» » » » Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США


Авторские права

Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США

Здесь можно купить и скачать "Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2002. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США
Рейтинг:
Название:
Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США
Издательство:
неизвестно
Год:
2002
ISBN:
5-9292-0073-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США"

Описание и краткое содержание "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США" читать бесплатно онлайн.



Такие понятия, как «арабо-израильский конфликт», «Персидский залив», «нефть», «повышенная международная напряженность» вот уже несколько десятилетий, постоянно и в непосредственной взаимосвязи фигурируя в контексте международной геополитики, весьма активно привлекают внимание мировой общественности.

Вместе с тем, в 80–90-е годы США стали великодержавным посредником не только в регионе Персидского залива, но и определяющим внешним фактором в решении ключевых конфликтных проблем всего БСВ.

В данной связи, в настоящей монографии, освещая главные узлы и проблемы международной жизни на БСВ, большое внимание уделено также и действиям США здесь.






Также определенные потери американская сторона понесла из-за отказа ИРИ продавать нефть Израилю и ЮАР, с компаниями которых тесно сотрудничал американский капитал.

Следует сказать, что иранская национализация и изгнание засилья иностранцев из народного хозяйства нанесли серьезный удар по интересам европейских стран, Японии и других иностранных государств, чьи компании функционировали на иранском предпринимательском рынке. В частности, было прекращено сотрудничество с западными компаниями: на строительство металлургических заводов в Ахвазе и Бендер-Аббасе;[19] атомных электростанций, в том числе в Бушахре и на реке Карун;[20] нового международного аэропорта к югу от Тегерана и многих других объектов. По данным иранской газеты «Эттелаат», всего была запрещена деятельность 56 японских и большое количество компаний других стран.[21]

Кроме того, были аннулированы контракты о сотрудничестве за пределами Ирана: с государственной компанией ФРГ «Золд Джеттер» на строительство подводных лодок, отсрочена оплата очередных взносов кредита, предоставленного Ираном Англии в дореволюционный период на сумму 0,8 млрд. долл.[22]

Однако следует обратить внимание на существенное отличие между подходом иранских властей к американскому присутствию в Иране, с одной стороны, и к таковому иного иностранного капитала – с другой. Отношение к европейским компаниям и их предпринимательству на иранском рынке было более снисходительным. При этом также нужно учесть, что интересы восстановления народного хозяйства, понесшего большой урон в ходе революционной смуты и смены власти, требовали сохранения определенного сотрудничества с Западом. Поэтому, по прошествии первой волны ломки в общественной жизни Ирана, новое правительство страны несколько ослабило введенные было ограничения для ряда совместных ирано-иностранных компаний. Однако это не означало возвращения к прежней тесной зависимости от иностранного капитала, что имело место в шахский период. «Прощение», в частности, коснулось автостроительных заводов «Пейкан», а также сотрудничества с иностранными компаниями-поставщиками полуфабрикатных изделий и узлов: «Пежо-Ситроен», «Рено», «Тальбот» и др.

Таким образом, «антииранизм» Запада был обусловлен недовольством его корпораций, высокие прибыли которых обеспечивались за счет господства западных монополий и других форм предпринимательства капитала на мировом рынке и за счет неэквивалентного товарообмена между Севером и Югом. А ведь иранская форма «расправы» с иностранными компаниями могла быть воспринята в «третьем мире» как пример для подражания. Поэтому западные правительства, и, прежде всего, США, весьма оперативно применили к ИРИ режим ответных жестких санкций.

Для нанесения ударов извне наиболее болезненным представлялось экономическое хозяйство Ирана. Уже в первые дни иранской революции западные компании начали отзывать своих специалистов с объектов на территории Ирана, разрывать или ужесточать условия коммерческих и валютных соглашений, отказываться от поставок технологий и различного сырья.[23]

Когда же Тегеран стал восстанавливать в определенных пределах контакты с иностранными компаниями, правительства западных держав приступили к реализации более щадящей политики в отношении Ирана. Однако она была специфичной со стороны каждой иностранной державы – так себя повели европейские державы и Япония. Многие из них, преследовавшие прежде всего коммерческие интересы своих компаний, в 80-е годы продолжали свою активную деятельность на иранском рынке и преуспели, сохранив ведущие позиции в импорте ИРИ, то есть в своих прибылях от иранских нефтедолларов.

