» » » Б. Душков - Психосоциология человекознания


Авторские права

Б. Душков - Психосоциология человекознания

Здесь можно купить и скачать "Б. Душков - Психосоциология человекознания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Психология, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2003. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Б. Душков - Психосоциология человекознания
Рейтинг:
Название:
Психосоциология человекознания
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2003
ISBN:
5-9292-0065-3
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Психосоциология человекознания"

Описание и краткое содержание "Психосоциология человекознания" читать бесплатно онлайн.



В книге впервые предпринята попытка рассмотреть основные проблемы психосоциологической науки с точки зрения актуальных направлений ее развития: объективных, субъективных, относительных и абсолютных процессов и периодов. Объективные процессы связаны с феноменами биогенеза и социогенеза, развитием внешних и внутренних детерминант деятельности нейропсихологической организации мозга, особенностями социального развития личности и т. д. Субъективные проявляются в развитии видов психики и типологии видов сознания людей. Относительные связаны с аспектами поведения, психосоциогенезом видов поведенческих актов, особенностями деятельности, проявляющимися в морально-правовых аспектах социализации личности, в нравственных идеалах людей. Абсолютные проявляются в общей национальной и профессиональной этике, в общении и совместной деятельности как видах человеческих взаимоотношений и т. д. Все эти направления составляют предмет и объект психосоциологической науки.

Данная книга адресована не только профессиональным психологам, философам, историкам, богословам, этнографам, педагогам, патофизиологам, врачам, психиатрам, географам и т. д., но может быть использована в качестве учебного пособия для студентов, бакалавров, магистров, аспирантов, молодых преподавателей России, изучающих или использующих на практике современные идеи, концепции и методы изучения единого, целостного психосоциологического мировосприятия, к которому движется человечество в новом столетии.






В психосоциологическом исследовании наиболее широко применяются следующие методы наблюдения за жизнью представителей социальной общности: эксперимент, беседа, изучение этнической деятельности, анкетирование, тестирование, сравнительный анализ развития социальных особенностей (обычаи, традиции, обряды и т. д.), которые, в свою очередь, преломляются во множестве специальных процедур – методиках получения научных данных об социальных особенностях группы, этнических процессах, свойствах и состояниях личности, этнического сознания, деятельности и общения и т. д.

Для организации психосоциологических и этнопсихологических исследований обычно используют лонгитюдный (длительное и систематическое изучение одних и тех же испытуемых) и сравнительный методы анализа разнообразных этнических, социальных и психологических характеристик.

Лонгитюдный метод заключается в том, что на протяжении продолжительного времени последовательно изучаются представители той или иной этнической или социальной общности.

Если в процессе этнопсихологического и психосоциологического исследования сравниваются особенности психологического проявления образа жизни этнических общностей, то данные исследования обозначают как сравнительно-онтогенетическое построение.

1.5. Методологические принципы и процессы в психосоциологии

Этнокультурные процессы

Культуру можно определить как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленной продуктами материального и духовного труда, системой социальных норм и учреждений, духовными ценностями, совокупностью отношении людей к природе, между собой и к самим себе. Культура есть всегда результат общественной деятельности, в какой бы форме, индивидуальной или коллективной, она ни осуществлялась.

Понятия «социокультурные» и «этнокультурные процессы» фиксируют и общее отличие человеческой жизнедеятельности от чисто биологических форм жизни, и качественное своеобразие исторически конкретных форм этой жизнедеятельности на различных этапах развития общества, в рамках определенных эпох, социально-экономических формаций, этнических и национальных общностей. Этнокультурные и социокультурные процессы характеризуют особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни, в их межэтнической деятельности. Этнокультурные процессы затрагивают особенности отдельного индивида, социальной группы и всего общества в целом.

