в актрисы…

Всю жизнь она скептически относилась к своей внешности. Когда ей, уже немолодой даме, предложили сниматься в передаче для детей (что-то похожее на «Спокойной ночи, малыши»), она отказалась: «Представляете – мать укладывает ребенка спать, а тут я своей мордой из телевизора: “Добрый вечер!” Ребенок на всю жизнь заикой сделается!»

Уже в детстве она опробовала свой актерский талант на родных. В дом часто заходили нищие – за подаянием. И маленькая Фаина стала копировать их, да так удачно, что кухарка давала «нищенке» ломоть хлеба, не узнавая хозяйскую дочь, а отец, увидев эти представления, попросил прекратить их, усмотрев дурное предзнаменование в перевоплощении дочери в попрошайку…

Причем девочка не «играла»: она вообще всю жизнь терпеть не могла это слово применительно к любимой профессии, считая, что на сцене нужно «жить». Она именно что «жила» в придуманном или скопированном образе, поэтому и выглядела столь органично.

Училась Фаина в гимназии, но училась, прямо скажем, так себе. Во-первых, ей не нравилось туда ходить, потому что ее не любили одноклассники. Во-вторых, предназначения многих наук она просто не понимала. Дело пошло лучше, когда родители перевели младшую дочь на домашнее обучение. Но и тут некоторые предметы, например математика, не давались ученице. Помог случай. Однажды на работе у отца Фаина увидела, как работает бухгалтер – сосредоточенный, серьезный, важный человек, полностью погруженный в свое дело. Придя домой, она просто… воплотила этот образ! И с математикой стало полегче…

С самого детства, во многом благодаря матери, она постигала мир именно так – через искусство. Память Фаины Георгиевны сохранила эпизод, когда она впервые в жизни увидела кино: «В детстве я увидела фильм, изображали сцену из “Ромео и Джульетты”. Мне было 12. По лестнице взбирался на балкон юноша неописуемо красивый, потом появилась девушка неописуемо красивая, они поцеловались, от восхищения я плакала, это было потрясение…

Я в экстазе, хорошо помню мое волнение. Схватила копилку в виде большой свиньи, набитую мелкими деньгами (плата за рыбий жир). Свинью разбиваю. Я в неистовстве – мне надо совершить что-то большое, необычное. По полу запрыгали монеты, которые я отдала соседским детям: “Берите, берите, мне ничего не нужно…” И сейчас мне тоже ничего не нужно…»[1]

Фаина и театр

Таганрог того времени был весьма культурным городом, и Милка Фельдман часто брала дочь с собой на театральные постановки. Смотрели они и «Вишневый сад», откуда Фаина Фельдман и позаимствовала сценический псевдоним. Она взяла фамилию из этой пьесы своего земляка Чехова, потому что именно после ее просмотра Фаина окончательно поняла, что хочет быть актрисой. Впрочем, имелась и другая причина, о которой упомянем чуть позже…

Сначала была местная театральная школа – предел допустимого для дочери Гирши Фельдмана. На сцене, к удивлению сверстников и преподавателей, девушка становилась совсем другой. Во-первых, начисто пропадало заикание. Во-вторых, она превращалась в красавицу – бледное лицо, обрамленное черными кудрями, огромные глаза…

Она все глубже и глубже погружалась в пучину театра и понимала, что путь, выбранный для нее родителями, – муж и дети – не для нее. Она знала, что семья не одобрит ее решения стать профессиональной актрисой. Знала – и все равно поступила так, как хотела.

Разумеется, родители противились тому, чтобы дочь пошла в актрисы. Фаина все равно сделала по-своему. В 1914 году она уехала в Москву, чтобы поступить в театральную школу или устроиться в театральную труппу.

Правда, хотя девушка была полностью поглощена искусством, она прекрасно отдавала себе отчет в том, что на жалованье актрисы ей не выжить. И с радостью приняла деньги, которые мать дала ей втайне от отца. Зная, что дочь решения не переменит, мать постаралась помочь своему ребенку хоть чем-нибудь.

На эти деньги Фаина сняла комнату, смогла немного обустроиться. Она собрала адреса всех театральных школ и начала методично обходить их все. А вечерами отправлялась в театр…

И если вечерами она млела от восторга и впитывала в себя воздух театральной Москвы, то днем на нее выливали ушат холодной воды: ни в одну театральную школу юную покорительницу столицы не приняли. Устроиться удалось только в частную школу, где учили за плату. Тут тоже очень выручили деньги, полученные от матери.

Однако деньги имеют свойство быстро заканчиваться. Из актерской школы пришлось уйти: там не ковали таланты, а зарабатывали деньги, поэтому девице, не способной платить, быстро указали на дверь. И будущая Раневская так и уехала бы обратно в Таганрог, если бы не чудо – встреча с балериной Екатериной Васильевной Гельцер. Они познакомились, когда Фаина молча стояла в толпе поклонников Гельцер после спектакля. Что привлекло знаменитую балерину в юной девушке? Возможно, то обожание, с которым она взирала на приму, возможно, исходящее от девушки тепло и радость… Так или иначе, балерина пригласила Фаину в свой экипаж и неожиданно для самой себя познакомилась с удивительным человеком.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Фаина Раневская"

Книги похожие на "Фаина Раневская" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгения Белогорцева

Евгения Белогорцева - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгения Белогорцева - Фаина Раневская"

Отзывы читателей о книге "Фаина Раневская", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.