Совершенно иначе действовал Вашингтон. Он занял наиболее жесткую и непримиримую позицию в отношении Тегерана. Руководство США открыто придерживалось линии неприятия политического режима Исламской Республики. Однако при этом американская дипломатия ссылалась на интересы уважения правил сосуществования мирового сообщества. Так, Госдепартамент США заявлял о незыблемости территориальной целостности и независимости Ирана, о своей готовности к переговорам с Тегераном, о желании возвращения Ирана в семью миролюбивых государств. Но при этом делалась оговорка: «При соблюдении Исламской Республикой Иран международных норм», – то есть читай – соответствовать интересам внешней геополитики США.[24]

Посчитав захват иранскими студентами-сторонниками Хомейни американских заложников в Тегеране как тяжелейшее оскорбление ведущей державе мира, Вашингтон встал на путь «державной мести». «Американский ответ» был многосторонним и регулируемым по времени и назначению. Прежде всего удар был нанесен с финансовой стороны. Как известно, нью-йоркский «Чейз Манхэттен банк» считается главным содержателем нефтяных доходов, поступивших от иностранных компаний и государств. Ежегодно он осуществлял операции огромными суммами в пределах 20–25 млрд. долл… Здесь же, по неофициальным оценкам, были размещены капиталы свергнутого иранского шаха Мохаммеда Реза Пехлеви до 20 млрд. долл. ИРИ, считая себя наследницей иранской государственности и в том числе её богатств, потребовала от иностранных держателей шахских богатств и других иранских капиталов, которые незаконным образом были размещены за границей, чтобы эти средства были возвращены иранскому народу. Однако, по распоряжению президента Картера этот банк, обвинив Иран в якобы нарушении срока погашения его кредитов, заморозил иранские активы.[25] Так поступили и другие банки США на общую сумму в 8 млрд. долл.[26] Вскоре последовали аресты иранских авуаров и активов в филиалах американских банков или в смешанных с американским капиталом компаниях. В итоге санкций только в финансовой области, практически все американские банки и компании, сотрудничавшие с иранскими деловыми кругами шахского периода, выдвинули иранской стороне счета с требованием компенсации их потерь от произведенного ИРИ аннулирования контрактов с ними. Вашингтон ввел эмбарго на все виды торговых отношений с Исламской Республикой Иран, вслед за которым под жестким давлением со стороны американской администрации государства ЕЭС и Япония заявили о присоединении к этой кампании.[27] Практически одновременно ведущие импортеры иранской нефти из числа европейских и японских компаний, заявив о неприемлемости иранских цен на экспортируемую нефть, приостановили ее приобретение.[28]

Таким образом, Исламская Республика Иран понесла громадные потери. Поэтому ей пришлось сделать значительные финансовые уступки иностранным компаниям и банкам, которые привели к потере в виде всевозможных компенсаций многих миллиардов долларов. В последующие годы иранским финансам был нанесен другой удар – это, начиная с 1981 года, крупное падение цен на мировом нефтяном рынке, что привело к резкому сокращению нефтедолларовых доходов страны. Причем данный факт имел место на фоне ухудшения иранских возможностей в вопросе приобретения необходимых видов оборудования и других товарных групп на международных рынках – издержки страны, по данным правительства, возросли дополнительно на 30 %.

Американо-иранская торговля упала до чрезвычайно низкого уровня: сравнительно с 1978 годом взаимный товарооборот сократился почти в 10 раз, в то время как между странами Западной Европы и Японией, с одной стороны, и Ираном – с другой, сокращение составило только 20–30 %. А ведь за счет импорта из США Иран обеспечивал себя на 3/4 военной техникой и технологией, а также на 25 % продовольствием.[29]

Наиболее стабильными и на сравнительно высоком уровне иранские внешнеторговые связи осуществлялись с ФРГ, Японией, Италией и малыми европейскими странами, так что и ФРГ, и Япония сохранились в качестве ведущих торговых партнеров Ирана.[30] То есть солидарность «Большой семерки» держав с Вашингтоном практически мало сказалась на их торговых отношениях с Ираном.

В результате американской многосторонней блокады ИРИ, частично поддерживавшейся союзниками США, в Иране, в дополнение к факторам внутреннего происхождения, фактически вплоть до 90-х годов наблюдалось значительное расстройство деятельности народного хозяйства. Таким образом, хотя народнохозяйственный кризис в Иране был обусловлен исламской революцией 1979 года и ее последствиями, немаловажную роль при всем этом сыграло и возникшее политическое противостояние между США и Исламской Республикой Иран.

Особенно тяжелой обстановка была в первые послереволюционные годы. Так, в течение 1979–1980 гг. ВНП страны сократился на 23 %.[31] Ирано-иракская война, серьезно высасывавшая ресурсы страны на нужды фронта, держала народное хозяйство ИРИ в сложном положении. Однако государство находило средства на восстановление разрушенных объектов и даже обеспечивало минимальное развитие экономики. Вместе с тем, возникшее сокращение ВВП в 1987 году все же было обусловлено действием фактора затянувшейся разорительной войны с Ираком.[32] Более того, в её ход всё более стали вмешиваться вооруженные силы США, патрулировавшие в Персидском и Оманском заливах. Они же оказывали давление на ИРИ не только в сфере экономики. Оно охватывало буквально все сферы международных отношений, но одновременно было прагматически изменчивым. Степень враждебных действий в отношении Ирана определялась конъюнктурой политической ситуации в Заливе: с одной стороны, «поведением» Тегерана, и с другой – международной обстановкой в регионе.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США"

Книги похожие на "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Анатолий Олимпиев

Анатолий Олимпиев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Анатолий Олимпиев - Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США"

Отзывы читателей о книге "Геополитические перемены на БСВ в 80–90-е годы и политика США", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.