В деятельности личности эти процессы играют особую роль, ведь передача этнокультурной информации, как и всякой другой, осуществляется в человеческом обществе в различных формах: через произведения материальной и духовной культуры, путем познавательных процессов, жестов и т. п. Одной из основных форм такой передачи выступает речь – словесная информация, исторически сложившаяся в процессе материальной, преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком. Для этнокультурных процессов представляет интерес прежде всего место речи в системе высших психических функций человека – ее взаимоотношения с мышлением, сознанием, памятью, эмоциями и т. д. При этом особенно важны те особенности речи, которые отражают структуру личности и ее деятельность в этногруппах и этнообщностях. Обмен сведениями этнокультурного характера осуществляется на основе непосредственных (личных) или опосредованных (неличных) контактов. Как отмечает Ю.В. Бромлей, по мере развития средств массовой коммуникации удельный вес непосредственных контактов в передаче социокультурной, этнокультурной и этнопознавательной информации непрерывно сокращается. Соглашаясь с Бромлеем, другой исследователь, Ю.М. Кобищанов, тем не менее подчеркивает, что такие контакты все равно остаются наиболее действенными. Основными видами контактов, связанных с передачей этнокультурной информации, являются бытовые, производственные, рекреативные и учебные. Будучи основным коммуникативным средством, язык в то же время выполняет сигнификативные функции, выступает в качестве условного знака принадлежности его носителей к определенной этнической и социальной группе, к определенному классу этнокультурных и познавательных процессов. При характеристике языка как этнического признака культурно-познавательных процессов следует учитывать своеобразие самого восприятия этого признака, так как язык служит средством человеческого общения, мыслительной и социальной деятельности, выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения культурно-познавательной и другой информации. Языковая принадлежность этнической группы может быть выяснена при первых контактах с ней. В то же время вопрос об этнической принадлежности духовной культуры гораздо сложнее. В отличие от языка лишь некоторые элементы культуры (в узком значении этого слова) выделяются обыденным сознанием в качестве отличительных черт данного этноса или социальной общности.

Следует разграничивать культурно-познавательные процессы личности и групповые процессы. Поскольку в целом этнокультурные процессы отдельного индивида не обладают всеобщей значимостью для этноса, они сами по себе не могут служить отличительными признаками последнего. В такой роли могут выступать лишь те черты культурно-познавательных процессов, которые характерны для всего этноса или социальной общности. Этнические культурно-познавательные процессы не следует смешивать с культурно-познавательными процессами этноса (нации) в целом. Последние включают не только этнические, национально-специфические, но и межэтнические, интернациональные компоненты. Культурно-познавательные процессы можно разграничить в зависимости от их содержания на стереотипы деятельности и стереотипы воспитания. Под первыми мы понимаем динамическую систему взаимодействий личности с миром, этносом, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте культурно-познавательного образа и реализация опосредованных им отношений субъекта с предметной действительностью, а под вторыми – деятельность по передаче новым поколениям этноисторического и социального опыта, планомерного и целенаправленного воздействия наличность, т. е. деятельность, обеспечивающую формирование личности, ее подготовку к общественной жизни и производительному труду в этногруппе и этнообщности.

При развитии этнокультурных процессов выделяют два элемента, составляющих их основу: чувственное (ощущения, восприятия и представления) и рациональное (мышление во всем его многообразии: понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории и т. д.). В этнокультурных процессах следует различать уровни – качественно-своеобразные знания, варьирующиеся по полноте, глубине и всесторонности охвата объекта познания, по способу достижения основного содержания знания, по форме выражения. В первую очередь следует упомянуть такие уровни, как чувственно-эмпирический и теоретико-творческий. Они имеют у разных народов свою специфику, связанную с характером развития этнических функций культуры. Различаются культурно-познавательные процессы по особенностям своих важнейших, наиболее стабильных, образований. Так, говорят об особенностях культурно-познавательных процессов конкретной исторической эпохи, о национальном и классовом характере этих процессов. Однако строгих различий между культурно-познавательными процессами установить не удается: в любой исторической эпохе культурно-познавательные процессы всегда содержат в себе, например, элементы культурных знаний предыдущих эпох, хотя роль этих элементов может существенно меняться в связи с возрастной динамикой перцептивно-познавательных процессов. Так, эксперименты показали, что возрастная динамика мнемических функций отличается чрезвычайной лабильностью и противоречивостью.

Наиболее важными проблемами, стоящими перед психосоциологией в области изучения культуры и природы, являются исследования отношений между человеческими (социальными) сообществами и окружающей географической, социальной и культурной средой, прямое и побочное влияние производственной деятельности на состав и свойства окружающей среды, экологическое воздействие антропогенных, особенно урбанизированных, ландшафтов, других социально-экологических факторов на физическое, социальное и психологическое здоровье человека, на генофонд человеческих популяций, влияние социальных аспектов групповых психических процессов на взаимодействие и на поведение людей и т. д.

Одна из проблемных областей психосоциологии – изучение влияния социально-психологических явлений на взаимодействие культуры и природы. Социально-психологические особенности культуры характеризуют познавательную, гносеологическую деятельность людей, их историческую преемственность, передачу социального опыта, коммуникативную, регуляторную, нормативную направленность деятельности людей.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Психосоциология человекознания"

Книги похожие на "Психосоциология человекознания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Б. Душков

Б. Душков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Б. Душков - Психосоциология человекознания"

Отзывы читателей о книге "Психосоциология человекознания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.