» » » Коллектив авторов - Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая


Авторские права

Коллектив авторов - Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Образовательная литература, издательство Литагент «Алетейя»316cf838-677c-11e5-a1d6-0025905a069a, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая
Рейтинг:
Название:
Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-9905926-3-6
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая"

Описание и краткое содержание "Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая" читать бесплатно онлайн.



В сборнике собраны статьи профессоров и преподавателей факультетов философии Шанхайского университета и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» посвященные осмыслению роли философских курсов в системе современного университетского образования. Сопоставление работ китайских и российских авторов позволяет увидеть как общие черты, так и существенные различия ситуаций в образовании двух стран.

Сборник предназначен для широкого круга читателей, интересующихся проблемами современного университетского образования.






Известный китайский ученый и педагог, бывший ректор Чжэцзянского университета господин Чжу Кэч-жэнь отмечал: «Цель университетского образования заключается в том, чтобы воспитать кадры, способные управлять страной, стимулировать развитие личности, изучать и обсуждать специальные знания, особенно важно при этом выковывать справедливый, четкий, свободный и беспристрастный образ мышления, который не связан привычками и обычаями, не возводит себе кумиров, не подчиняется слепо, а стремится применить свои возможности». Миссия университетов заключается в том, чтобы воспитать «человека», человека, задающего тенденции, самостоятельного, независимого и всесторонне развитого, а не только лишь ремесленника, некий механизм из плоти и крови.

В 1922 г. создатель современной китайской высшей школы, выразитель ее духа, господин Цай Юаньпэй в статье «Спор о свободе образования» указывал: «Образование оказывает помощь студенту в том, чтобы он смог развить свои способности, сформировать свою индивидуальность, внести свой вклад в культуру человечества. Оно не должно превращать обучаемого в подобие специфического механизма, которому находится применение в зависимости от поставленных целей». Именно поэтому Цай Юаньпэй в своей образовательной методике всячески ратовал за то, чтобы осуществлять гуманитарное образование, используя форму и содержание искусства и эмоции и повышать тем самым моральные качества студентов и их процесс работы над собой.

В реальной жизни человек обладает не только разумом, но и чувствами, и эмоции часто играют в жизни человека важную роль. И взволновать, увлечь, пройти через чувства, взгляды, сенсибилизацию в человеке может гуманитарное образование, любое техническое образование навряд ли сможет, подобно образованию гуманитарному, проникнуть в глубину мышления человека и усовершенствовать дух, чувства и образ мыслей. Поэтому, если университетское образование будет лишь уделять внимание рационалистическому техническому образованию, то воспитание чувств в человеке будет оставлено без внимания, и очевидно, что такое образование будет несовершенным и неполным.

Международный комитет по развитию образования ЮНЕСКО много лет назад опубликовал знаменитый доклад «Учиться существовать: мир образования сегодня и завтра», в котором отмечалось: «Ради потребностей науки и специализации полноценное и всестороннее образование, которое получала молодежь, стало разрозненным и неполным. Для того, чтобы осуществить дробное деление какого-либо предмета или провести тренинг по работе с невысокой эффективностью, завышенно оценивалась важность технических способностей и наносился ущерб другим, больше относящихся к моральным качествам человека».

Этот доклад настойчиво указывает на предвзятость современного образования, сосредоточенного на образовании техническом, а в Китае подобная предвзятость университетского образования проявляется особенно сильно. Поэтому необходимо изменить односторонний подход, при котором большое внимание уделяется техническому и профессиональному образованию, а образование гуманитарное, направленное на духовное развитие недооценивается, с тем, чтобы обучаемые не были далеки от гуманитарного знания из-за увлеченности наукой.

Университетскому менеджменту и педагогам также следует пересмотреть свои взгляды, серьезно продумать концепцию высшей школы, системно и функционально изменить чрезмерно специализированное разделение учебных дисциплин с тем, чтобы обучаемые одновременно с получением специализированных знаний имели достаточно времени для изучения гуманитарных дисциплин, ощутить благотворное влияние гуманитарного образования, а именно вновь обратить внимание на науки, связанные с человеком, вернуть университеты на путь воспитания человека, а не «орудия производства».

2. Гуманитарное образование и функции университета

Университеты не могут только лишь развивать профессии и осуществлять подготовку технических специалистов, они должны выполнять свою особую функцию поддержания гуманистического духа. Гуманитарное образование уделяет огромное внимание воспитанию в студентах гуманистического духа, заботе о личности, развитию нравственности, духовности и системы ценностей.

Современное университетское образование в основном осуществляет специализированное образование. После поступления в вуз студенты определяются со специальностью, и впоследствии жизнь каждого индивида проходит неотделимо от полученной специальности. Поэтому, вне зависимости от того, какие требования предъявляет развитие общества к специальному образованию, ради ответа на неограниченные жизненные возможности мы должны переосмыслить такие общечеловеческие вопросы, как смысл жизни, различение добра и зла, справедливость и несправедливость, красота и уродство… Однако эти жизненные вопросы требуют предоставления студентам гуманитарного образования, и это образование помогает студентам преодолевать будущие жизненные вызовы – то, что не может обеспечить специальное или техническое образование.

Цель университетского образования в том, чтобы привить студенту гуманистические ценности, но в чем они заключаются? Некоторые полагают, что «так называемые ценности гуманизма заключаются в том, что человеческая природа, смысл человеческой жизни являются наивысшей ценностью в человеческих поступках. Ценности гуманизма могут проявлять себя в философской, религиозной или эстетической форме.

Другие полагают, что «гуманистические ценности – это внимание к проблемам, поиск ответов на вопросы, возникающим в процессе существования и развития человечества, конкретное выражение внимания к человеческому существованию, утверждение человеческого достоинства и соответствие человечным условиям жизни, стремление к освобождению человечества и свободному и полному его развитию и т. д.» Резюмируя, можно сказать, что в основе гуманистических ценностей – ценность человека, а не победа над вещественным миром, и истинное бытие человека, пристальное внимание к развитию и совершенствованию человека, интерес к смыслу жизни. Конечной целью является правильное отношение к природе, обществу, другим людям и самому себе. Недостаток гуманистических ценностей ведет к односторонности развития человека, превращению индивида в «ограниченного» человека, занятого лишь погоней за материальным (Маркс), недостатку сострадания к другим людям и непонимание разницы между хорошим и плохим, недостатку интереса к цели и смыслу человеческой жизни и перспективам развития человечества.

Приведенные выше доводы объясняют, что гуманистические ценности состоят не в стремлении к материальному благополучию, но к благополучию духовному, а именно должны быть «невещественными», не «материальными». Что касается высшей школы, то гуманитарное образование, осуществляемое в процессе университетского образования, тем более должно вырвать студентов из погони за материальными благами и выгодой. Это не означает, что материальное благополучие не нужно, мы уже не сможем вернуться к тому, чтобы «жить по высшим принципам, уничтожив плотские желания». «Вырвать студентов из погони за материальными благами» означает понимание того, что превосходная материальная жизнь – всего лишь часть жизненных устремлений, но не все жизненные устремления. Помимо создания материальной культуры, обладания предметами материальной культуры, также нужно научиться «смотреть на звездное небо», «следовать за мечтой», «анализировать человеческую жизнь».

Если говорить больше, необходимо понимать, что «эпохи меняются, а природа и человек влияют друг на друга» (Сыма Цянь), понимать ответственность человека за то, чтобы «хранить Небо в сердце, образовывать простых людей, учиться у мудрецов, хранить мир и спокойствие во всем мире» (Чжан Цай) с тем, чтобы в итоге осуществить «полное и свободное развитие человека» (Маркс).

В древнем Китае ученые жили в соответствии с моральной традицией «думать о высшей истине и не обращать внимания на мелочи жизни», а сейчас в университетах во многих случаях проявляются признаки преобладания жизненных мелочей над высшей истиной. Часть студентов либо полностью ориентированы на материальные выгоды, целиком отдавая себя какой-либо профессии и вступая в общественные отношения на основе полученного диплома, либо предаются праздности, занимаются интернет-серфингом, избегают трудностей и тревог перед лицом прессинга трудоустройства.

Наше университетское образование отдает все силы профессиональному обучению и квалификационной подготовке, затрачивает на это большое количество интеллектуальных и материальных ресурсов, во многих университетах введены специальные дисциплины по помощи в поиске работы и работают специальные инструкторы, во многих вузах студентам-четверокурсникам разрешается не посещать занятия, тратя аудиторное время на поиск работы. Немецкий философ Хайдеггер дал этому феномену блестящую оценку: «Трудности эпохи заставляют людей уделять огромное внимание банальным и незначительным пустякам своей повседневной жизни, бороться за получение выгоды, что захватило все их душевные силы и внешние ресурсы, и привело к тому, что люди невольно перестали вникать в достаточно глубокий внутренний мир человека и достаточно чистую психическую деятельность вплоть до того, что многие выдающиеся таланты оказались связанными этим трудным положением, а многим пришлось внутренне чем-то пожертвовать. В связи с тем, что мировая мораль слишком занята реальностью, она не может обратиться к внутреннему миру, вернуться к себе».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая"

Книги похожие на "Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая"

Отзывы читателей о книге "Философия в университете. Взгляд из Москвы и Шанхая", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.